Общественно-политический журнал

 

Марк Эспер был вынужден поправить заявление Трампа по поводу ударов по культурным объектам

Министр обороны США Марк Эспер заявил, что военнослужащие США не будут нарушать законы вооруженных конфликтов, нанося удары по иранским культурным объектам, о чем ранее заявлял президент Трамп.

На вопрос, являются ли культурные объекты целью ударов со стороны США, Эспер ответил журналистам, что «мы будем следовать законам вооруженных конфликтов».

Согласно международному праву нападение на культурные объекты считается военным преступлением, включая резолюцию Совета Безопасности ООН, которую поддержала администрация Трампа в 2017 году, и Гаагскую конвенцию 1954 года о защите культурных ценностей.

В прошлую пятницу США нанесли удар с помощью дрона, в результате которого был убит иранский генерал Касем Сулеймани. Это резко обострило и без того сложные отношения между Вашингтоном и Тегераном, что вызвало опасения по поводу вооруженного конфликта между странами. Вашингтон заявляет, что убил Сулеймани в целях самообороны, стремясь разрушить его планы по нападению на граждан США и интересы Соединенных Штатов.

На фоне угроз со стороны Ирана за убийство Сулеймани Трамп написал в Твиттере, что Соединенные Штаты выбрали 52 иранских объекта в качестве целей, некоторые из которых «важны для Ирана и иранской культуры», если Иран нанесет удар по американским гражданам или объектам.

«Им разрешено использовать придорожные бомбы и взрывать наших людей, а нам не разрешается трогать их культурные объекты. Это так не работает», – заявил Трамп в воскресенье, выступая перед журналистами.

Уходят американцы из Ирака?

Министр обороны США Марк Эспер опроверг слухи о том, что американские войска будут выведены из Ирака в связи с убийством в Багдаде иранского генерала Касема Сулеймани.

Сообщения о скором выводе появились после публикации служебного письма бригадного генерала Уильяма Сили, командующего оперативной группой войск США в Ираке, в котором говорится, что эти войска будут передислоцированы по просьбе иракского парламента, проголосовавшего в воскресенье за вывод американских войск из страны.

Марк Эспер заявил, что это письмо - лишь черновик с неудачными оборотами речи. Начальник комитета объединенных штабов США Марк Милли назвал это письмо ошибкой. Американцы, по их заверениям, остаются. Президент Трамп, тем временем, пригрозил Ираку санкциями в случае, если войска США все же будут вынуждены уйти из страны.

Болтон даст показания в сенате, если пригласят

Бывший советник президента Трампа по вопросам национальной безопасности Джон Болтон согласился дать показания на суде в сенате США по вопросу об импичменте Дональда Трампа. "Я пришел к выводу, что если сенат вызовет меня давать показания, то я это сделаю", - сказал Болтон.

До сих пор Болтон следовал указаниям Белого дома, предписавшего всем действующим и бывшим членам администрации не давать показаний в конгрессе. Вопрос об импичменте Трампа будет теперь рассматриваться в сенате, где сенаторы выступят в роли присяжных заседателей.

Болтон станет самым высокопоставленным бывшим членом администрации Трампа, который даст показания, если его пригласят. Осведомленность Болтона о действиях Трампа делает его чрезвычайно важным свидетелем.

Как может ответить Иран на угрозы США?

В Соединенных Штатах угрозу новой полномасштабной войны на Ближнем Востоке воспринимают вполне серьезно. Лишним подтверждением этому стали многочисленные антивоенные демонстрации, прошедшие в минувшие выходные в 80 городах США, включая Вашингтон, Филадельфию, Майами, Чикаго и Сан-Франциско.

Эксперты, правда, считают, что, несмотря на воинственные заявления, ни одна сторона сегодня не готова начать военный конфликт.

"Для Трампа, который уже назвал иранского генерала самым главным террористом в мире, это политический акт, связанный и с предстоящей процедурой импичмента, и с тем, что страна вступила в год выборов, и с попыткой привлечь новых сторонников, - считает профессор университета Стони Брук Джонатан Сандерс. - У Ирана, в свою очередь, нет ни военных, ни экономических возможностей для того, чтобы противостоять Соединенным Штатам в военном столкновении".

Это мнение разделяет и бывший помощник министра обороны США Майкл Карпентер.

"Я бы ожидал некую комбинацию из кибер-, гибридных и террористических атак на американские интересы не только на Ближнем Востоке, но также и за пределами региона - в Европе, и даже на территории США", - говорит он.

Специалисты считают, что несмотря на то, что Тегеран по сугубо географическим причинам вряд ли способен провести какую-либо военную акцию на территории США, у иранских военных остаются десятки возможных мишеней в регионе.

В их числе - американские базы и военнослужащие, расквартированные в регионе. По официальным данным, сейчас в странах Ближнего Востока, включая Катар, Саудовскую Аравию, Иорданию и Кувейт, находится почти 68 тыс. американских военных.

В Сирии и Ираке, где велико иранское влияние, расквартировано 6 800 военнослужащих ВС США.

Американские эксперты допускают, что иранские власти могут использовать подконтрольные им группировки боевиков для террористических атак на подобные объекты, но считают, что Тегеран вряд ли решится на столь радикальные меры.

"Любая подобная атака несомненно спровоцирует немедленный и очень жесткий ответ США, а именно этого в последние годы пытались любой ценой избежать иранские власти, - уверен военный аналитик Дэниел Койст. - Поэтому, если Тегеран и решится на какой-либо ответ, то, скорее всего, выберет для этого поле, где он может играть почти на равных с США - киберпространство".

"Иран очень серьезно занялся проблемами кибербезопасности после того, как в 2007 году совместная операция по внедрению вируса Stuxnet, проведенная совместно США и Израилем, надолго парализовала работу завода по обогащению урана в Натанзе. Тогда из строя вышли почти 1000 центрифуг, - утверждает специалист по кибербезопасности Рик Донован. - Одновременно Тегеран создал подконтрольные правительству подразделения хакеров, начал разрабатывать и испытывать технологии взлома компьютерных сетей и за это время добился довольно заметных успехов".

Как считают в США, за последние десятлетие иранские хакеры провели как минимум четыре крупные атаки на различные объекты в Соединенных Штатах. В 2010-2011 годах нападению подверглись банки JP Morgan, Bank of America и Capital One.

Из-за сбоев в системе несколько сотен тысяч клиентов в течении нескольких дней не могли получить доступ к своим счетам. Одновременно были атакованы серверы Нью-Йоркской фондовой биржи и биржи Nasdaq.

В 2013 году иранские хакеры смогли взломать системы управления одной из защитных дамб, перекрывающей слив водохранилища к северу от Нью-Йорка.

Предотвратить возможную катастрофу позволило только то, что ворота, открывающие спуск воды, за несколько дней до атаки были отключены от компьютерной системы управления для проведения ремонтных работ. В 2016 году американские власти официально предъявили обвинения в этом преступлении семи гражданам Ирана.

В 2014 объектом нападения стало казино, а четыре года спустя, в 2018, с помощью вируса SamSam были взломаны серверы мэрии Атланты. Ущерб тогда составил десятки миллионов долларов, а в преступлении в том же году были обвинены два гражданина Ирана.

В июне прошлого года сразу несколько американских компаний, занимающихся кибербезопасностью, выпустили доклады, в которых утверждалось, что за серией атак на федеральные структуры США стоит группа поддерживаемых иранскими властями хакеров, известная, как APT33 или Refined Kitten.

В числе целей значилось министерство энергетики США, занимающееся в том числе проблемами ядерного оружия, и национальные лаборатории, имеющие отношение к разработке оружия массового поражения.

В ноябре 2019 года, по утверждению аналитиков компании Microsoft, эта же группа хакеров была причастна к серии атак на фирмы, занимающиеся разработкой индустриальных контрольных систем, которые используются в управлении крупными энергетическими структурами.

"По своим возможностям они, конечно, уступают главным игрокам на рынке контролируемых государством хакеров - Соединенным Штатам, России и Китаю, но зачастую иранские кибератаки проводятся куда более агрессивно, и наносят куда больший вред", - считает Рик Донован.

По его мнению, в последние годы все крупные американские компании - и частные и государственные - предприняли серьезные меры для укрепления собственной кибербезопасности, но на территории США по-прежнему остаются тысячи легкодоступных целей для таких атак.

"Это самый дешевый, самый скрытный и самый эффективный вариант ведения войны сегодня. Я уверен, что именно кибератаки Тегеран попытается сделать своим главным оружием", - считает он.