Общественно-политический журнал

 

Ожидается, что в 2023 году военный бюджет планеты достигнет рекордной отметки и на этом не остановится

Вторжение в Украину спровоцировало сильнейший за последние 20 лет рост мирового военно-промышленного комплекса. Все государства на границе с Россией — от Норвегии до Монголии — наращивают военные мощности, Финляндия и Швеция вступают в НАТО, Латвия возвращает обязательный призыв в армию, а Грузия увеличивает расходы на оборону для сдерживания «агрессивных сил». Ожидается, что в 2023 году военный бюджет планеты достигнет рекордной отметки и на этом не остановится.

Уже в 2021 году мировые расходы на оборону достигли двух триллионов долларов (полных данных за 2022 год пока нет в открытом доступе) — это в шесть раз больше, чем правительства тратят на борьбу с изменением климата. Только за последние десять лет, по данным Стокгольмского международного института исследования мира, военный бюджет планеты вырос на 9% в реальном выражении.

Половина расходов приходится всего на две страны — США и Китай: в 2021 году Штаты потратили 800 миллиардов долларов, Пекин — 265 миллиардов. Причем Китай еще в начале века вкладывал в оборону только 2% от мирового военного бюджета, а к 2021 — уже 14%. В следующие пять лет Пекин нацелен увеличивать расходы на оборону каждый год на 7%, что минимум в два раза выше темпов роста финансирования американского ВПК.

В 2022 году в гонку вооружений оказался втянут весь мир. Война на территории Европы спровоцировала беспрецедентные траты на оружие и увеличение численности армий, особенно в странах на границе с Россией. Мировой ВПК, как предсказывают аналитики, в ближайшие годы побьет рекорды: бюджет Пентагона уже в 2023 году вырастет на 10%, а расходы на оборону в Европе увеличатся в полтора раза к 2026 году.

Это неизбежно приведет к увеличению налогов или сокращению трат на другие государственные программы: «Каждый евро, потраченный на оборону, — это евро, который не тратится на здравоохранение, жилье, пенсии, образование», — считает военный аналитик из Стокгольмского института исследования мира Александра Маркштайнер.

Соседи боятся больше всего

В 2022 году 35 из 40 стран, на которые приходится более 60% от всех военных расходов мира, увеличили оборонные бюджеты. Среди лидеров по росту ВПК — Казахстан: финансовые вложения в оборону республики подскочили на 75%, а в июле Wall Street Journal опубликовал статью о планах властей реформировать армию и укрепить отношения с США, Китаем и Турцией на фоне войны в Украине.

В 2023 году рост ВПК ускорится. В топе стран по планируемому наращиванию военных мощностей — Польша, чьи расходы на оборону увеличатся почти в три раза — с 13 до 31 миллиарда долларов.

«Лучшая стратегия — сдерживать противника силой собственной армии и путем сотрудничества с другими», — заявил премьер-министр Польши на военных учениях в ноябре. В 2023 году финансирование Минобороны страны будет выше, чем военный бюджет Украины, Турции и почти всех европейских стран.

В ноябре на территорию Польши недалеко от границы с Украиной упали две ракеты. Спустя две недели еще один военный снаряд залетел в Молдову. «Это в очередной раз доказывает, что российский ракетный террор представляет огромную угрозу не только для безопасности Украины, но и для безопасности соседних стран», — прокомментировал пресс-секретарь МИД Украины Олег Николенко.

В 2023 году Молдова планирует увеличить военный бюджет на 75%. «Нам нужно развивать оборонный сектор, в том числе противовоздушную оборону, или присоединяться к различным ассоциациям, которые возникли на уровне ЕС», — заявил министр обороны Анатолий Носатый на Молдавско-европейском интеграционном форуме.

Тройку лидеров по росту ВПК замыкает Армения. На фоне конфликта с Азербайджаном власти собираются увеличить расходы на оборону в полтора раза. После недавних пограничных столкновений официальные лица в Ереване пожаловались на отсутствие у армянской армии современного вооружения, а премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Россия не справилась с поставкой оружия и потеряла контроль над Лачинским коридором, соединяющим Нагорно-Карабахскую республику с Арменией.

Новый лидер в гонке вооружений — Турция. В прошлом году власти страны увеличили финансирование армии на 30%, а в 2023 году — еще на 50%. «В результате возросших угроз в мире и у нас по соседству мы поднимаем наш оборонный бюджет до достаточно высокого уровня — 469 миллиардов лир (25 миллиардов долларов США)», — заявил в октябре президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, а министр обороны Турции призвал Грецию и Кипр воздержаться от дальнейших закупок вооружений, чтобы не «завести ситуацию в тупик».

— Китай и Турция вооружились 20 лет назад и сегодня приступили к перевооружению, чтобы перейти на более продвинутые системы, — говорит военный аналитик Павел Лузин. — Китай может потратить на это большие суммы: внутри страны успела вырасти неплохая промышленность. Соседи чувствуют угрозу и тоже начинают вкладывать в оборону.

Растущий военный потенциал Китая и агрессивные действия России заставили Японию пересмотреть пацифистскую политику: к 2027 году государство удвоит военные расходы — впервые после Второй мировой войны.

Вторая жизнь НАТО 

Мировой ВПК стабильно рос вплоть до конца нулевых, пока в 2010 году крупнейшие экономики во главе с США и Великобританией не заморозили наращивание военных бюджетов. Рост финансирования возобновился после аннексии Крыма. Тогда страны блока НАТО собрались на саммите в Уэльсе, чтобы обсудить «действия России против Украины, которые бросили вызов фундаментальным принципам единой, свободной и мирной Европы».

По итогу встречи было принято решение «обратить вспять тенденцию сокращения оборонных бюджетов»: члены Альянса обязались к 2024 году тратить на оборону своих государств не меньше 2% ВВП. В 2014 году этому условию соответствовали только США, Великобритания и Греция, к 2022 году к ним присоединились страны Балтии, Турция, Польша, Словакия и Хорватия, но это до сих пор даже не половина из 30 членов союза.

Меньше всего на оборону тратят страны Западной Европы — Люксембург, Испания и Бельгия, тогда как на границе с Россией норматив НАТО уже перевыполнили все балтийские государства и Польша.

— Все члены союза достичь 2% не смогут, — говорит военный эксперт Павел Лузин. — Но основные страны либо это уже сделали, либо сделают в ближайшие пару лет, поскольку российская угроза вполне реальна.

5 июля государства — члены НАТО подписали протоколы о присоединении Финляндии и Швеции к Североатлантическому договору. Обе страны смогут вступить в Альянс, как только все члены союза ратифицируют протоколы, из 30 государств пока этого не сделали только Турция и Венгрия.

— Де-факто Швеция и Финляндия уже члены альянса, — говорит Лузин. — Де-юре станут ими, даже если Турция и дальше будет вставлять палки в колеса, поскольку для этих стран есть прямая российская угроза, а НАТО — гарантия укрепления их безопасности.

С 1994 года Швеция и Финляндия находились в статусе партнеров НАТО. «После 24 февраля, когда Россия совершила полномасштабное вторжение в Украину, стало ясно, что между партнерством и членством есть разница. Украина также была партнером НАТО. Это не помогло», — отметил министр обороны Швеции Пол Йонсон.

В свою очередь, Швеция пообещала увеличить расход на оборону — до 2% от ВВП, как этого с 2014 года требует Альянс, а Финляндия уже в 2021 году достигла норматива. К 2024 году условие союза пообещали реализовать 16 стран.

Основная причина вторжения в Украину, которую озвучил Кремль, — расширение НАТО на восток. Но пока внешняя политика России приводит к обратному эффекту: как ранее писала «Новая-Европа», после аннексии Крыма Альянс разместил своих солдат в Восточной Европе, а с началом полномасштабной войны увеличил военный контингент в Польше и странах Балтии в 3,5 раза — с 5 до 18,2 тысяч человек.

Лучшая оборона — помощь Украине

На 2023 год Литва утвердила рекордный военный бюджет — 2,5% от ВВП страны — и, если понадобится, готова увеличить его до 3%. Из стран НАТО больше на оборону тратят только Греция и США. Как утверждает министр обороны Литвы, это необходимо, если государство и дальше собирается помогать Украине.

За десять месяцев боевых действий военная поддержка Киеву достигла 40 миллиардов долларов (Украина также получает гуманитарную и финансовую помощь, но мы не учитывали ее в расчетах). Основной донор — США: 60% средств, переданных на нужды ВСУ, приходится на Пентагон.

Однако для экономики Штатов эти траты менее значительны, чем для стран Европы: так, на поддержку Украины США выделили 3% от военного бюджета и 0,001% от ВВП, тогда как Эстония и Латвия перевели Киеву по 40% национальных расходов на оборону.

Как объясняет министр обороны Эстонии Ханно Певкур, «сегодняшние решения о поддержке Украины уменьшают возможности России вести себя иррационально» в балтийском регионе, а значит, «победа Киева в войне также повысит безопасность Эстонии».

В новом году Европа и США не собираются сокращать объемы военной поддержки для Украины, а премьер-министр Великобритании пообещал в следующем году даже превысить переданные ВСУ в 2022 году 2,8 миллиардов долларов и призвал страны Северной Европы поступать так же: «Мы знаем, что их безопасность — это наша безопасность. Мы будем продолжать поддерживать Украину».

Дарья Таланова