Общественно-политический журнал

 

Кремль готовит почву для предстоящих бесконечных переговоров об окончании войны

Пока российские войска, пусть ценой огромных потерь, продвигаются в Украине, у Кремля нет стимула договариваться о прекращении военных действий. Для Владимира Путина важно уже то, что, начав с ним переговоры, Дональд Трамп вывел Россию из изоляции и теперь Москва и Вашингтон будут обсуждать послевоенное устройство мира, как они делали это вместе с Лондоном в Ялте во время Второй мировой войны. А пока идут дискуссии, армия Путина может захватить новые территории, дав ему новые козыри.

После первой за годы встречи представителей США и России в Саудовской Аравии Кремль готовит почву для предстоящих бесконечных переговоров, пишет The Wall Street Journal

Путин уже постарался умерить надежды на быстрое достижение договоренности, подчеркнув, что в Эр-Рияде говорили прежде всего о возобновлении российско-американских отношений. «Первостепенное значение мы уделяем ситуации, связанной с украинским направлением, – оговорился он, но добавил: – Но у нас есть и другие вопросы: и экономика, и наша совместная работа на мировых энергетических рынках». Путин отказался говорить о сроках урегулирования военного конфликта: «Нужно какое-то время. Сколько потребуется времени, я сейчас не готов ответить».

«По мере улучшения ситуации на поле боя русские будут только усиливать натиск, – сказал WSJ Сэмюэл Чарап, старший политолог аналитического центра Rand. – Я легко могу себе представить, как офицеры Генерального штаба стараются убедить Путина, что сейчас самое время надавить на газ и захватить максимум территорий».

Кремль не раз заявлял, что его интересует не прекращение войны, а устранение «первопричин» конфликта, среди которых там видят неподконтрольность украинских властей Москве, расширение НАТО и т. д. Для достижения своих целей Россия может попытаться повлиять на ход переговоров путем активизации боев. Ряд крупнейших дипломатических побед Москвы как в советское, так и в постсоветское время был достигнут именно таким образом, указывают эксперты.

«Сталин смог улучшить свои позиции на переговорах с Черчиллем и Рузвельтом, потому что его войска создавали новые реалии на поле боя», оттесняя немецкую армию вглубь Европы, говорит Сергей Радченко, эксперт по холодной войне и профессор Школы перспективных международных исследований при Университете Джонса Хопкинса. «Можно видеть, что Путин мыслит похожим образом», – добавляет Радченко.

Аналогичную тактику Путин применял в Сирии. Россия не один год участвовала в переговорах об окончании гражданской войны, одновременно поставляя тогдашнему президенту Башару Асаду стрелковое оружие, средства ПВО и бронетранспортеры, которые применялись против демонстрантов и повстанцев. В итоге Москва отправила в Сирию войска, отвоевав у противников Асада часть территорий и укрепив власть сирийского лидера.

Если Трамп действительно будет пытаться заключить мирную договоренность как можно быстрее, у него будет два варианта действий – давить на Москву или давить на Киев, говорит заслуженный научный сотрудник Совета по международным отношениям Томас Грэм, который был советником по России при президенте Джордже Буше-младшем. Судя по критике в отношении президента Украины Владимира Зеленского, Трамп решил оказать давление на Киев, считая его более легкой целью, полагает Грэм.

Но и со стороны Кремля есть серьезная проблема, продолжает эксперт, который в начале февраля посещал Москву. Путин не хочет, чтобы в администрации Трампа думали, будто она может быстро решить проблему, связанную с войной, заняться другими делами и игнорировать дальнейшие отношения с Россией. В Кремле считают, что именно так рассчитывал поступить Джо Байден, когда стал президентом в 2021 г., и это вызвало недовольство в Москве, рассказал Грэм WSJ:

В Кремле сильно сомневаются в том, что Трамп и его люди понимают всю трудность или сложность вопросов, которые необходимо решить.

Часть российской политической элиты не верит в готовность Вашингтона к урегулированию ситуации. «Есть те, кто говорит: не верьте, ничего не получится. Это все клоун [Трамп], не он принимает решения, есть глубинное государство», – сказал The Moscow Times действующий российский дипломат. Бывший высокопоставленный чиновник правительства, работающий сейчас в госкомпании, считает сближение с США и возможное возобновление сотрудничества иллюзией: «Хуже, чем иметь врага-англосакса, только иметь друга-англосакса».

«Трамп — талантливый артист и искусный игрок, он тактически заманивает нас в давно разработанный сценарий по одурманиванию, а затем подавлению и ослаблению России», – сказал The Moscow Times действующий российский дипломат.