Общественно-политический журнал

 

Общество, философия, политология

Система защиты от королей

Получил очень красивый ответ на вопрос: почему в США до сих пор не было тирана.
Его дал профессор политологии из университета Миссури:

—  Видите ли, наши отцы основатели - Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джордж Вашингтон и другие - были философами. Они сначала были философами, а потом уже были политиками. Как философы, они знали, что нельзя убежать от тиранов, фараонов, королей и прочих, увы, такова человеческая природа.

Всю свою историю человечество жило под игом тиранов. И в наши дни половина государств управляется тиранами. Когда люди свергают тирана, на его место обязательно приходит другой тиран. Свобода - это краткий миг между смертью старого тирана и коронацией нового. Это печально, но это так. подробнее ⮞⮞⮞

Людям надоели лидеры, желающие править пожизненно

Профессор Фрэнсис Фукуяма, политический философ и ведущий научный сотрудник Института международных исследований Фримена Спольи Стэнфордского университета. Фукуяма - автор нашумевшей книги "Конец истории и последний человек" (вышла в 1992 году), в которой предсказывал, что либеральная демократия станет последней формой эволюции политического режима в мире.

Фрэнсис Фукуяма рассказал о проблемах политического развития постсоветских стран, президентстве Дональда Трампа и политическом упадке в США. подробнее ⮞⮞⮞

Так что первично - народ или власть?

Так что первично-народ или власть? Этот вопрос в очередной раз – блажи ради, задал неглупому человеку. Тот сказал – власть.

Я с ним не согласился. Мы часа полтора метались между яйцом и курицей. И, как обычно, угомонившись, остались при своих капиталах.

Нормальный тупик. Ему уже веков десять, как минимум. Вопрос прост и неразрешим, потому что невозможно замерить диалектику причинно-следственного. Сколько причин взвесить? С какого предела? Допустим, ежели речь идет о русских, то с призвания варягов»? С Орды? Или со столетнего  17-го? подробнее ⮞⮞⮞

Нет никакого российского общества — есть только конкретные люди и те жизни, которые они параллельно проживают

Корреспондент «Медузы» Таисия Бекбулатова поговорила с кандидатом социологических наук, деканом философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС Виктором Вахштайном — о том, как Россия за последние пять лет стала страной победившего технооптимизма, почему люди не хотят лечиться в больницах, где у них нет знакомых, и действительно ли в России много протестной молодежи.

— Какие основные изменения с точки зрения социологии произошли в российском обществе начиная с 2000 года — когда Владимир Путин впервые был избран президентом?

Михаил Казачков «Лента Мёбиуса»

Настоящий текст – результат размышлений в одиночных камерах Чистопольской политической тюрьмы.  После освобождения часть их была оформлена в виде предлагаемого вниманию читателей эссе.  Оно было опубликовано в пятом номере журнала "Дружба народов" за 1991 год.

После освобождения началась другая жизнь; доводить работу до более фундаментального и удобочитаемого состояния было недосуг.  Однако ситуация в стране, на мой взгляд, вновь возвращает нас к моим тюремным размышлениям тридцатилетней давности.  Итак, подробнее ⮞⮞⮞

Русское развитие обнаружило странное существо свое - оно стало развитием несвободы

Подобно женихам прошли перед юной Россией, сбросившей цепи царизма, десятки, а может быть, и сотни революционных учений, верований, лидеров, партий, пророчеств, программ... Жадно, со страстью и с мольбой вглядывались вожди русского прогресса в лицо невесты.

Широким кругом стояли они - умеренные, фанатики, трудовики, народники, рабочелюбцы, крестьянские заступники, просвещенные заводчики, светолюбивые церковники, бешеные анархисты.

Невидимые, часто неощущаемые ими нити связывали их с идеями западных конституционных монархий, парламентов, образованнейших кардиналов и епископов, заводчиков, ученых землевладельцев, лидеров рабочих профессиональных союзов, проповедников, университетских профессоров. подробнее ⮞⮞⮞

Ни разу в их закостеневших мозгах не возник вопрос: «А зачем мы все это делаем?»

Войны против времени

В 1799 году Суворов перешел через Альпы. Переход этот, описанный в русской прозе и изображенный в русской живописи, вошел в анналы военной истории и до сих пор восхищает любителей батальных описаний и героических картин. Но во всех рассказах про то, как связывали офицерскими шарфами бревна, чтобы перейти по ним Чертов мост, как шли сквозь облака и съезжали на задах по заснеженным скалам, как-то теряется вопрос о том, зачем все это было нужно и какая вообще была у героического похода цель. И действительно, зачем русский фельдмаршал с 20 тысячами солдат ходил через Альпы в Швейцарию? подробнее ⮞⮞⮞

Хотят ли русские свободы?

Я уезжал из СССР в полной уверенности, что знаю свою страну, как облупленную. Провел я в ней немалый срок, 44 года. Пожил и побывал в разных ее краях, от Белоруссии до Восточной Сибири и от Ленинграда до Крыма и Закавказья. Пока, наконец, не понял, что надо уезжать. Валить, как говорят нынче в России. Решиться на такой шаг осенью 1973 года, на ранней стадии «третьей волны», когда подавший документы в ОВИР немедленно превращался в изгоя, отщепенца и предателя, меня заставило ужесточение контроля над культурой: я оказался органически неспособен включить «задний ход» и вернуться к дооттепельным правилам игры. подробнее ⮞⮞⮞

«Какой у нас был социализм — такой стал и капитализм»

Георгий Ильич Мирский (1926-2016) — советский и российский историк, востоковед-арабист и политолог. Доктор исторических наук, профессор,главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Ниже размещен фрагмент его книги воспоминаний "Жизнь в трех эпохах".

*** подробнее ⮞⮞⮞

Массовое сознание поддается внушению и власти манипулировали им всегда

У людей в нынешней России, в отличие от советских времен, почти отсутствует ироническое (а значит, критическое) отношение к верховной власти.

Колебания массового сознания, особенно в последние несколько лет, не могут не поражать воображение любого, кто отслеживает социальные процессы в России. Стоит, например, нацлидеру и его ближайшим сподвижникам заявить, что они — русские националисты, как замеры общественного мнения тут же показывают увеличение числа тех, кто считает национализм благом. Как только те же лидеры в 2014 году с экранов телевизоров неожиданно вспомнили, что вообще-то у нас в стране есть славные традиции дружбы народов, социология тут же показывает рост популярности идей интернационализма в российском обществе. подробнее ⮞⮞⮞

Столетнее хождение американцев по кругу, от открытия России к разочарованию

За последние 100 лет отношения между США и Россией постоянно меняли полюса: очередную фазу любви непременно сменяла очередная фаза ненависти. Почему?

В 1917 году Вудро Вильсон, заявляя о вступлении США в Первую мировую войну, заметил, что в лице новой России американцы обрели нового демократического союзника.

Те, кто понимает Россию, сказал президент-демократ, знают, что "в душе она демократка" - в том, что касается интеллектуальных движений, главных жизненных привычек и "интимнейших моментов народных отношений".

А деспотическая монархия, по словам Вильсона, имела "нерусское происхождение". подробнее ⮞⮞⮞

«Заблуждения радостны, истина страшна»

Известное высказывание Альбера Камю я взял в качестве заголовка, чтобы немного порассуждать на эту безнадежную тему. Может, она не столь злободневна, как президентские невыборы или досрочный олимпийский финиш. Хотя как посмотреть...

Чем постоянно занимается человек с раннего детства и до конца дней своих? Занимается самообманом. Самообман, о котором мы ведём речь, — это один из основных инстинктов человека. Независимо от своего интеллектуального уровня и психологического склада, его сознание всё время занято поиском комфортных психологических состояний для своего "Я". Для этого придумываются приемлемые объяснения и интерпретации для фактов и процессов, создаются мысленные конструкции, оправдывающие собственные поступки, взгляды, мнения. Одновременно человек активно избегает ситуаций и информации, которые ведут к возрастанию дискомфорта. подробнее ⮞⮞⮞

Негативное воздействие православия на политическое развитие страны отмечалось многими

Сегодня – 500-летняя годовщина Реформации, одного из важнейших событий в истории человечества, во многом сформировавшего современный мир. Согласно преданию, ровно 500 лет тому назад, 31 октября 1517 года, Мартин Лютер вывесил свои 95 тезисов против торговли индульгенциями и за реформу католической церкви на дверях замковой церкви в Виттенберге. Эта дата – удобный повод поговорить не только о протестантизме и католицизме, но и о православии.

Православная реставрация

Одним из наиболее отчетливых трендов в деятельности российских властей в последние годы стала православная реставрация. Ремонтируются старые храмы, строятся новые, по федеральному закону №327 от 2010 г. Русской православной церкви передается государственное и муниципальное имущество, в том числе и то, какое никогда не принадлежало РПЦ, – от протестантских кирх в Калининградской области до Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. подробнее ⮞⮞⮞

500 лет Реформации

Начавшаяся ровно полтысячелетия назад Реформация расколола до тех пор единую католическую церковь и положила начало длившимся века ожесточенным разрушительным войнам на европейском континенте.

Реформация породила не только бесчисленный сонм новых протестантских конфессий, но и заложила основу для новой протестантской этики.

С этой этикой неразрывно связано становление новой экономической системы - рыночного капитализма, а также нового политического миропорядка - буржуазной демократии. подробнее ⮞⮞⮞

Тождественны ли «гражданская нация» и государство

Испано-каталонский конфликт продолжает развиваться весьма драматически. Это заставляет меня вернуться к спору о праве на самоопределение, развернувшемуся на страницах Каспаров.Ru как раз в связи с событиями в Каталонии и вокруг нее. Спор весьма примечателен. Отстаивающий правоконсервативные позиции Виктор Александров доказывает недопустимость односторонних сецессий, то есть отделения от какого-то государства части его территории без предварительного согласия самого этого государства, а лишь по желанию населения отделяющейся территории. Выступивший с леволиберальных позиций Евгений Ихлов настаивает на неотъемлемости права на создание собственного государства для любого народа, обладающего собственной национальной идентичностью. подробнее ⮞⮞⮞

Страницы