Общественно-политический журнал

 

«Размах и наглость враждебного поведения России требуют решительного и сильного ответа»

Слушания о влиянии на Россию санкций прошли сначала в комитете Сената по международным отношениям, а затем в комитете по делам банков, градостроительства и урбанизации. На первых присутствовали помощник госсекретаря США Уэсс Митчелл и помощник министра финансов Маршалл Биллингсли, на вторых – и.о. замминистра финансов США Сигал Манделкер, замминистра внутренней безопасности Кристофер Кребс и помощник госсекретаря США, глава бюро по вопросам международной безопасности и нераспространения оружия массового уничтожения Кристофер Форд.

Митчелл заявил членам Сената, что РФ хочет расколоть США: "Путин придерживается тезиса о том, что конституция США является экспериментом, который потерпит неудачу, если противодействовать ему в правильном направлении изнутри. Путин хочет расколоть американскую республику не путем влияния на те или иные выборы, а систематическим разжиганием розни в нашем обществе".

В ходе слушаний чиновники рассказали членам Сената, что введенные Вашингтоном ограничения больно ударили по России. Митчелл напомнил, что под санкции попали 217 физических и юридических лиц. Кроме этого, США закрыли шесть российских дипломатических и консульских учреждений, а также выслали 60 российских шпионов.

По его словам, исследование, проведенное Офисом главного экономиста Государственного департамента, показало, что в среднем операционный доход попавших под санкции российских компаний упал на четверть, общая стоимость их активов уменьшилась в два раза. Они также были вынуждены уволить треть своих сотрудников. Митчелл добавил, что рубль обесценился до самого низкого уровня за два года после объявления Госдепа о введении санкций против РФ за использование химического оружия при покушении на бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля.

Помощник госсекретаря США отметил также, что с 2013 года прямые иностранные инвестиции в Россию упали на 80%. Он добавил, что из-за санкций Россия недополучила $8–10 млрд на сделках по поставкам оружия. Примером действия санкций Митчелл назвал также падение рейтинга Путина.

Биллингсли отметил, что санкции напрямую влияют на экономику России. По его мнению, она "почти стагнирует".

Манделкер заявила, что американские санкции "заблокировали российские активы в Соединенных Штатах стоимостью сотни миллионов долларов и нанесли значительный ущерб экономическим интересам лиц, которых они затронули". Она подчеркнула, что попавшие под санкции лица, в частности бизнесмены Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Кирилл Шамалов, стали "радиоактивными", так как Вашингтон "четко дал понять, что те, кто предпочитает продолжать вести с ними дела, делают это на свой страх и риск".

И.о. замминистра также передала членам банковского комитета доклад минфина от 6 августа, в котором говорится, что чистая стоимость активов Дерипаски упала примерно на 50% после введения санкций, а Вексельберга – примерно на $3 млрд (с $16,4 млрд по состоянию на 5 апреля до $13,5 млрд на 26 июля). Отмечается, что группа Вексельберга "Ренова", которая также попала под санкции, была вынуждена продать принадлежащие ей акции швейцарской компании Sulzer AG и часть акций итальянской Octo Telematics.

В докладе говорится, что после введения санкций на Кипре заморозили банковские счета Дерипаски и Вексельберга. Комментируя заявления, что минфин якобы намерен снять санкции с "Русала", Биллингсли подчеркнул, что ему об этом ничего неизвестно. По его словам, ведомство добивается того, чтобы Дерипаска полностью потерял контроль над "Русалом" и En+.

Сенаторы в ходе слушаний неоднократно заявляли, что США делают недостаточно, так как Россия не изменила своего поведения и продолжает вмешиваться в американскую избирательную систему. Сенатор от Демократической партии Роберт Менендес подчеркнул, что в связи с этим он и ряд его коллег подготовили новый санкционный законопроект, который предусматривает ряд жестких мер.

Сенатор-республиканец Рэнд Пол выразил мнение, что дальнейшее усиление санкций может быть плохой идеей. По его мнению, некоторые из них являются контрпродуктивными.

"Санкции – это своего рода кнут. Вопрос в том, а что же пряник?" – сказал член Сената.

По его мнению, таким "пряником" может стать принятие США решения не настаивать на вступлении Украины и Грузии в НАТО. Митчелл и Биллингсли эти слова не прокомментировали.

Чиновники заявили в ходе слушаний, что готовы к усилению санкций против России, но отказались говорить, какие именно ограничения и когда намерены вводить.

"Я думаю, эта администрация ясно дала понять, что мы готовы предпринимать дополнительные шаги. Существует эскалационная лестница в вопросе санкций. Мы знаем, какие дополнительные шаги потребуются", – отметил Митчелл.

Биллингсли подчеркнул, что американские власти активно обсуждают вопрос введения дополнительных санкций и их возможные последствия.

"Я бы не хотел говорить о них на этом этапе, потому что, если мы решим действовать, мы бы хотели, чтобы они имели максимальный финансовый эффект", – заявил он.

По словам замминистра, если бы не было существующих санкций, поведение России еще больше выходило бы за рамки международных норм и правил. Такого же мнения придерживается Манделкер. 

"Несмотря на то, что враждебные действия России продолжаются, мы считаем, что ее авантюризм, несомненно, сдерживается пониманием того, что мы можем причинить гораздо больше экономической боли, используя наш мощный спектр полномочий, и того, что мы будем без колебаний делать это, если ее поведение не будет явно и значительно меняться", – заявила она.

Глава бюро по вопросам международной безопасности и нераспространения оружия массового уничтожения подчеркнул, что Вашингтон продолжит предпринимать действия, которые будут иметь для России "болезненные, резкие и суровые последствия".

В ходе слушаний в банковском комитете сенатор от Республиканской партии Джон Нили Кеннеди спросил у присутствующих чиновников, что нужно было бы сделать, если бы стояла задача "поставить российскую экономику на колени". Они отказались называть конкретные шаги. И.о. замминистра финансов подчеркнула, что сначала нужно было бы оценить глобальные последствия таких действий.

"Я не думаю, что можно обсуждать, как поставить экономику России на колени, не имея полного понимания, какими будут глобальные последствия", – заявила Манделкер.

На вопрос Кеннеди ответил сенатор-республиканец Тим Скотт. Он подчеркнул, что подорвать российскую экономику можно, ударив по ее энергетическом сектору.

Кеннеди в ходе слушаний также пытался узнать, есть ли у российского президента активы в Соединенных Штатах. Манделкер заявила, что этот вопрос нельзя обсуждать публично, и пообещала обратиться к американской разведке, чтобы ее сотрудники предоставили сенатору эту информацию в ходе закрытого брифинга. Кребс и Форд также не ответили на вопрос Кеннеди.

Затем сенатор поинтересовался, можно ли конфисковать такие активы, если они есть. 

"Гипотетически, если бы какой-либо российский олигарх или высокопоставленный лидер имел активы в Соединенных Штатах, конечно, мы бы рассмотрели такой шаг, если это в наших полномочиях", – ответила Манделкер.

После этого Кеннеди заявил: "Я думаю, Путин владеет активами в США, и думаю, что минфин знает, какими именно".

Он добавил, что "российские усилия руководствуются геополитическими соображениями – постоянной и самооправданной борьбой путинской системы за мировое господство".

Манделкер подчеркнула, что "размах и наглость враждебного поведения России требуют решительного и сильного ответа". "Именно по этой причине российская санкционная программа минфина является одной из наших самых активных и действенных", – заявила она.