Общественно-политический журнал

 

Происходит процесс построения «цифрового авторитаризма»

Правительства по всему миру все чаще используют социальные сети для манипуляции на выборах и контроля над гражданами. Ряд стран продолжает заниматься построением «цифрового авторитаризма». Глобальная свобода Интернета снижается уже девятый год подряд, согласно отчету о свободе Интернета, который был опубликован на сайте неправительственной организации Freedom House 5 ноября.

«Главные авторитарные державы, такие как Россия и Китай, были замешаны в кибератаках и информационной борьбе, связанной с выборами в демократических государствах», – говорится в отчете.

В феврале 2019 года, за три месяца до федеральных выборов в Австралии, спецслужбы сообщили о кибератаке на компьютерные системы парламента и три главных политических партии, которые приписали министерству государственной безопасности Китая, говорится в документе.

Центральная избирательная комиссия Украины столкнулась с волной кибератак, вероятно, исходящих из России, накануне президентских выборов, которые проходили в апреле-мае этого года, отмечает Freedom House.

Перед промежуточными выборами в Конгресс США в ноябре 2018 года компания Microsoft обнаружила, что подразделение, связанное с российской военной разведкой, создало сайты, напоминающие сайты Сената и влиятельной аналитической организации, связанной с республиканцами, чтобы попытаться выманить у посетителей личную информацию и пароли.

Связанные с Россией группы также распространяли дезинформацию через Твиттер, Facebook и YouTube в ходе выборов в Европарламент в мае 2019 года.

«Подобное трансграничное вмешательство было нацелено на усиление разобщенности, поддержку выгодных кандидатов и подрыв демократии», – отмечается в отчете.

Согласно Freedom House, после того как более 50 оппозиционных кандидатов не были допущены на выборы в Мосгордуму в сентябре 2019 года, в разных регионах России начались акции протеста, которые продолжались около двух месяцев. Демонстранты использовали инновационные цифровые инструменты коммуникации для координации своих действий, которые включали медицинскую помощь, юридическую помощь задержанным, доставку питания и другой помощи и передачу денег на покрытие административных штрафов.

Отчет критикует ситуацию в Казахстане, где неожиданный уход многолетнего президента Нурсултана Назарбаева и голосование, подтвердившее полномочия выбранного им преемника довели уровень внутреннего недовольства в стране до точки кипения. Правительство временно урезало доступ в Интернет, блокировало более десятка местных и международных новостных сайтов и ограничивало доступ к социальным сетям в попытке заставить активистов замолчать и не допустить цифровой мобилизации, отмечает Freedom House. Снижению уровня свободы Интернета в Казахстане также способствовали попытки правительства монополизировать рынок мобильной связи и ввести электронную слежку в реальном времени.

Помимо проблемы вмешательства иностранных режимов в выборы возникла новая угроза демократии – внутри ряда стран, когда лидеры-популисты, опираясь на своих сторонников в сети, пытаются повлиять на внутреннюю политику. Согласно отчету, дезинформация была наиболее часто используемой тактикой. Власти в некоторых странах блокировали веб-сайты или закрывали доступ к Интернету в попытке удержать власть.

«Многие правительства считают, что в социальных сетях пропаганда работает лучше, чем цензура», – сказал Майк Абрамовиц, президент Freedom House. «Сторонники авторитарной власти и популисты по всему миру используют не только людей, но и компьютерные алгоритмы, чтобы победить на выборах, а также используют грубую силу вместо правил, которые были созданы для обеспечения свободных и честных выборов».

Правительства в демократических странах следят за своими гражданами в Интернете, чтобы выявить потенциальные угрозы, а в некоторых случаях для подавления оппозиции. Freedom House нашел доказательства существования специальных программ по надзору в социальных сетях в 40 из 65 стран, которые являлись предметом анализа.

«Если раньше все эти инструменты использовались самыми мощными в мире разведывательными агентствами, то сейчас они стали более доступными, – сказал Адриан Шахбаз, директор по исследованиям технологий Freedom House. – Достижения в области искусственного интеллекта способствуют развитию рынка наблюдения в социальных сетях, который сложно контролировать. Даже из стран, где существуют гарантии основных свобод, поступают сообщения о злоупотреблениях».

В первую пятерку стран с самым свободным Интернетом вошли Исландия, Эстония, Канада, Германия, Австралия. США находятся на седьмом месте. При составлении рейтинга учитывались три фактора: отсутствие препятствий к интернет-доступу, доступность контента и соблюдение прав пользователей.

Украина находится на 32 месте в глобальном рейтинге из 65 стран, Беларусь – на 48, Казахстан – на 50, за ним идет Россия. Лучше всего ситуация со свободой интернета обстоит в Армении и Грузии. Хуже всего – в Узбекистане.

«В Армении продолжились позитивные изменения, связанные с “Бархатной революцией” 2018 года. Настроенный на реформы премьер-министр Никол Пашинян инициировал сокращение ограничений на контент и нарушений прав пользователей», – отмечается в докладе. В частности, снизилось число актов насилия в отношении интернет-журналистов, а цифровые СМИ стали менее подвержены экономическому и политическому давлению.

Авторы доклада отмечают: среди 3,8 млрд жителей планеты, имеющих доступ к Интернету, 71% живет в странах, где за публикацию поста можно угодить за решетку, 65% живет в странах, где интернет-пользователи подвергались нападками или были убиты за свою деятельность в сети. 46% пользователей живут в странах, где доступ к соцсетям ограничен в той или иной степени.

Александр Яневский