Вы здесь
Еврокомиссия 6 мая представит дорожную карту полного отказа ЕС от импорта российских энергоносителей
Председательница Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что в течение ближайших двух недель будет представлена дорожная карта поэтапного прекращения импорта любого ископаемого топлива из России, передает Reuters со ссылкой на ее выступление на конференции по энергетической безопасности в Лондоне, организованной правительством Великобритании и Международным агентством по энергетике.
Фон дер Ляйен не назвала конкретную дату, но в программе Еврокомиссии упоминается, что публикация документа запланирована на 6 мая, уточняет Reuters.
В 2022 году, в ответ на российскую агрессию против Украины, Еврокомиссия обязалась полностью прекратить импорт российского ископаемого топлива к 2027 году. В 2021 году ЕС импортировал из России около 45% газа, сейчас — 18%, отметила глава Еврокомиссии.
Большая часть этих объемов была заменена двумя источниками: ростом импорта газа из Норвегии (не входящей в ЕС) и ростом импорта сжиженного газа из США. «Эти энергетические партнерства, включая импорт СПГ из Соединенных Штатов, сохраняют стратегическую важность для Европейского Союза», — сказала фон дер Ляйен.
На этой неделе Reuters сообщало, что в дорожную карту Еврокомиссии могут быть включены различные правовые инструменты, такие как запрет для европейских компаний на заключение новых контрактов на поставки российского газа или новые юридические основания для разрыва существующих контрактов с Россией без штрафных санкций.
Но большой риск представляет политика администрации Трампа. Трамп хочет заключить сделку с Путиным. Он хочет снять санкции с России и вернуть американские компании в Москву для ведения бизнеса. Вместо того чтобы ослабить военную машину Кремля, это может способствовать её усилению и новым атакам на Украину.
Несмотря на то, что Европейская комиссия обладает исключительной компетенцией в вопросах торговой политики, Дональд Трамп не разговаривал с ее председателем Урсулой фон дер Ляйен с тех пор, как вернулся в Белый дом.
"Сто процентов", - так Дональд Трамп оценил шансы на заключение сделки между Соединенными Штатами и Европейским союзом, двумя крупнейшими экономиками мира.
"О, торговая сделка будет, сто процентов, - сказал Трамп, принимая премьер-министра Италии Джорджию Мелони. - Они очень, очень сильно хотят заключить ее, и мы заключим торговую сделку, я полностью на это рассчитываю. Но это будет справедливая сделка".
Необходимость заключения соглашения стала приоритетной для обеих сторон, хотя и по разным причинам. Для ЕС - это средство избежать проблем из-за 20-процентных тарифов, о которых Трамп объявил в начале месяца, а затем отменил. Как считают некоторые СМИ, для США это способ успокоить рынки, успокоить встревоженных инвесторов и одержать пиар-победу. Другие анализируют действия президента с позиций ведения бизнеса и считают, что цель - усадить стороны за стол переговоров и договориться о более справедливом товарообороте.
Белый дом рассматривает 90-дневную приостановку как возможность для других стран отправиться в Вашингтон, добиться аудиенции у американского президента и найти компромисс. Будет ли этот компромисс взаимовыгодным или односторонним, еще предстоит выяснить.
Премьер-министр Италии, политик правых убеждений, позиционирует себя как строитель мостов между двумя сторонами Атлантики, поддержала оптимизм в зале и пригласила президента Трампа посетить Италию с официальным визитом.
"Я уверена, что мы сможем договориться, и я здесь, чтобы помочь в этом", - сказала она журналистам.
Затем Мелони сделала уточнение, которое нечаянно или иным образом показало ограниченность ее власти.
"Я не могу вести дела от имени Европейского союза", - сказала она. В то же время ряд СМИ накануне вечером опубликовал информацию, что на встрече Мелони с Трампом может присутствовать глава Еврокомиссии Урсула Фон дер Ляйен. Подтверждений этому, как и точной даты визита президента США в Италию пока не было обнародовано.
Будучи членом ЕС, Италия является частью большого таможенного союза и единого рынка, который разделяют 26 других стран. Здесь действуют одинаковые пошлины, квоты, преференции и санкции, что делает блок единым целым по отношению к торговым партнерам.
На практике это означает, что Германия не может установить 10-процентный импортный тариф на внедорожник Chevrolet, в то время как Италия взимает половину этой ставки за тот же товар. Это также означает, что Германия не может договориться с Японией о снятии пошлин на автомобили друг друга, в то время как Италия делает то же самое с США. Все 27 стран-членов связаны одними и теми же правилами и одинаковыми сделками.
Единственный, кто может решать, насколько высоки и насколько низки тарифы, - это Европейская комиссия, которой учредительные договоры предоставили исключительные полномочия по управлению торговой и таможенной политикой блока.
Это положение быстро сокращает число людей, к которым Трамп может обратиться для ведения переговоров и обеспечения торговой сделки, которой он так жаждет, до одного имени: Урсула фон дер Ляйен. И все же он не встречался и не разговаривал с президентом Комиссии с момента своего возвращения в Белый дом.
Отсутствие связи между Трампом и фон дер Ляйен с каждым днем становится все более заметным и тревожным.
Когда его спросили, встретится ли он с фон дер Ляйен, Трамп просто сказал, что его команда провела "многочисленные переговоры" с "другими странами", не упомянув главу Комиссии. Он также защитил свою политику, которую многие в ЕС называют деструктивной, заявив: "Пошлины делают нас богатыми".
Неприязнь Трампа к ЕС хорошо известна.
Республиканец неоднократно осуждал этот блок как монополистическую силу, которая, по его мнению, была создана, чтобы "надуть" США, и отказывается покупать товары американского производства. Его упорство в том, что он любит европейские страны как отдельные государства, лишь подчеркивает его неприятие ЕС как проекта политической и экономической интеграции.
"Вы думаете о Европейском союзе (как) об очень дружественном. А они нас обдирают. Это так печально видеть. Это так жалко", - сказал Трамп, когда обнародовал свои тарифы.
Официальные лица в Брюсселе пытаются опровергнуть эту версию, указывая на более широкую картину: в то время как ЕС имеет традиционный профицит товаров с США на сумму 156,6 млрд евро в 2023 году, он имеет значительный дефицит услуг на сумму 108,6 млрд евро. Это отражает более сбалансированные отношения, чем те, которые изображает Вашингтон для оправдания своих карательных тарифов.