Общественно-политический журнал

 

Рассказы свидетелей: что происходило после принудительной посадки в Минске

В здании аэропорта, где ожидали вылета пассажиры рейса авиакомпании Ryanair, принужденного приземлиться в Минске 23 мая, отключали интернет. Об этом Настоящему Времени рассказал один из них, гражданин Латвии Ренатс Рутиньш. По его словам, Роман Протасевич, которого задержали на этом рейсе, выглядел спокойно – "он сразу все понял и смирился".

(Информация о якобы паническом поведении Романа Протасевича, видимо, распространялась следовавшими этим же рейсом агентами белорусских спецслужб - ЭР)

– Мы летели, все было тихо и спокойно. А потом вдруг резкий поворот. В самолете была полная тишина. Стюардесса внезапно объявила, что будет посадка в Минске. Мы не поняли почему. Потом пилот объявил, что садимся в Минске, потому что какие-то проблемы с аэропортом Вильнюса.

Когда мы приземлились, долго ждали в самолете (в якобы заминированном!!! - ЭР), когда откроют двери. Зашел представитель белорусской стороны. Нас начали выпускать небольшими группами наружу: надо было сложить свои вещи – собаки проверили сумку, и нас посадили в автобус.

Потом была еще одна, уже очень детальная проверка. При этом никакой информации у нас не было вообще, мы не понимали, что происходит. От своих друзей в твиттере мы узнавали какие-то новости: сначала говорили, что самолет заминировали, но потом стало известно, что все из-за Романа.

Романа отвели от нас, он был очень спокойным. Кому-то из пассажиров он сказал, что все из-за него. Я думаю, он это сразу понял и смирился, поэтому выглядел и вел себя очень спокойно (к тому моменту Роман видимо успел соединить все пазлы с грубой слежкой за ним в аэропорту Афин - ЭР).

После этого мы просто сидели в закрытом помещении. Мы там провели семь часов. В какой-то момент у нас пропал интернет – и вайфай, и мобильный интернет отключили.

Я считаю, что это нельзя просто так оставлять, иначе это просто станет нормой. В конце концов, мы летели из одной страны Евросоюза в другую. Это безопасность. Если я еду в опасную страну, я беру всю ответственность на себя, учитывая риски. А здесь ты спокойно летишь по Европе, и вдруг кто-то решает посадить самолет (в КНДР, например - ЭР). Это недопустимо. Это ненормально.

Самолет авиакомпании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, приземлился в аэропорту Минска 23 мая около 13:00 по местному времени. Пилоты получили сообщение о минировании на борту. Аэропорт Минска заявил, что пилоты сами запросили посадку. В то же время глава компании Ryanair Майкл О'Лири это опроверг и назвал принудительную посадку самолета "государственным угоном" самолета и "воздушным пиратством" со стороны белорусских властей.

Официальное белорусское информагентство БелТА передало, что по приказу Лукашенко "для сопровождения пассажирского самолета" в небо подняли истребитель МиГ-29.

Белорусские власти заявили, что сообщение якобы о бомбе на борту самолета Ryanair было подписано ХАМАСом.

В связи с заявлением министерства транспорта и коммуникаций Беларуси отметим, что боевые действия между Армией обороны Израиля и ХАМАСом в Газе прекратились в ночь на 21 мая, и режим прекращения огня с тех пор строго соблюдается обеими сторонами конфликта. Уже хотя бы только поэтому процитированный минтрансом Беларуси текст "письма ХАМАСа" звучит абсурдно.

ХАМАС поспешил дистанцироваться от Лукашенко

Reuters цитирует спикера движения Фавзи Бархума:

Это совсем не наши методы, какие-то подозрительные стороны делают это, чтобы демонизировать ХАМАС и помешать мировым симпатиям к палестинскому народу и его законному сопротивлению

Когда борт оказался на земле и пассажиров стали досматривать, одного из основателей и бывшего главного редактора телеграм-канала Nexta Романа Протасевича задержали. Позже стало известно, что вместе с ним задержали и его девушку, летевшую с ним тем же рейсом.

"Он привел в ярость президента Лукашенко тем, что публиковал видео масштабных протестов против сфальсифицированных выборов", – СВС.

В Беларуси создателя телеграм-канала Nexta Степана Путило и бывшего редактора Протасевича обвиняют по нескольким статьям Уголовного кодекса: организация массовых беспорядков (статья 293 УК), организация грубого нарушения общественного порядка (статья 342 УК) и возбуждение социальной вражды (часть 3 статьи 130 УК). Максимальные сроки по этим статьям – 15 лет лишения свободы, 3 года и 12 лет соответственно. (Пусть никого не вводят в заблуждения эти предъявленные Минском обвинения. Все эти кодексы и обвинения - лукашенковские, то есть человека незаконно захватившего власть и терроризирующего всю страну - ЭР)

В ноябре 2020 года власти внесли Путило и Протасевича в список лиц, причастных к террористической деятельности. При этом уголовных дел по "террористическим" статьям на них не заводили.