Общественно-политический журнал

 

«Санкции сами по себе – не стратегия, а инструмент»

Сенатский комитет проводит открытые слушания, посвященные санкциям в отношении России, их эффективности и возможным дальнейшим шагам.

«Система власти Путина сочетает в себе политический авторитаризм и экономическую клептократию, – констатировал Дэниел Фрид в ходе слушаний. – Развитие России подразумевает верховенство закона, право собственности, свободу слова и собраний. Но режим Путина, как мы видим, не хочет принимать это и ведет Россию к стагнации. Именно по этой причине он полагается на репрессии внутри страны и шовинистические кампании за ее пределами, в том числе в отношении Соединенных Штатов».

Как отмечается в письменном заявлении Фрида, хотя, по мнению некоторых, США и Россия всегда будут стратегическими противниками, он эту позицию не разделяет. «Хотя в настоящий момент отношения США и России плохие и могут стать еще хуже, история России показывает, что, если Запад будет оказывать сопротивление российской агрессии за рубежом, Россия может начать реформы внутри страны и начать попытки улучшить отношения с Западом, чтобы поддержать экономические реформы и укрепить интеграцию с миром», – считает Фрид.

В связи с этим, по мнению дипломата, разумная политика в отношении России должна сочетать в себе сопротивление ее агрессии, минимизацию риска столкновений, сотрудничество в тех сферах, где оно возможно, и планирование улучшения двусторонних отношений. При этом он подчеркнул: «Санкции должны оказывать давление на Россию, чтобы заставить ее изменить свое поведение. Санкции сами по себе – не стратегия, а инструмент».

«Зачастую, и особенно в этом случае, санкции являются правильным моральным наказанием в ответ на вопиющие противозаконные действия, если даже они не изменят поведение Путина», – заявил в ходе заседания Майкл Макфол.

«Во-вторых, – продолжал он, – санкции уже оказали негативное воздействие на российскую экономику. Это и снижение ВВП, которое началось в 2014 году, и отпугивание иностранных инвестиций, и значительный отток капитала, и огромные сложности для российских компаний в получении кредитов. Я знаю многих россиян, которые пострадали сами или чьи компании несут потери из-за санкций. При этом, как вы заметили, они все еще не заставили Путина уйти из Сирии и Украины, как и прекратить пропаганду против нас. Но это не повод менять взятый курс, а, наоборот, повод усилить давление путем увеличения санкций».

«Из всех санкций, введенных США за последние 7 лет, Кремль, как оказалось, больше всего встревожило принятие глобального закона Магнитского, – напомнила Хизер Конли. – Все потому, что этот закон привлек внимание всего мира к произволу и коррупционной составляющей олигархического капитализма в России. Поскольку экономическая модель Кремля и ее жизнеспособность основаны на клептократии, санкции и иные инструменты, нацеленные на предотвращение пагубных действий со стороны России, являются эффективной контрмерой».