Общественно-политический журнал

 

Скрытая безработица в России

При снижении официальной безработицы до исторического минимума в России заметно выросло число людей, не имеющих работы или не по своей воле занятых на полставки. Хотя Росстат оценивает безработицу всего 4,6%, опрос потребительских настроений Сбербанка («индекс Иванова) показал цифру в 2,5 раза больше: на декабрь 11,9% респондентов из числа условного «среднего класса» (для попадания в который, по мнению банка, нужно всего 60 тысяч рублей ежемесячного дохода) сообщили, что не работают нигде.

Их доля выросла на 1 процентный пункт за год. Впрочем, еще резче - на 1 п.п. за квартал - увечилась «армия» тех, кто занят частично, но хотел бы работать полный день. 9,1% респондентов дали такой ответ, что близко к историческому рекорду, показанному в прошлом году (9,5%).

Фактически речь идет о скрытой безработице. «Половина, четверть ставки. Номинально, люди заняты, и это в полной мере отражает статистика Росстата. Однако и заработные платы при таком раскладе у них тоже номинальные. А это уже - низкий уровень жизни, необходимость занятости на двух и более работах, чтобы жить, а не выживать», - говорит аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.

Подгятивая уровень жизни за счет банковских кредитов, которые, по данным ВЦИОМа, есть уже у каждой второй семьи, люди все больше боятся потерять работу, а с ней и источник дохода. Как выяснил Сбербанк, безработица - второй по распространенности экономический фактор тревоги у респондентов, и доля таких ответов растет: 51% в прошлом году, 55% - в этом.

Лидирует при этом коррупция (62%), а на третьем месте - инфляция (48%).

Спрос на труд в экономике в прошлом году после двух лет роста снова начал падать, что, как правило, является предвестником кризиса, указывает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.

По данным ЦМАКП, к осени количество доступных рабочих место упало до 72,3 млн - уровня начала 2017 года, когда экономика только начала выбираться из рецессионной ямы.