Общественно-политический журнал

 

Украинские полезные ископаемые важны для экономики ЕС

Авторитетный Институт экономических исследований Ifo из Мюнхена обнародовал на фоне переговоров Украины и США о полезных ископаемых аналитическую записку "Стратегические сырьевые ресурсы Украины: шанс укрепить цепочки поставок в ЕС?". 

DW пообщалась с автором доклада, экономисткой Изабеллой Гуревич.

- Госпожа Гуревич, чем Евросоюзу важны украинские полезные ископаемые?

- Сейчас много говорят о сырьевых ресурсах. Торговля сырьем становится все более политизированной. Тем важнее для Европейского Союза иметь надежные источники сырья, на которые можно положиться. Эти ресурсы важны как для "зеленой" и цифровой трансформации, так и для развития оборонных технологий. Поэтому гарантирование поставок этих ресурсов должно быть в приоритете. Украина имеет значительные месторождения, важные для промышленности ЕС. Особенно важны такие стратегические ресурсы, как  марганец, титан, графит, литий, кобальт, медь и никель.

- Что же делает эти ресурсы стратегическими?

- Особенностью стратегического сырья является то, что оно имеет высокое значение для экономики, спрос на него стремительно растет, его трудно заменить чем-то и в то же время существуют риски для цепи поставок этого сырья. Европа чувствует эти риски. Ведь стратегическими ресурсами располагает лишь незначительное количество стран, в основном за пределами ЕС. При этом высок риск перебоев с поставками - как из-за аварий или внештатных ситуаций, так и из-за изменения политической ситуации в соответствующих странах. В случае сбоев в цепях поставок других поставщиков найти крайне сложно.

- В вашей аналитической записке вы говорите об этом стратегически важном сырье, как о "сырье будущего". Чем именно оно важно для экономики ЕС?

- Европейский Союз определил 15 "технологий будущего", важных для "зеленой" и цифровой трансформации, а также для развития оборонных технологий. Для развития этих "технологий будущего" требуются надежные поставки 34 видов критического сырья. 20 из них есть в Украине. Это очень большой показатель. Это сырье необходимо для производства спутников, беспилотных систем, солнечных панелей, серверной инфраструктуры. Но, прежде всего, речь идет о производстве литий-ионных батарей. Именно поэтому Европейский Союз и Украина являются стратегическими партнерами как относительно стратегического сырья в целом, так и относительно перспективы производства литий-ионных батарей в частности. Украина имеет залежи многих полезных ископаемых, необходимых именно для литий-ионных батарей.

- О залежах лития в Украине много спекуляций. Называются немалые цифры и конкретные потенциальные месторождения. Но при этом отмечается, что оценки залежей осуществлялись еще во времена Советского Союза. Насколько надежны данные о залежах лития в Украине по вашему мнению?

- Да, информация в публичном доступе в значительной степени устарела. Еще предстоит провести ряд геологических исследований. Но, насколько я понимаю, часть уже имеющейся информации не разглашается в условиях военного положения. Поэтому сейчас действительно сложно оперировать официальными цифрами.

- Некоторые эксперты отмечают, что войну России против Украины можно назвать и войной за ресурсы, ведь бои идут, прежде всего, за регионы, богатые полезными ископаемыми. Именно на эти ресурсы рассчитывают и Европа, и США?

- Известно, что значительная часть залежей сконцентрирована на востоке Украины. В частности, и стратегические ресурсы, такие как литий, редкоземельные металлы. С помощью базы данных European geological data infrastructure можно отслеживать на карте конкретные месторождения и делать вывод, находятся ли они уже на захваченной Россией территории или еще на подконтрольной Украине. Стратегические ресурсы востока Украины действительно потенциально важны как для Украины, так и ее западных партнеров.

- Можно ли назвать эти стратегические полезные ископаемые одним из козырей на пути Украины в ЕС?

- Только залежей полезных ископаемых для вступления в ЕС будет мало. Для этого нужны демократия, правовое государство и функционирующая рыночная экономика. Украина идет по этому пути, поэтому переговоры о вступлении уже начались. Углубление экономической интеграции будет полезно для обеих сторон, а сотрудничество в сырьевой сфере может быть важной составляющей этой интеграции.

- В прошлом мы были свидетелями того, что важные ресурсы Украины, такие как титановая руда, а также сырьевая база для металлургии оказывались под контролем олигархов. Не помешает ли такой сценарий сотрудничеству с ЕС в этой сфере?

- Это политический вопрос, с комментированием которого я, как экономистка, предпочла бы быть осторожной. Стоит отметить один свежий пример, который является сигналом о том, что Украина пытается уменьшить такое влияние олигархов. Речь идет о Никопольском заводе ферросплавов, возвращенном под контроль государства. (Завод до недавнего времени контролировал миллиардер Игорь Коломойский, ныне находящийся под стражей из-за обвинений в мошенничестве и отмывании денег. - Ред.) В этом контексте стоит отметить, что прозрачность и соблюдение норм правового государства имеют ключевое значение, прежде всего, в сотрудничестве с Европейским Союзом.

- В настоящее время на завершающей стадии находятся переговоры Украины и США по соглашению о полезных ископаемых. Из того, что известно - у Вашингтона амбициозные планы по контролю над украинскими природными ресурсами. Насколько это может перечеркнуть перспективу партнерства Украины и ЕС по стратегическим ресурсам?

- Я бы так вопрос не ставила. Это можно сравнить с бизнесом. У каждой компании есть целый ряд ключевых клиентов. Также в большем масштабе можно рассматривать и сотрудничество с ЕС и США. Важно, чтобы Украина не только добывала, но и осуществляла дальнейшую переработку сырья. Покупателями этой продукции могут быть и ЕС, и США, конкурирующие за доступ к ресурсам. В то же время мы до сих пор не понимаем, как далеко зайдет соглашение США с Украиной относительно полезных ископаемых, и какие в нем будут обязательства. Похоже, что это соглашение является средством не столько экономического развития Украины, сколько способом получить гарантии безопасности.

С точки зрения долгосрочного развития экономики приоритетом Киева должно быть сотрудничество с ЕС, которое фокусируется на устойчивом развитии и создании добавленной стоимости в сырьевой отрасли. Но краткосрочно вопрос безопасности более насущный, а значит и соглашение с США. Это сложное политическое балансирование. Вместе с тем, с Европейским Союзом у Украины уже есть конкретное соглашение о сотрудничестве в этой сфере, которое предусматривает совместные усилия по развитию добычи стратегически важных ископаемых. Это соглашение было подписано еще в 2021 году. ЕС сделал ставку на стратегическое партнерство с Украиной в этой области, отличающееся последовательностью и долгосрочным видением. Минусом является только свойственная ЕС забюрократизированность. Европейскому сообществу следует действовать более решительно и менее бюрократически, ускорить процессы принятия решений, чтобы отстоять те стратегические позиции, которые четыре года назад были артикулированы в соглашении с Украиной о стратегических ресурсах.

- Можно ли говорить о том, что соглашение Украины и ЕС уже приносит какие-то плоды?

- ЕС поддерживает Украину в вопросах геологической разведки и создании прозрачной системы доступа к геологической информации. Это первые шаги, способствующие привлечению инвесторов в перспективе. Тем временем, украинские предприятия сырьевой отрасли имеют возможность получить европейские сертификаты устойчивого развития, что открывает им доступ к европейскому рынку сбыта. Украина приглашается на европейские сырьевые конференции, являющиеся площадкой для привлечения инвестиций в добычу и переработку полезных ископаемых. Это соглашение дает целый набор инструментов развития, прежде всего в долгосрочной перспективе.

- Сейчас на политическом уровне много разговоров об украинских природных ресурсах. Но мы не знаем, какие объемы ресурсов доступны и насколько экономически обоснованной может быть их добыча. Насколько реально привлечь инвесторов в таких обстоятельствах?

- Когда речь идет о полезных ископаемых, вопрос экономической оправданности нужно переоценить. Сейчас на первый план выходят многочисленные геополитические факторы, стратегические сырьевые ресурсы все чаще используются как инструмент давления. В этих условиях важно гарантировать надежный и бесперебойный доступ к таким ресурсам. Нередко это даже важнее, чем краткосрочная экономическая выгода. В этом смысле у Украины есть преимущества, она имеет большое экономическое значение для ЕС.

- Между тем Россия открыто пытается заинтересовать новое руководство США своими природными ресурсами, а также ресурсами оккупированных территорий Украины. Не может ли такое предложение оказаться более выгодным сугубо с точки зрения бизнеса?

- Нечего и говорить о том, что такое предложение очень сомнительно с моральной точки зрения. Но и с экономической точки зрения есть сомнения. Ведь разработка перспективных месторождений является долгосрочной инвестицией. Такие инвестиции требуют гарантий, прежде всего, учитывая нормы правового государства. Здесь США должны определиться, считают ли они Россию правовым государством.