Вы здесь
Российской экономике в 2020 году предстоит пережить шоковое сокращение притока иностранной валюты
Из-за обвала цен на углеводороды, обеспечивающие торговли с внешний, общий объем доходов от экспорта товаров рухнет на 40%, предупреждает ЦБ в обновленном среднесрочном прогнозе, опубликованном в пятницу.
По сравнению с прошлым годом страна не досчитается 169 млрд долларов валютной выручки. Ее общий объем упадет с 419 до 250 млрд долларов.
Экспортные доходы, на 80% состоящие из валюты от продажи сырья, - это «нить», связывающая Россию с потреблением из развитого мира: импортные товары - от одежды и техники, до фруктов и моющих средств, а также технологии и оборудование для промышленности, сырье для сельского хозяйства - закупаются на эти деньги. В денежном выражении Россия лишится 18% импортных товаров, прогнозирует ЦБ: общий объем поставок из-за рубежа упадет с 254 до 207 млрд долларов. Это уровень 2006 года, он чуть выше, чем на пике кризиса в 2016-м и 2009м гг, (около 190 млрд) но в 1,6 раза ниже показателей «тучных» 2012-13 гг (340 млрд).
Валютные доходы рушатся вслед за ценами нефть: по прогнозу ЦБ, во втором-четвертом квартале Urals будет стоить в среднем 20 долларов за баррель, а к концу года - 27 долларов. Физические объемы экспорта упадут на 10,6-14,6%.
Профицит торгового баланса, то есть сумма, которая остается от экспортных доходов после оплаты импорта, сожмется почти 4 четверо - с 164,3 до 43 млрд долларов и вернется на уровень 2002 года, следует из прогноза.
Этого условного остатка не хватит на покрытие дефицита баланса услуг, а также выплаты по внешнему долгу и отток частного капитала. В результате впервые с 1997 года Россия завершит год с «дырой» платежном балансе: отток валюты по основным статьям превысит ее приток на 35 млрд долларов.
Более того, как ожидает центробанк, эта ситуация повторится и 2021 году, хотя и в меньшем масштабе дефицит текущего счета составит 18 млрд долларов.
Из оценки ЦБ следует, что регулятор не считает состоявшуюся девальвацию рубля достаточной, чтобы уравновесить платежный баланс, указывает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Иными словами, заложенные ЦБ объемы импорта (оттока валюты) не по карману экономике при текущей нефти.
Отрицательный текущий счет два года подряд - это первый случай в современной российской истории, указывает экономист Nordea Татьяна Евдокимова. Это означает, что баланс внешней торговли уже не поддерживает рубль, говорит она, и валютный рынок становится заложником спекулятивных потоков.
Покрывать дефицит валюты ЦБ планирует продавая валюту из ФНБ: 47 млрд долларов в этом году и 20 млрд долларов - в следующем.
Эти операции стартовали 10 марта. С тех пор центробанк потратил 5,5 млрд долларов из ЗВР - 2,9 млрд по бюджетному правилу и 2,6 млрд - в виде дополнительных операций по продаже валюты от сделки с акциями Сбербанка.
Вторая часть интервенций проводится, если нефть стоит ниже 25 долларов за баррель, напоминает Долгин. Ее снижение на каждые 5 долларов увеличивает операции ЦБ на 50-100 млн долларов в день.
Обвал экспорта станет главным ударом по экономике наряду с падением инвестиций (на 5,6-9,6% в прогнозе ЦБ), говорит главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой.
Спад российского ВВП по итогам центробанк оценивает в 4-6%: потеряв 6,6 триллиона рублей в денежном выражении, экономика лишится всего роста, который Росстат по крупицам выжимал в 2017-19 гг, и вернется на «дно» предыдущей рецессии.