Общественно-политический журнал

 

Глобализация в кризисе

Оригинальную и лаконичную подоплеку войны с Украиной выдвинул Александр Эдкинд. Ухватив лишь основную мысль, вот как позволил ее себе прочесть…

А она в том, что Господь/Природа поделил мир на две доли. Одних одарил несметными природными сокровищами, главными из которых являются нефть, газ и древесина. Других посадил на голодный паек. Что способствовало формированию народов, привыкших к халяве и расслабухе, с одной стороны. И со смекалкой и трудолюбием – с другой. А в целом мир развивался в тренде глобализации за счет обмена ресурсов на культуру, науку и товары.

Среди богатейших обладателей природной ренты, на лидирующих позициях, безусловно, и имперская Россия. Что и предопределило характер ментальности нации, в том числе - ее иждивенческое начало и несерьезное отношение к труду. Что нашло отражение и в культуре – от пословиц типа «Не ищи работу – пусть она тебя найдет». До философских рефлексий, в которых обилие территории и недр расцениваются как своеобразное Проклятие. 

Хотя бы потому, что любые залежи конечны. И при шквально нарастающих темпах их эксплуатации уже сегодня возникают тревожные звоночки. И в целом в мире, и в России – в частности, тренд на глобализацию ломается буквально на глазах, обращаясь в противоположную тенденцию на территориально-национальную замкнутость и автономность. И это заметно проиллюстрировало такое испытание, как Ковид.

Для России слом глобализации особенно болезненный ввиду ее технологического отставания от Запада, который, воспитанный на дефиците халявных ресурсов, научился заменять их искусственными. В том числе – и в части энергетики. И вообще исторические привычки создали инерцию, не способствовавшую переформатированию экстенсивного хозяйствования на интенсивное.

А поэтому альтернативно для нее разбой и грабеж являются естественными формами существования. При этом второй фактор имеет лишь сопутствующее значение – главное же в том, что власть нутром чует необходимость и привычность для этноса атмосферы военного лагеря. Ведь именно она оправдывает бытовой аскетизм, а все недовольство инвестирует в агрессию.

Да и сама фатальная предрасположенность нации к монархическим формам правления –  в макромасштабе является объективным следствием социальной психологии иждивенцев, бегущих от персональной ответственности. И охотно делегирующих ее во власть.

Посему и нынешняя война – ожидаема и теоретически вполне предсказуемое проявление закономерности. В ней культ очередного кровожадного вождя вполне гармонично сливается с имперскими амбициями массовки, замешанными на халявности и агрессивной зависти.

И это, увы, исключает основания для оптимистических сценариев выхода из жуткого кризиса. Ведь веками сложившийся национальный дух – т.н. ордынский менталитет – сходу не изменишь. Даже если бы необъяснимым чудом страну бы возглавил Мудрец/Гуманист, заряженный демократическими ценностями. 

А потому из войны логически видны лишь два выхода. Либо распад РФ на территории с пестрой гаммой государственных устройств, что маловероятно, но возможно. Либо ядерный Армаггедон, который при наличии во главе ее психа, вполне вероятен.

Наблюдатель