Общественно-политический журнал

 

Москва угрожает бомбить аэродромы стран-членов НАТО вместе с F-16 для Украины. Насколько это реально

Удар ВСУ по базе отдыха в Белгородской области, где предположительно размещался командный пункт российской армии, подтвержден снимками, сделанными из космоса, передают СМИ. Согласно ранее распространенному сообщению британского телеканала SkyNews, цель на территории России впервые поражена украинским военным самолетом.

Между тем близится час, когда ВСУ получат в свое распоряжение истребители F-16. В преддверии этого события между Киевом и Москвой развернулась заочная полемика.

Как заявил представитель командования Воздушных сил ВСУ, часть истребителей во избежание риска могут разместить на авиабазах за рубежом. Подходящие для этого аэродромы есть только на территории стран, входящих в НАТО.

Накануне депутат Госдумы, генерал-полковник и в прошлом замминистра обороны РФ Андрей Картаполов по этому поводу сказал, что предоставленные Украине F-16, как и аэродромы, на которых будут базироваться самолеты, станут «законными целями» для российских военных в случае, если примут участие в боевых действиях. При этом, по его мнению, если самолеты будут просто храниться на западных аэродромах, это меняет дело.

Никакой Америки Картаполов не открыл. Ранее президент России Владимир Путин заявлял примерно то же самое и в тех же формулировках. Правда, он ничего не говорил про судьбу размещенных на территории третьих стран украинских F-16, если те не будут прямо участвовать в войне.

Тем временем первая группа украинских летчиков еще в конце мая завершила обучение управлению F-16 в США.

Сегодня, когда речь идет о намерениях Кремля, нельзя исключать даже самый невероятный на первый взгляд сценарий, уверен политолог Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Алексей Мельник. По его словам, тут достаточно вспомнить развязанную Путиным войну в Украине.

«Та череда стратегических просчетов, которые Кремль в последнее время совершил и продолжает совершать, лишний раз подтверждает эту мысль, – рассуждает он. – Поэтому вполне можно допустить, что последует и продолжение в том же духе. В общем какой-то процент вероятности такого сценария существует».

Вместе с тем с определенной точностью можно говорить и о том, что Россия скорее всего попытается избежать прямой конфронтации с НАТО, предположил Алексей Мельник: «Здесь налицо противоречие в официальных заявлениях Москвы. Но одновременно есть и взаимный интерес сторон избежать военного столкновения. При всей оторванности от реалий Кремля всё же остается надежда на то, что, по крайней мере, военное руководство России хорошо осознаёт, чем закончится конвенционная война с силами Североатлантического альянса. Это отрезвляет».

Так что Москва, понимая неминуемые последствия, очевидно, остережется лезть на рожон, подчеркнул политолог: «В Кремле хорошо знают, что это (удары по аэродромам стран-членов НАТО) действительно та самая «красная линия», после пересечения которой непременно стоит ждать сокрушающего ответа. Вообще, главные аргументы Москвы на глазах девальвируются. Ядерный шантаж уже не работает так, как работал раньше в качестве средства сдерживания и страшилки Запада. Похоже, что и в данном случае всё ограничится гневными тирадами».

Словом, риск военных ударов по территории стран НАТО со стороны России если и есть, то минимальный, резюмировал Алексей Мельник.

Все эти демарши, которые периодически предпринимают Путин и его окружение, вполне согласованы в рамках единой кремлевской информационной политики по отношению к войне в Украине, в свою очередь считает журналист Александр Рыклин. По его мнению, так их и надо воспринимать.

«Впрочем, как иногда кажется, и сам российский президент толком не знает, что из того, что он говорит, является откровенным шантажом, а что в какой-то момент может быть воплощено на практике, – добавил он. – К тому же Путин сегодня утверждает одно, а завтра – другое. Верить ему, как и его приближенным, на слово, разумеется, нельзя. Путин, например, говорил, что не собирается оккупировать Крым и воевать с Украиной, и много чего еще...»

При этом нужно понимать, что единственная стратегия, которой неотступно следует нынешний режим, это эскалация, полагает Александр Рыклин: «Путин в таком ключе действует фактически с 2014 года. Поэтому не стоит ничего полностью исключать. Москва сегодня может пойти чуть ли не на любой самый авантюрный и безответственный шаг, включая применение ядерного оружия. Потому что в высших эшелонах российской власти царит безумие».

С другой стороны, в Кремле все же должны учитывать, что НАТО в этом случае адекватно ответит, продолжил журналист. «Готовы ли там к такому повороту – сомневаюсь, кишка тонка. А европейские страны в любом случае не переменят своего решения. Конечно, подобные заявления Москвы вызваны её серьезной озабоченностью в связи с возросшей эффективностью действий ВСУ, особенно после разрешения США и ряда западных стран использовать свое оружие для ударов по целям на территории России. Это уже сыграло свою роль. А если Украина еще и получит в достатке различного рода боеприпасов и усилится F-16, ситуация обретёт совсем иной характер», – заключил Александр Рыклин.

Напомним, президент Украины Владимир Зеленский заявлял, что Киеву нужно как минимум 120 истребителей F-16, чтобы обезопасить страну от ударов России с воздуха и приблизиться к паритету в области авиации.