Общественно-политический журнал

 

Америка под натиском третьей волны «красной угрозы» - администрация разработает программу по борьбе с «левыми» волнениями

Президент США Дональд Трамп сообщил, что министерства юстиции и внутренней безопасности разработают совместную программу по борьбе с «левыми» волнениями.

Трамп встретился с генеральным прокурором Уильямом Барром и исполняющим обязанности министра внутренней безопасности Чадом Волфом перед пресс-конференцией в понедельник вечером, на которой он вновь обвинил своего оппонента на выборах, демократа Джо Байдена, в поощрении насилия в некоторых американских городах, где прошли акции протеста против расовой несправедливости и жестокости полиции.

Он объявил, что ведомства Барра и Волфа «объявят о создании совместного оперативного центра для расследования агрессивных гражданских беспорядков левого толка».

Президент не стал вдаваться в детали о том, как будет работать этот центр.

Осудив насилие со стороны некоторых демонстрантов, Трамп предположил, что молодой житель Иллинойса, арестованный во время акций протеста в Кеноше, штат Висконсин, действовал в рамках самообороны.

«Думаю, что он попал в очень серьезную переделку и, вероятно, был бы убит», – заявил Трамп о Кайле Риттенхаусе, которому предъявлены обвинения в убийстве двух человек, добавив, что «ведется следствие».

Трамп заявил, что страна должна восстановить «патриотическое воспитание» в школах, чтобы успокоить волнения и противостоять «лжи» о расизме в США.

Трамп возложил вину на насильственные протесты в Портленде, штат Орегон, и в других городах на «левую идеологическую обработку» в школах и университетах, и обвинил кандидата в президенты от демократов бывшего вице-президента Джо Байдена в оказании «моральной поддержки» вандалам.

«Многих молодых американцев кормят ложью о том, что Америка – это злобная страна, охваченная расизмом», – заявил Трамп на пресс-конференции.

Детей должны учить, что Америка – это «исключительная, свободная и справедливая страна, достойная того, чтобы ее обороняли, сохраняли и защищали», – добавил он.

В понедельник днем Байден решительно отверг обвинения президента и его союзников, что он является социалистом и занимает мягкую позицию в отношении преступности. Он попытался обратить этот аргумент против Трампа.

«Действующий президент давно полностью утратил моральное лидерство в этой стране, – сказал он, выступая в Питтсбурге. – Он не может остановить насилие, потому что годами провоцировал его».

«Стрельба на улицах недопустима, – подчеркнул Байден в воскресном заявлении. – Я безоговорочно осуждаю это насилие. Я осуждаю любое насилие со стороны любого человека, будь это левые или правые. И я призываю Дональда Трампа поступить так же».

Трамп планирует посетить Кеношу во вторник. На прошлой неделе в этом городе произошли протесты, после того как полиция несколько раз выстрелила в спину 29-летнему чернокожему Джейкобу Блейку.

Губернатор Висконсина Тони Эверс в воскресенье направил письмо Трампу, в котором просил его пересмотреть свое решение, выразив опасение, что визит президента может обострить напряженность.

«Я обеспокоен тем, что Ваше присутствие только помешает нашему исцелению», – написал Эверс.

Пресс-секретарь Белого дома Джадд Дир заявил, что Трамп не откажется от поездки.

Первые две волны «Красной угрозы» в США

«Красная угроза» (Red Scare) — существовавшая в первой половине XX века антикоммунистическая идеология, согласно которой Октябрьская революция 1917 года в России могла бы повлечь за собой угрозу наступления мирового коммунизма за счёт своего повтора в других странах. Наибольшее распространение получила в США, где разделяют два этапа борьбы с «красной угрозой»: 1917—1920 годы и послевоенный период с конца 1940-х годов до конца 1950-х.

Впервые выражение «Красная угроза» появилось во время Первой мировой войны. Осознание угрозы, которую несёт коммунизм Америке, усилилось из-за массового насилия в России во время Гражданской войны.

Ещё в 1903 году в США принимается закон «Об исключении анархистов» (Anarchist Exclusion Act), предусматривавший депортации иммигрантов, симпатизирующих анархистским идеям. В 1918 году этот закон дополняется также законом «Об иммиграции» (Immigration Act of 1918), предусматривавшим запрет въезда и депортацию неграждан, которые «не верят или противостоят любому организованному правительству» («who disbelieve in or are opposed to all organized government»).

16 мая 1918 года президент Вудро Вильсон подписывает антииммигрантский закон «О подстрекательстве к мятежу» (Sedition Act of 1918) и запрещавший оскорбления правительства или армии Соединённых Штатов в военное время.  Помимо тюремного заключения и значительных штрафов, закон также предусматривал депортации нежелательных иммигрантов.

В 1919—1920 ряд штатов принимают законы о запрете оправданий насилия ради социальных изменений. В 1920 году из нижней палаты законодательного собрания штата Нью-Йорк 140 голосами против 6 исключаются пятеро законно избранных социалистов по обвинению в том, что они избраны «на платформе, противоречащей интересам штата Нью-Йорк и Соединённых Штатов».

24 штата приняли законы о запрете на своих территориях красных флагов. По итогам первой «Красной угрозы» произошло уменьшение числа членов Коммунистической партии США и аналогичных партий на 80 %.

19 сентября 1918 года начинает работу Комиссия Овермана под председательством демократического сенатора от штата Северная Каролина Ли Слейтера Овермана. Комиссия Овермана стала предтечей маккартистской «Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности», и получила от Сената Соединённых Штатов задание расследовать германскую, большевистскую и прочую «антиамериканскую деятельность», а также возможные последствия внедрения большевизма в США.

В июне 1919 года Комиссия Овермана опубликовала свой финальный отчёт длиной 35 000 слов. По выводам комиссии, в случае замены в США капитализма на коммунизм результатом должны стать нищета, голод, массовые конфискации и террор. По результатам расследования комиссия обвинила ряд связанных с Германией организаций в Америке (Национальный Германо-Американский Альянс и другие) в попытке захватить контроль над американской прессой, выборами и общественным мнением.

Вторая «Красная угроза» характеризовалась страхом перед шпионажем коммунистов и была вызвана появлением коммунистических государств в Восточной Европе, блокадой Западного Берлина (1948—1949), гражданской войной в Китае (1949) и Корейской войной (1950—1953). Эти опасения вылились в занесения в чёрные списки, аресты и депортации лиц, подозреваемых в симпатиях к коммунизму.

Бывшие члены Компартии США и агенты советской разведки Элизабет Бентли и Уэттэйкер Чамберс выступили с заявлениями об активном проникновении советских агентов и лиц, симпатизирующих коммунизму, в различные правительственные учреждения США во время и по окончании Второй мировой войны. Эти заявления были восприняты как доказательство активной советской и коммунистической инфильтрации в американское правительство.

Благодаря Великой депрессии коммунизм стал привлекательной идеологией для многих американцев, особенно в интеллектуальной и в рабочей среде. На пике своей популярности в 1939 году Компартия США насчитывала 50 тыс. членов. Со вступлением в войну в 1940 году Конгресс принял «Акт Смита», сделавший незаконным членство в политических группах, выступавших за насильственное изменение существующего строя, и потребовавший от иностранцев регистрации в федеральном правительстве. Этот закон был направлен не только против Компартии, но также против «Германо-Американского Бунда» и против американцев японского происхождения в целом. С началом германского вторжения в СССР Компартия сменила свою позицию с анти- на провоенную. Пока США и СССР были союзниками, Компартия США выступала против забастовок и поддерживала американские военные усилия. Председатель Компартии Эрл Браудер выдвинул лозунг «Коммунизм — это американизм двадцатого века». В то же время троцкистская Социалистическая Рабочая Партия выступала против войны и поддерживала забастовки, в том числе в оборонной промышленности. Ряд членов СРП были осуждены согласно «Акту Смита», в то время как Компартия таким санкциям не подвергалась.

В 1947 Гарри Трумэн подписал Указ № 9835, создавший «Программу проверки лояльности федеральных сотрудников». Эта программа учредила комитеты по расследованиям и увольнениям сотрудников в случае сомнений в их лояльности. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности (House Committee on Un-American Activities, (HUAC)) и сенатские подкомитеты, которые в 1953 возглавил сенатор Джозеф Маккарти, начали расследования в отношении настоящих или подозреваемых американских коммунистов и их роли, настоящей или воображаемой, в шпионаже, пропаганде и подрывной деятельности.

Вторая «Красная угроза» протекала на фоне начавшейся гонки ядерных вооружений, что повлекло за собой заметные последствия для американского образа жизни. Антикоммунизм повлиял даже на спорт; команда «Красные Цинциннати» (Cincinnati Reds) временно изменила своё название на «Красноногие Цинциннати» (Cincinnati Redlegs), чтобы избежать ассоциаций с коммунизмом.

По теме:

Суть Американской Смуты

Анонимное письмо от профессора Калифорнийского университета в Беркли

Очень тревожная попытка красно-черной революции в США и ее цели