Общественно-политический журнал

 

Президент вспомнил свой банковский опыт

В Литве на кону две идеи – ввести налог на банки и учредить государственный коммерческий банк. Примечательно, что в процесс принятия решения активно включился и новый президент Гитанас Науседа, прежде известный банковско-финансовый аналитик.

Первый проект предполагает взымать с банковских активов, превышающих 300 млн. евро, мзду в размере 0,03% от них. Он уже одобрен правительством и ожидаемый доход даже учтен в бюджете на 2020 год. Тем не менее, под давлением критиков, в правительственном постановлении Сейму рекомендуется организовать консультации на предмет последствий и оценить на непротиворечивость правовым нормам ЕС.

Столь странная ситуация возникла в ответ на заявления Литовской ассоциации банков и главы центробанка Витаса Василяускаса, которые возмущаются, что проект не прошел серьезного обсуждения и экспертизы среди специалистов. И это притом, что, будучи инициированным польской фракцией в Сейме, он был зарегистрирован еще в 2016 году. Но пролежал под сукном три года и обсуждался в пожарном порядке, чтобы успеть отразить его в бюджете.

Сомнения самих банкиров поткрепляются еще и тем, что опыт Польши, которая ввела такой налог в 2016-м, вызывает сомнения. В литовских СМИ появилось интервью с тамошним экспертом, который считает, что эта мера снизила конкурентоспособность в банковском секторе в минус маленьких и в пользу больших игроков рынка. Ведь крупным банкам легче ограничить расходы. В итоге за три года число банков сократилось с 38 до 31. Он полагает, что вводить налог следовало не на активы (т.е имущество ) банков, а на их пассивы (обязательства).

На этом фоне довольно неожиданным прозвучало мнение президента, который предложил ввести налог не на активы, а ...на банковский процент. Резон очевиден: он стал бы примочкой против дорогих кредитов и сверхприбылей. По этому показателю Литва один из лидеров в ЕС.

Идею насчет государственного коммерческого банка инициировала нынешняя политическая коалиция, в которой верховодят «крестьяне» (Союз крестьян и «зеленых»). Президент поддержал ее: «Ситуация стала такой , что на эту альтернативу не должно быть табу», - завявил он в интервью Delfi.

Резоны, которые при этом выдвигаются – провоцирование конкуренции, влияние на ориентацию внимания банков к важным сферам жизнедеятельности, полагаю, имеют и политический аспект. Вопрос в том, что все – за исключением одного, банки Литвы являются иностранными, примерно на 85% скандинавскими. В этом контексте запрос на государственный банк – это стремление внести элемент влияния в отстаивании национальных интересов в работе банковского сектора. Полагаю, что это обстоятельство в определенной мере объясняет и волевой характер принятия решений.

В настоящее время в Литве действуют 6 коммерческмих банков, 7 филиалов инобанков и 5 их представительств.

Владимир Скрипов