Общественно-политический журнал

 

Вкус крысы

В интересах государства историю в школах лучше вообще не преподавать.

Когда на кораблях XVI—XVII вв. заканчивалась провизия, команда начинала есть трюмных крыс. Для матросов их просто отваривали, но на офицерские столы они подавались жареными, тушеными или в виде котлеток. Судовые повара давали этим блюдам игривые имена: «крошечные барашки», «морские индейки» или «перепела океана». Эти «перепела» и «барашки» щедро приправлялись гвоздикой и кориандром, но все-таки сохраняли специфический запах и вкус крысы.

Увы! Примерно такая же ситуация сложилась сегодня с национальной историей. Любая попытка приготовить из ее персон и событий идеологически выдержанное блюдо гарантирует появление в нем привкуса лжи и абсурда. А традиционные пропагандистские пряности и соуса (пафос, приторность, однозначность) лишь подчеркивают его «крысиный» вкус.

По всей вероятности, в интересах самого государства сегодня лучше вообще не преподавать в школах историю России. Ее сусально-патриотический вариант будет разоблачен при первом же соприкосновении со злой информационной средой и станет объектом публичных издевательств. А вариант реалистический чересчур сложен для детского восприятия.

К моему глубокому сожалению, произошло необратимое. Из мемуаров, дневников, документов и летописей было извлечено огромное количество фактов, подробностей и нюансов, девальвировавших «величавость русской старины». Всю эту информацию лучше было бы от греха подальше затолкать обратно в архивы и опломбировать. Но это невозможно: джинн исторического знания выпущен, и он настолько велик и зубаст, что в состоянии пожрать любой патриотический миф.

Что называется, недоглядели. Свои исторические секреты нам надо было хранить строже, чем чертежи «Курска» и методики запуска «Протонов».

Прекрасной иллюстрацией к этой драме служат растерянность и лицемерие гос. номенклатуры, иногда вынужденной нести с трибун военно-патриотическую чушь. Номенклатура, конечно, забавна в такие минуты, но ее следует пожалеть. Раньше ей было куда комфортнее: каждое поколение власти заново обдирало с истории кожу, чтобы переплести в нее свои партийные удостоверения. А сегодня это почти невозможно, т.к. кожа радикально попорчена.

Стоит нынешним идеологам затянуть пафосный гимн войне 1812 года, как тут же выплывают на свет сотни документов. Это очень печально, но русофобы уже докопались до записок генерала А.П.Ермолова, который, отступая из Москвы, писал: «Душу мою раздирал стон раненых, оставляемых во власти неприятеля». Несколько тысяч раненых сгорели заживо в пожаре Москвы, который устроил православный активист и патриот Ростопчин.

Возникает ли вопрос об удали казаков в 1812 году — джинн исторического знания вдребезги разбивает и этот миф, напомнив об их алкоголизме, апофеозом которого стал образ атамана Платова. Как известно из записок участника Бородинской битвы Н.Н.Муравьева, «от дурных распоряжений и нетрезвого состояния графа Платова войска сии, которые могли бы принести пользу, ничего не сделали». Отметим, что Муравьев деликатно излагает то, что другие источники преподносят с куда большей прямотой: «В знаменательный бородинский день казачьего главнокомандующего Платова целых три адъютанта так и не смогли усадить на лошадь по причине мертвецкости его опьянения».

В общем, какую идеальную конструкцию из исторических камней ни предлагают народу идеологи — джинн с одинаковой ловкостью разгрызает любую, обнажая скандальную правду об А.Невском, «дубине народной войны», Ермогене или Куликовской битве. Против этого джинна бессильны ФСБ и ОМОН. Он неуязвим для установок «Град» и «святой» воды. Он легко побеждает, лишая исторические события приятной для властей однозначности, вносит во все раздор, сумятицу и тот самый «вкус крысы». Вероятно, по причине прогрессирующей девальвации истории нам все же придется изыскивать какие-то иные основания для общенациональной гордости.

Говоря о бессмысленности преподавания истории России в школах, следует помнить и о специфическом интеллектуальном уровне конструкторов госидеологии и педагогических программ; об их умении все перевирать, забывать и путать.

Вспомним прекрасную идею: национальным, «родным» праздником нейтрализовать праздник сюжетно похожий, но навязанный Западом. Для этого из «житийных сундуков» был извлечен день Петра и Февронии Муромских. Извлечь-то его извлекли, но по какой-то загадочной причине противопоставили Дню св. Валентина, а не Хеллоуину.

Напомню, что история Петра и Февронии — это история брака, который был заключен вследствие грубого шантажа со стороны невесты. Брак оказался бездетным и закончился разводом, т.к. супруги, постригшись в монашество, разбрелись по разным монастырям (М и Ж). Но вот после смерти, как «свидетельствует житие», они устроили блистательное «зомби-шоу», перед которым меркнут всякие там тыквы, упыри и даже говорящая кукуруза. Захороненные в разных местах, бывшие супруги вылезли из могил и бродили по улочкам Мурома, чтобы встретиться и зачем-то улечься вдвоем в один гроб. Их трижды растаскивали по законным могилам — но они трижды повторяли свой завораживающий «данс макамбр».

Понятно, что с объявлением этой истории символом российской «любви, семьи и верности» вышла накладочка. Вероятно, перепутались документы. Но, как бы то ни было, Хеллоуин, которого герои муромского ужастика враз уложили бы на обе лопатки, лишился конкурента и своим тыквенным оскалом продолжает ввергать россиян в бездуховность. Очевидно, что осрамившиеся даже в таком пустяке идеологи никогда не сумеют создать сбалансированный педагогический продукт для школ и со временем методично превратят все патриотические мифы в посмешище.

Но избавиться от навязчивого зуда «прививать традиционные ценности» власть РФ пока не в состоянии. По всей вероятности, у нее остался один путь — в режиме реалити-шоу, с прямой трансляцией по всем каналам, повторить те подвиги духовности, что были совершены святыми. Благодаря их «житиям» мы знаем, как выглядят «симптомы» религиозной веры и как именно она меняет поведение своего носителя. Причем считается, что эти деяния когда-то изменили нравственную картину мира.

Напомним, что отец церкви Ориген, вдохновленный евангельскими текстами, публично отрезал себе пенис, а преподобный Павел Фивейский почти 90 лет воровал финики у ворон и не знал «пищи иной». Преподобный Феофил 12 лет непрерывно плакал, а Симеон Столпник разводил червей «в язвах тела своего», возникших от привычки святого натираться экскрементами. Нил Столбенский спал исключительно стоя (опершись на два костыля), а св. Роза пила только желчь. Никита Столпник Переяславский «неснимаемо» носил огромную каменную шапку, а преподобный Макарий, во избавление от неблагочестивых мыслей, надолго погружал в муравейник свои ягодицы и гениталии.

Может быть, прямая ТВ-трансляция этих подвигов изменит моральный облик юношества и вернет беспутному российскому обществу те «духовные скрепы», о которых мечтает власть?

Проблемы с исполнителями возникнуть тут не должно. Россия сегодня переполнена благочестивцами, протодьяконами, православными активистами, депутатами ГД и хоругвеносцами. Пока они лишь разглагольствуют в комфортных студиях, меняют наряды и бижутерию, но, несомненно, готовы перейти и к делу, предъявив доказательства своей истинной веры и всепобеждающей духовности. Будем надеяться, для всех хватит фиников, муравейников и каменных шапок.

Александр Невзоров