Вы здесь
«Парадное крыльцо» экономики РФ и её печальные реальные перспективы
Война в Украине губительно сказывается на российской экономике, считает ассоциированный исследователь в Центре Дэвиса Гарвардского университета, ранее профессор Высшей школы экономики в Москве Андрей Яковлев. По его мнению, это заметно и сейчас, но еще сильнее проявится в долгосрочной перспективе.
Война и связанный с нею переход экономики России на военные рельсы, истощают финансовые, материальные и человеческие ресурсы страны, ведут к многочисленным издержкам и негативно влияют на различные сферы жизни, констатирует Андрей Яковлев. Поэтому, как ему видится, имеющееся отставание России от ведущих мировых экономик, которое наблюдалось и до войны, в будущем будет лишь усугубляться, в том числе из-за отсутствия высоких технологий и снижения спроса на энергоносители.
Об этом и многом другом экономист рассказал в интервью.
- Слова Дональда Трампа, говорящего, что Путин, ведя войну в Украине, тем самым разрушает Россию, касаются в первую очередь экономической сферы. Как вы оцениваете «вклад» российского президента на этом направлении?
- Тут надо разграничивать краткосрочные и долгосрочные эффекты, оказывающие влияние на российскую экономику в контексте войны в Украине и соответствующей политики Кремля. Негативный эффект, понятно, есть и там, и там. Но на краткосрочном горизонте происходившее с 2022 года массированное вливание денег – в первую очередь в армию и ВПК, хотя и не только, – привело к номинальному экономическому росту, который, несомненно, смещен на связанные или смежные с военной промышленностью отрасли. Тем не менее это привело к росту реальной заработной платы не только в “оборонке”, а в целом в экономике. Да, есть рост цен (на большинство товаров и продуктов).
Но мы сейчас говорим не про номинальные, а про реальные зарплаты. Однако даже в этом коротком периоде одним из очевидных следствий войны является острейший дефицит кадров. Практически все предприятия сталкиваются с сильной нехваткой рабочих рук из-за эмиграции, «частичной» мобилизации и найма по контрактам с Минобороны. Это приводит к тому, что на рост спроса, который обусловлен прежде всего вливанием в экономику бюджетных денег, экономика не может ответить адекватным расширением предложения. Расширение импорта на этом фоне, конечно, может решать проблемы наполнения рынка – пустых полок в российских магазинах сегодня нет. Но важно понимать, что увеличение импорта неизбежно повышает спрос на валюту и ведет к девальвации рубля. Это мы уже видели в 2023 году и видим сейчас. Девальвация, в свою очередь, неизбежно приводит к повышению цен на импорт и к инфляции.
- Но власти же пытаются как-то бороться со всеми этими негативными тенденциями – взять хотя бы действия Центробанка?
- Пытаются, но тщетно. Дело в том, что нынешний уровень процентных ставок ЦБ как раз и стал одним из следствий вливания огромных денег в экономику. Центробанк повышал ключевую ставку и довел ее до 21% для того, чтобы предотвратить инфляцию. Что из этого вышло? Для отраслей, подконтрольных государству и работающих в основном на войну так или иначе проблема дороговизны кредитных денег будет решаться – в конце концов им спишут их долги и предоставят субсидии. А гражданские отрасли сейчас сталкиваются не только с острым дефицитом рабочей силы, но и с нехваткой финансовых ресурсов. То есть, в итоге через политику высоких ставок началось перераспределение ресурсов в пользу военного сектора. Поэтому даже в коротком периоде в общем говорить, что в экономике всё хорошо, нельзя ни разу. Есть сильные внутренние диспропорции, и цифры, которыми гордится Кремль в плане роста ВВП или роста доходов населения, – это некая средняя "температура по больнице", которая скрывает реальную картину положения дел в разных отраслях и регионах. А чрезмерно низкий уровень безработицы – это прямой показатель болезненного состояния "перегрева" в экономике.
- А что сулят стране долгосрочные перспективы?
- Здесь всё совсем печально. Потому что по сути сейчас Россия проедает, причем очень форсировано, и те финансовые ресурсы, которые копились почти 20 лет, и тот человеческий ресурс, который и так был ослаблен в силу негативного демографического тренда. Ведь в России уже довольно давно шло реальное сокращение населения. И вот теперь все эти ресурсы тратятся на совершенно бессмысленную кровавую войну. Вместо того, чтобы заниматься чем-то созидательным, что будет потом работать на перспективы страны и людей, производится продукция, которая уходит в Украину и сгорает там на поле боя. При этом теряются не только ресурсы, уходит время. Пока нефтяная конъюнктура скорее благоприятна для России, и бюджет по-прежнему получает достаточно значимые доходы от экспорта нефти и других энергоносителей. Но по всем оценкам профильных специалистов, занимающихся проблематикой энергоперехода, на горизонте 5-6 лет все начнет меняться. Будет сокращаться спрос на минеральное сырье, цены на него будут снижаться, и Россия станет получать все меньше и меньше доходов, за счет которых можно было бы финансировать развитие.
- Как на этом фоне обстоит дело с высокими технологиями, сработало ли здесь пресловутое импортозамещение?
- Относительная устойчивость российской экономики, которая была видна последние годы, во многом была обеспечена модернизацией производственных процессов, которая произошла в 2000-е и 2010-е годы и которая проходила в основном за счет импортных технологий и оборудования, прежде всего европейских и американских. Война привела к тому, что доступ к новым западным технологиям и оборудованию для российского бизнеса оказался заблокирован. Можно какое-то время работать на старых мощностях, что российский бизнес собственно и делает. Но этот процесс конечен. При этом изначально у Кремля были радужные надежды по поводу кооперации с Китаем и странами Глобального Юга. Однако довольно четко видно, что эти страны преследуют лишь свои собственные интересы и пытаются извлекать максимальную прибыль из торговли с Россией. В частности, никаких заметных инвестиций, никакого реального трансфера технологий из Китая в российской экономике не видно. Поэтому с точки зрения долгосрочного будущего то отставание России, которое было до начала войны, сейчас только усугубляется. В этом контексте, безусловно, война ведет к разрушению потенциала российской экономики.