Общественно-политический журнал

 

И.А.Данилов. Вспоминая классиков (некоторые актуальные рассказы), в связи с оценками профессионализма

   В своем комментарии "Не много ли в стране стало Глебов Капустиных" я в качестве примера непрофессионализма, граничащего с "бессмертными"  и одновременно бессмысленными фразами Глеба Капустина - героя рассказа В.М.Шукшина "Срезал" (по некоторым данным написаннному в 1970 г.), я привел сообщение Центра энергоэффективности ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС России" со следующим названием: "Реализация энергопотенциала российских генераторов позволит не вводить новые мощности".

Представляется уместным вспомнить еще один очень тонкий рассказ "Король футбола" (1957 г.), принадлежащий блестящему перу ироничного Азиза Несина. Оценив их содержание, мы в последующем сможем, не прибегая больше к аллегориям или аналогиям, более точно оценить актуальность и остроту проблемы непрофессионализма в нашей стране.

Василий Максимович Шукшин (1929 – 1974) русский советский писатель, кинорежиссер, актер, сценарист. Его рассказ "Срезал" был опубликован в сборнике "Характеры. Рассказы", М., "Современник", 1973, 222 с.  В интернете можно найти множество рецензий на этот рассказ.  От несколько грубой и прямой Н.Кузьмина, но от этого более понятной определенному кругу читателей,    Вот, что, в частности, он пишет: "Помните, рассказ был у Василия Макаровича Шукшина – «Срезал»? Про Глеба Капустина, большого любителя поспорить на любые темы. Особенно на философские. Особенно со знающими людьми. И ведь не ради истины затевал Глеб Капустин эти дебаты с докторами и кандидатами всевозможных наук. Ради себя любимого затевал, чтобы в глазах односельчан своих выглядеть – эге-ге-е! – каким крутым и образованным. Включаем телевизор ...,  ... Заходим в интернет... вот,  где наш герой развернулся во всей своей красе! По любому поводу есть у реально ожившего персонажа Шукшина свое мнение. На любой вопрос он всегда готов дать ответ. А то и два. Да и три, запросто! " ....До вдумчивой и неамбициозной заметки О.Щелгуновой.  Она, в частности, отмечает следующее: " Вдумчивый и серьезный ленинградский критик А. Урбан в свое время оценивал героя рассказа "Срезал" однозначно и резко: "Глеб представительствует от целого ряда пустозвонов, паразитирующих на том, что называют информационным взрывом, вторжением науки в обыденную жизнь. Писатель обнаружил и показал нам пошлую сторону этого явления". Иную, более глубокую социальную характеристику герою дал сам Шукшин незадолго до смерти: "Тут, я думаю, разработка темы такой... социальной демагогии... Человек при дележе социальных богатств решил, что он обойден, и вот принялся мстить, положим, ученым. Это же месть в чистом виде, ничуть не приукрашенная... А в общем-то злая месть за то, что он на пиршестве, так сказать, обойден чарой полной... Может быть, мы немножко виноваты, что слишком много к нему обращались как к господину, хозяину положения, хозяину страны, труженику, мы его вскормили немножко до размеров, так сказать, алчности уже. Он уже такой стал – все ему надо. А чтобы самому давать – он почему-то забыл об этом…»  Но в тексте рассказа писатель Глеба Капустина не осудил окончательно, пытаясь его понять, в этом направлении и пошла творческая мысль исследователей 80–90-х гг."

Азиз Несин, (один из псевдонимов Мехмета Нусрета), 1915-1995 гг.  известный турецкий  писатель, драматург и публицист. В его бессмертном (подобно "Ревизору" Н.В.Гоголя, или "Горю от ума" А.С.Грибоедова) рассказе "Король футбола" в разделе "ПОМОЛВКА" (подраздел ПОЧЕМУ АХМЕД СТАЛ «СТЕНОЙ», ИЛИ  КАК  ДЕЛАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ) читаем: " «….Ну, уронить уронили, надо теперь поднимать обратно, Ахмеда в чувство приводить. Даю в газете статью: «Где должен играть Ахмед?» И пошел тут, поток писем… Одни пишут: Ахмед должен играть в защите, другие: Ахмед - прирожденный форвард, одни советуют поставить его справа,  другие - слева. Спор на весь двор… И настолько стал важен этот вопрос для граждан наших, что пришлось обсуждение его перенести с последней на первые страницы газет. А надо сказать, старина, что в то время наше правительство переживало очередной кризис в связи с тяжелым внутренним ивнешним положением. Премьер-министр каждый день произносил речи, обвинял всех подряд в принадлежности к коммунистической партии, а полиция бросала граждан в тюрьму… В общем, правительственный кризис!… А мне это вроде как бы ни к чему. Я, знай, свое твержу: «Где играть Ахмеду?» И письма все идут и идут. Даже женщины подключились: «Пусть только в середине играет»-требуют одни; «Пусть играет в песочнице, пропади он пропадом!» - пишут в сердцах другие. И вдруг в редакцию газеты пожаловал сам премьер-министр, приехал, вызывает меня и в присутствии владельца газеты и моих коллег говорит мне: «Поздравляю вас, вы великий журналист, вы оказали неоценимую услугу стране и правительству!» - обнял и расцеловал меня. А позже моему патрону, как я узнал, доверительно сказал: «Да поможет Аркану Аллах! Вовремя он подбросил нам своего Ахмеда!» Правда, в газету стали поступать и письма, где нас крыли в хвост и гриву: дескать, народ мрет от голода, в стране безработица, а вы с правительствомзанимаетесь каким-то Ахмедом. Мы эту писанину, конечно, переправили в полицию - это уж их дело заниматься такими авторами - и заодно выполнили свой священный долг перед родиной. В общем, не буду затягивать рассказ, старина, скажу, что скоро этот шум так всем надоел, что все в один голос завопили: «Где хочет, там пусть и играет!....» Вот тогда-то мы и спросили самого Ахмеда, где он хочет играть. Оказалось, в защите. Ну и прекрасно, пусть играет в защите, нам-то что? Но теперь. уж каждый знал футболиста Ахмеда. Вот что может сделать газетчик, старина, вот откуда пошла слава Ахмеда."

     Комментарии тут излишни. Я вновь хочу пригласить заинтересованных читателей к проблеме непрофессионализма, который, я уже пишу об этом неоднократко, пора кричать во весь голос, ДУШИТ СТРАНУ. С уважением к читателям, Данилов Илья Анатольевич.