Общественно-политический журнал

 

В Израиле стремительно растет количество детей, которые учатся дома

Закон об обязательном образовании обязывает всех детей посещать школу до двенадцатого класса включительно, но за последние два года число юных израильтян, получивших разрешение учиться дома, удвоилось.

В системе образования считают, что в ближайшие годы количество учащихся на дому будет продолжать расти, поскольку это глобальная тенденция. Тенденция основывается на  отвращении, которое питают многие родители к системе образования, и на возможностях обучения посредством интернета. В 2016 году 576 детей учились дома, а не в школах, а в начале предстоящего учебного года таких будет более 1150. Между тем в 2008 только 100 детей в Израиле получили разрешение минпроса учиться дома.

«Многие родители в Израиле не удовлетворены системой образования или пытаются интегрировать своих детей в альтернативные рамки. В последнее время растет понимание того, что даже экзамены на аттестат зрелости теряют актуальность, потому что их можно сдать позже и за более короткое время», —  говорит д-р Ари Кизель, заведующий отделом альтернативного образования на факультете педагогики Хайфского университета.

Кизель исследовал домашнее обучение в Израиле и во всем мире. Он говорит, что это явление поддерживается доступными учебными материалами в интернете, а также местными группами родителей, которые обучают своих детей дома. «Мы обнаружили, что способность учащихся к обучению на дому очень высока, потому что они учатся самостоятельно овладевать знаниями. Многие навыки и умения приобретаются в результате многократного чтения и уроков, которые не обязательно проводить в рамках классической дидактики, — добавил Кизель. — Школы поощряют посредственность и препятствуют росту достижений в каждой возрастной группе, а маленькие дети могут продуктивно изучать языки, читать и писать и без школы. Часто школы только тормозят прогресс учащихся».

По данным минпроса, лишь немногие дети имеют право на получение разрешения на учебу дома. Тем не менее, министерство удовлетворяет просьбы на домашнее образование в случаях, когда родители аргументируют свою просьбу мировоззрением, исключающим возможность обучения их детей в классах совместно с другими школьниками.

«В первый раз я давал интервью о домашнем обучении ровно 20 лет назад вместе с моей дочерью, которой в то время было шесть лет, — говорит Рани Кашер. Рани и его жена Хедва были среди первых родителей, которые учили детей дома.  — Моя дочь никогда не училась в школе и не получала аттестата, а в этом году она окончила второй курс в колледже», — гордо говорит он.

У супругов Кашер шесть детей, трое из которых никогда не учились в школах, а трое из них стали посещать школу только в старших классах. «Сначала минпрос не имел никаких отношений с нами, — возможно, мы не интересовали их. Мы никогда не просили разрешения. Мы полагали, что в принципе я не должен просить у государства разрешения воспитывать своих детей. Это должно быть наоборот: государству нужно получить разрешение от меня, чтобы обучать моих детей в школе, ведь дети рождаются и воспитываются в начале своей жизни только в семье, а родители — это те, кто должен решить, когда следует отдать их в такие учреждения, как детский сад или школа», — говорит Рани. По его словам, его дочь была принята в колледж без проблем, хотя у нее не было аттестата зрелости. Но девушка завершила школьную программу на подготовительном отделении колледжа.

Кашер: «Система образования должна адаптировать себя к темпу личного развития каждого ребенка, а это крайне сложно. Не все дети могут начать учиться читать и считать в одном возрасте, не всем подходит общепринятая методика обучения. Но это не те причины, по которым мы выбрали домашнее обучение. Мы просто уверены, что если ребенок живет в среде, где читают и пишут, тогда и он научится читать и писать в своем собственном темпе, а тем временем у него также будут развиваться и другие способности».

Лиор Детель