Общественно-политический журнал

 

Импичмент: показания бывшего посла США в Украине

Три комитета нижней палаты Конгресса США – по делам разведки, по иностранным делам и по надзору и реформе – в понедельник опубликовали полный текст показаний двух свидетелей по делу об импичменте. Беседы с ними состоялись в прошлом месяце за закрытыми дверями. На прошлой неделе палата приняла новый регламент расследования, согласно которому оно теперь будет гласным. Во исполнение этого решения и публикуются стенограммы.

Ключевой свидетель этой фазы расследования – бывший посол США в Киеве Мари Йованович. Она – карьерный дипломат, проработавшая в Госдепартаменте 33 года. Президент Буш назначил ее послом в Киргизии, затем в Армении. Президент Обама в 2016 году – послом в Украине. Еще в начале марта Йованович было предложено оставаться на посту до 2020 года, однако в апреле она была неожиданно отозвана, причем экстренно, без объяснения причин.

Мари Йованович говорит, что была "потрясена", прочитав запись телефонного разговора президентов Трампа и Зеленского, который состоялся 25 июля. Дональд Трамп, в частности, сказал: "Бывший посол Соединенных Штатов, женщина, она была "головной болью", и люди, с которыми она имела дело в Украине, были "головной болью", просто хочу, чтобы вы это знали".

Владимир Зеленский на это ответил: "Что касается посла Соединенных Штатов в Украине, то, помнится, ее звали Иванович. Это отлично, что вы первый сказали мне, что она была плохим послом, потому что я на сто процентов с вами согласен. Она относилась ко мне далеко не лучшим образом, восхищалась прежним президентом и была на его стороне. Она бы не слишком хорошо восприняла меня как нового президента".

Ответная ремарка Дональда Трампа: "Что ж, ей еще предстоит кое-что претерпеть".

Посол Йованович рассказала законодателям, что причина такого отношения состоит, по-видимому, в том, что она не желала содействовать эмиссарам президента в поисках компромата на Джо Байдена – бывшего вице-президента, а ныне вероятного кандидата в президенты от Демократической партии. В кабинете Барака Обамы Байден отвечал за отношения с Украиной, много раз бывал там, а его сын Хантер состоял в совете директоров украинской газовой компании "Бурисма". По версии Трампа, Байден-старший добился от Киева прекращения антикоррупционного расследования в отношении "Бурисмы" и Байдена-младшего и отставки генпрокурора Виктора Шокина, угрожая в противном случае лишить Украину кредитных гарантий правительства США на миллиард долларов. Сам Байден утверждает, что требовал отставки Шокина именно потому, что он недостаточно энергично боролся с коррупцией.

По словам Мари Йованович, ей впервые стало известно об особом интересе к Украине личного адвоката президента, бывшего мэра Нью-Йорка Руди Джулиани в ноябре или декабре прошлого года: "Люди из украинского правительства сказали, что г-н Луценко, бывший генеральный прокурор, поддерживает контакт с мэром Джулиани и что у них имеются планы, они собираются что-то предпринимать, в том числе в отношении меня".

Тогда Юрий Луценко еще был действующим генпрокурором, а Джулиани был и остается частным лицом. Луценко, свидетельствует Йованович, просил ее организовать ему встречи с высшими должностными лицами ФБР или Министерства юстиции США. Посол ответила, что для этого ему следует обратиться к официальному представителю ФБР в Киеве.

В феврале посла предупредили, что она должна проявить осторожность, потому что против нее ведется интрига с целью добиться ее смещения. Предупреждение исходило от старшего должностного лица Украины. При этом были названы два имени, Парнас и Фруман. Именно эти двое свели Джулиани и Луценко. "Мне было сказано, что они заинтересованы в замене посла – полагаю, потому что они хотели заниматься бизнесом в Украине или проворачивать еще какие-то дела", – заявила Йованович законодателям. Флоридские бизнесмены, выходцы из СССР Лев Парнас и Игорь Фруман в настоящее время арестованы и находятся под судом по обвинению в финансировании избирательных кампаний в США из иностранных источников. Адвокат Льва Парнаса заявил, что бизнесмен готов дать показания в деле об импичменте. Парнас считается одним из ключевых свидетелей.

В марте этого года Луценко дал интервью американскому изданию The Hill, в котором утверждал, что Йованович передала ему список лиц, уголовное преследование которых должно быть исключено. "Я ответил, что это неприемлемо, – рассказал Луценко. – Никто в моей стране – ни президент, ни парламент, ни посол – не заставит меня прекратить расследование, если речь идет о преступлении".

Интервью Юрия Луценко телекомпании NBC News (сентябрь этого года). Журналист: "Вы обнаружили какие-либо признаки коррупции или злоупотребления властью со стороны Джо Байдена или его сына Хантера?". Луценко: "Я не знаю ни одного убедительного свидетельства нарушения Байденом украинских законов. Повторю еще раз: украинских законов".

Госдепартамент назвал тогда эту историю "грубой фальшивкой", однако ее продолжали муссировать пропрезидентские американские СМИ. Юрий Луценко уже в апреле отказался от своих слов. Однако тень на Йованович бросил Джулиани: он сказал Дональду Трампу, что посол нелестно отзывается о нем и препятствует возобновлению расследования в отношении "Бурисмы" и Хантера Байдена. По словам Джулиани, Трамп, услышав имя Йованович, "вспомнил, что у него с ней и прежде были проблемы, и он был уверен, что она уже уволена".

Мари Йованович попросила госсекретаря Помпео оградить ее от публичных нападок, в которых принял участие и сын президента Дональд Трамп-младший, написавший в твиттере, что "США нужно поменьше таких шутов на посольских постах".

Однако Майк Помпео делать этого не стал, опасаясь, что его заявление может быть "подорвано" президентом. С вопросом, какую тактику самозащиты избрать, Йованович обратилась к послу США в ЕС Гордону Сондленду, и тот посоветовал ей публично продемонстрировать лояльность президенту. "Он сказал: нужно играть по-крупному или возвращаться домой. Вы должны написать в твиттере, что поддерживаете президента, что все это ложь и все такое".

21 апреля Владимир Зеленский был избран президентом Украины. Спустя три дня Йованович позвонили из Вашингтона и сказали, что она должна прибыть туда ближайшим самолетом. В Госдепартаменте она узнала, что уволена, решение принято президентом и является окончательным.

Мари Йованович отрицает какую бы то ни было свою вовлеченность в дела Хантера Байдена или хотя бы свою осведомленность о них. "Я никогда не встречалась с Хантером Байденом, – заявила она законодателям, – не имела с ним ни прямых, ни опосредованных бесед. Разумеется, за многие годы своей службы в правительстве я неоднократно встречалась с бывшим вице-президентом Байденом, но ни он, ни прежняя администрация ни прямо, ни косвенно не поднимали передо мной вопрос о "Бурисме" или Хантере Байдене. Что касается мэра Джулиани, я имела с ним минимум контактов – насколько я помню, мы встречались два или три раза. Ни одна из этих встреч не имела отношения к событиям, о которых идет речь. Мне неизвестны мотивы нападок г-на Джулиани на меня".

Посол сказала также, что администрация Обамы не просила ее помочь президентской кампании Хиллари Клинтон или помешать избранию Дональда Трампа. "Я бы никогда ничего подобного делать не стала", – добавила она, тем самым объясняя, почему не помогала Джулиани.

Поскольку Йованович отказалась участвовать в деятельности Джулиани, она не знает подробностей этой деятельности. Сам же Джулиани не раз обещал разоблачить не мнимый сговор Трампа с Москвой, а реальный заговор Хиллари Клинтон с Киевом – именно там якобы и был состряпан компромат на Трампа.

Это был колоссальный сговор между Национальным комитетом Демократической партии, должностными лицами администрации Обамы, людьми из окружения Хиллари Клинтон и украинскими чиновниками, коррумпированными чиновниками – кстати, пророссийскими – сговор с целью состряпать фальшивку о Трампе и Манафорте. Вот где реальный не то что сговор, а заговор – сфабриковать информацию, дать утечку в прессу и передать ее ФБР. Сейчас украинское правительство расследует это дело".

Пока все разоблачения свелись к публикации в твиттере электронного послания одного функционера Демократической партии другому, датированного 3 мая 2016 года. Автор письма сообщает, что делегация украинских журналистов-расследователей изъявила желание побольше узнать о Поле Манафорте, и функционер пригласил на эту встречу журналиста Майкла Исикоффа, занимавшегося этой личностью.

Пол Манафорт – политтехнолог, работавший с Виктором Януковичем и Партией регионов, а в 2016 году возглавлявший предвыборный штаб Трампа, – ныне отбывает тюремный срок в семь с половиной лет за федеральные финансовые преступления.

Второй свидетель, чьи показания были обнародованы в понедельник, – бывший старший советник госсекретаря США, посол Майкл Маккинли. Он заявил Конгрессу, что за свои 37 лет на дипломатической службе никогда не наблюдал попыток использования Госдепартамента с целью "нарыть компромат" на политического оппонента, и именно по этой причине он вышел в отставку. Маккинли рассказал в Конгрессе, что после публикации записи телефонного разговора Трампа и Зеленского он пытался спасти репутацию Мари Йованович и предложил опубликовать короткое заявление от имени Государственного департамента. По его словам, старшие должностные лица ведомства поддержали идею, но госсекретарь Помпео счел такие шаги в данной ситуации неуместными.

Президент Трамп обвиняется нижней палатой Конгресса в том, что использовал служебное положение в личных политических целях – оказывал давление на иностранное правительство, чтобы получить от него компромат на вероятного соперника на предстоящих президентских выборах.

Владимир Абаринов