Общественно-политический журнал

 

Зачем в Санкт-Петербургском институте истории РАН появился куратор от ФСБ

Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский обратился в управление ФСБ России с требованием объяснить, откуда в Санкт-Петербургском институте истории РАН появился человек, который представляется всем как "куратор от ФСБ", сообщает Север.Реалии.

В запросе, копию которого Вишневский опубликовал в фейсбуке, депутат от партии "Яблоко" пишет, что 29 декабря на предновогоднем собрании сотрудников института присутствовал человек, представлявшийся окружающим как "куратор от ФСБ". Его имя не называется.

"С какого перепугу в мирном академическом институте появляется "куратор от ФСБ"? На каком законном основании? Куда ещё направлены эти "кураторы" и зачем? Столько бездельников набрали в ФСБ, что нечем их занять? Или это мошенничество и удостоверение ФСБ можно купить в любом военторге?" – прокомментировал запрос Вишневский.

Депутат требует от главы местного управления ФСБ Родионова подтвердить, действительно ли в этот день в институте был представитель ведомства, и если этот так, то каким законодательным актом это было регламентировано. Также депутат просит уточнить, куда ещё подобные "кураторы" были направлены.

Вишневский возмущён "возвращением к советской практике, когда негласные сотрудники КГБ прикреплялись к любому учреждению".

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК – ПЯТОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР

Центральный аппарат Пятого управления КГБ СССР состоял из пятнадцати оперативных и аналитических отделов, группы кадров, секретариата, группы мобилизационной работы и финансового отдела.

1-й отдел – контрразведывательная работа на каналах культурного обмена, разработка иностранцев, работа по линии творческих союзов, научно-исследовательских институтов, учреждений культуры и медицинских учреждений.

2-й отдел – планирование и осуществление контрразведывательных мероприятий совместно с ПГУ против центров идеологических диверсий империалистических государств.

3-й отдел – контрразведывательная работа на канале студенческого обмена, пресечение враждебной деятельности студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава.

4-й отдел – контрразведывательная работа в среде религиозных, сионистских и сектантских элементов и против зарубежных религиозных центров.

5-й отдел – практическая помощь местным органам КГБ по предотвращению массовых антиобщественных проявлений. Розыск авторов антисоветских анонимных документов, листовок. Проверка сигналов по террору.

6-й отдел – обобщение и анализ данных о деятельности противника по осуществлению идеологической диверсии. Разработка мероприятий по перспективному планированию и информационной работе.

7-й отдел – (создан в августе 1969 года). Официально его функции были обозначены как «выявление и проверка лиц, вынашивающих намерения применить взрывчатые вещества и взрывные устройства в антисоветских целях». Этому же отделу были переданы функции по розыску авторов антисоветских анонимных документов, проверка сигналов по «центральному террору», разработка лиц по этой «окраске» и контроль за поведением таких разработок в местных органах КГБ. Под террором понимали любые устные и письменные угрозы в адрес руководителей страны. Расследованием угроз в адрес местных руководителей («местный террор»), занимались местные органы КГБ.

8-й отдел – (создан в июле 1973 года) – «выявление и пресечение акций идеологической диверсии подрывных сионистских центров».

9-й отдел (создан в мае 1974 года) – «ведение наиболее важных разработок на лиц, подозреваемых в организованной антисоветской деятельности (кроме националистов, церковников, сектантов); выявление и пресечение враждебной деятельности лиц, изготавливающих и распространяющих антисоветские материалы; проведение агентурно-оперативных  мероприятий по вскрытию на территории СССР антисоветской деятельности зарубежных ревизионистских центров».

10-й отдел – (создан в мае 1974 года) – «проведение контрразведывательных мероприятий (совместно с ПГУ) против центров идеологической диверсии империалистических государств и зарубежных антисоветских организаций (кроме враждебных организаций украинских и прибалтийских националистов)».

11-й отдел – (создан в июне 1977 года) – «осуществление оперативно-чекистских мероприятий по срыву подрывных акций противника и враждебных элементов в период подготовки и проведения летних Олимпийских игр в Москве». Однако после проведения Игр летом 1980 года отдел не стали закрывать, а возложили на него работу по наблюдению за спортивными, медицинскими, профсоюзными и научными организациями.

12-я группа (на правах отдела) – координация работы управления с органами безопасности социалистических стран.

13-й отдел (создан в феврале 1982 года) – «выявление и пресечение проявлений, имеющих тенденцию к перерастанию в политически вредные группирования, способствующие проведению противником идеологических диверсий против СССР». На самом деле речь шла о неформальных молодежных движениях – кришнаитах, панках, рокерах, мистиках и пр., которые в начале восьмидесятых годов прошлого века стали появляться как грибы после дождя. Возникновение этого отдела было реакцией КГБ на выход молодежи из-под контроля ВЛКСМ.

14-й отдел (создан в феврале 1982 года) – «работа по предотвращению акций идеологической диверсии, направленной в сферу Союза журналистов СССР, сотрудников средств массовой информации и общественно-политических организаций».

15-й отдел (создан в ноябре 1983 года) – контрразведывательная во всех отделениях и на всех объектах спортивного общества «Динамо».

Согласно Приказу №0096 от 27 июля 1967 года штат образованного Пятого управления КГБ составил 201 должностную единицу, а его куратором по линии руководства стал первый заместитель председателя КГБ С.К. Цвигун. К 1982 году штат управления увеличился до 424 человек. Всего же по линии этого управления служило в СССР 2.5 тысячи сотрудников. В среднем в территориальных управлениях КГБ в 5-й службе или отделе работало 10 человек. Оптимальным был и агентурный аппарат, в среднем на область приходилось 200 агентов.