Общественно-политический журнал

 

Банкир путинских миллиардеров

Bagman - человек, который распределяет среди членов банды деньги, полученные путём рэкета, вымогательства.

Когда Андрей Акимов не ездит по улицам в Австрии, его часто можно найти на седьмом этаже безликого офисного здания напротив Кремля, пишет Bloomberg . Две пуленепробиваемые двери и одна маленькая вывеска - единственные приметы того, что это штаб финансиста, который помог некоторым из ближайших подельников Путина стать мультимиллиардерами.

61-летний Акимов - председатель правления "Газпромбанка", попавшего под санкции. Сам он под них не попал.

Напротив, миллиардер Юрий Ковальчук (кликуха "Косой", один из правящих воров в законе ) крупнейший акционер банка Россия, оказался в черном списке США в числе первых как "банкир и кассир" Путина. Акимов, который никогда не фигурировал в мировом списке богачей, владеет около 0,2 процента банка.

Акимов занимает одно из ключевых мест в запутанной путинской властной структуре,  и тот факт, что об этом мало кому известно, говорит, что следует отдать должное его умению быть закулисным посредником, говорит председатель совета директоров UBS AG (UBSN) Russia Райр Симонян, знающий Акимова десятки лет.

Андрей способен поддерживать профессиональные отношения со всеми в ближайшем окружении Путина и за его пределами, хотя некоторые из этих людей даже не станут друг с другом разговаривать, - сказал Симонян. - Эти люди соглашаются на его посредничество, вне зависимости от их отношения друг к другу."

"Андрей очень, очень скрытный человек, даже для банкира, - сказал Симонян. - А "Газпромбанк" - весьма русский банк. Иностранцам его не понять."

По словам Симоняна, когда Акимов возглавил "Газпромбанк" в 2002 году, это была всего лишь "свинья-копилка" для менеджмента "Газпрома". Тогда активы составляли менее 3,8 млрд долларов, теперь - 96 млрд.

Заместитель Акимова Алан Вексмен сказал: поскольку "Газпромбанк" обслуживает преимущественно крупные компании, ему удалось смягчить эффект санкций.

Агентство S&P считает, что кредитный рейтинг "Газпромбанка" - BB, а долгосрочный рейтинг выше - BBB-, на одну ступень выше мусорного. Агентство пояснило: это отражает то, что "мы ожидаем экстраординарной правительственной поддержки в случае стресса".

Fitch Ratings говорит, что Газпромбанк имеет "системную значимость" для экономики. Банк также является неотъемлемой частью путинской разновидности управления. Его медийное подразделение Газпром Медиа, крупнейшее в России, является одним из основных пропагандистов путинской политики посредством таких СМИ, как телекомпания НТВ и газета Известия.

В 2006 году "Газпромбанк" помог "Роснефти" финансировать приобретение большинства активов ЮКОСа - приобрел треть пакета, предложенного на IPO "Роснефти".

Два источника, знакомые с финансами банка, сказали: чтобы помочь "Роснефти" продать акции по почти высшей цене из возможных, "Газпромбанк" купил на IPO акции на 3,5 млрд долларов, а затем перепродал их клиентам. На этой услуге он заработал менее 1 млн долларов в качестве гонораров, что составляло лишь малую долю общей суммы в 128 млн. Пресс-служба "Газпромбанка" отказалась прокомментировать его роль в этой продаже.

Акимов – член советов директоров двух крупнейших клиентов Газпромбанка: Газпрома и Роснефтегаза, государственной компании, которая владеет акциями Газпрома и Роснефти и получает миллиарды долларов в год в виде дивидендов. У этих и других компаний, во главе которых стоят приближенные Путина, в том числе Транснефти, ВЭБа и Сургутнефтегаза, есть по несколько миллиардов долларов на депозитах в Газпромбанке.

У банка относительно немного индивидуальных клиентов, около 4 млн, по сравнению со Сбербанком - 110 млн и ВТБ  - 25 миллионов, и почти все они являются сотрудниками его клиентов, в том числе более 300 тысяч сотрудников Газпрома. В самом Газпромбанке работает 13000 человек.

У Акимова предостаточно проблем: доступ на рынки США и Европы закрыт из-за санкций, в ближайшие два года нужно погасить 4,3 млрд долларов внешнего долга, у ряда крупных клиентов юридические сложности.

В число крупнейших заемщиков банка входят компании, которые принадлежат или которыми управляют люди из  черного списка: Сечин, Тимченко, Аркадий Ротенберг и его брат Борис. Другой клиент  - миллиардер, Дмитрий Фирташ, ожидает рассмотрения дела об экстрадиции в Вене, где он был арестован по обвинениям США во взяточничестве, после чего заплатил рекордные 125 млн евро ($ 159 млн) за выход под залог. Пятый, Владимир Евтушенков, находится под домашним арестом в Москве.

"Акимов был бы рад избежать этой головной боли и руководить своим инвестиционным бизнесом из Вены, если бы лет 12 назад не получил приглашение, от которого не отказался бы ни один российский патриот ", - сказал Олег Ожерельев,  советник Горбачева и еще один давний друг Акимова.

"Газпрому" требовался человек с умениями и связями Акимова, чтобы превратить "Газпромбанк" в "кредитное учреждение мирового класса с более широким спектром клиентов", сказал Ожерельев. "

Как и у многих самых могущественных людей в России, отношения Акимова с Путиным восходят ко времени службы Путина в мэрии Санкт – Петербурга в начале 1990-х годов.

После окончания финансового института в 1974 г. Акимов 11 лет работал во Внешторгбанке СССР. В этот период советские власти, отчаянно нуждаясь в валюте, начали заимствования в Европе, в частности, в Западной Германии, и стали все более зависимыми от американского зерна.

В 1985 году, когда к власти пришёл Горбачев, Акимов был направлен в Швейцарию на должность заместителя директора цюрихского офиса банка; этой должности многие сильно домогались, т.к. она давала блага, несопоставимые с теми, что были в СССР.

В 1987 году Акимов был назначен главой совзагранбанка Donau Bank в Вене; этот банк был частью советской сети, которой было поручено добывать валюту  за счет продажи сырьевых ресурсов и кредитных линий.

По словам пяти информированных источников, в начале 1991 года Акимов с разрешения Политбюро создал в Вене компанию IMAG для содействия торговле с Европой. Его младшим партнером был Александр Медведев, нынешний гендиректор "Газпром экспорт".

В августе 1991г. Политбюро не стало, Акимов был предоставлен сам себе и перевел офис IMAG в центр Вены.

Примерно в это время Путину представилась возможность оценить способность Акимова решать сложные проблемы, говорит Ожерельев.

Среди клиентов IMAG были Тимченко и его партнеры по нефтяному трейдеру Kinex, имевшего лицензию на экспорт. У Kinex было три проблемы: продлить лицензию в Москве, получить квоты в комитете мэрии, которым руководил Путин, и достать 1 млрд долларов на модернизацию нефтеперерабатывающего завода в Киришах, говорит Ожерельев, который тогда руководил отделением IMAG в Москве.

"Чтобы помочь Киришам, IMAG должен был обратиться к Собчаку, а он направил нас к своему заместителю Владимиру Путину", - говорит Ожерельев.

Партнер Тимченко по Kinex Андрей Катков сказал, что IMAG удалось достичь успеха.

Так начались взаимовыгодные отношения Акимова с Тимченко (кликуха "Гангрена", один из правящих воров в законе, бизнес-партнёр Путина по петербургской мэрии).

В 2008 году Акимов начал закладывать фундамент серии транзакций, на которых два его клиента и "Газпромбанк" заработали миллиарды долларов.

По словам Александра Рязанова, который тогда был заместителем главного управляющего "Газпрома", "Газпром" принуждал "Новатек", основанный бывшим инженером Леонидом Михельсоном, продавать ему газ по ценам ниже рыночных.

По словам двух информированных источников, Акимов убедил Михельсона, что для разрешения этой проблемы нужен партнер с политическими связями. Михельсон согласился и нанял Акимова для структурирования сделок, в результате которых Тимченко в итоге приобрел 23% компании.

"Это была очень хорошая сделка", - сказал Рязанов. "Это сделало Тимченко официальным миллиардером".

Когда Тимченко, один из ближайших путинских подельников, пришел в правление, акции "Новатека" с 2009 года по июль 2011 года подорожали в 8 раз. "Газпром" начал сотрудничать со своим менее крупным конкурентом и уступать ему крупных индустриальных клиентов, а Акимов помог удвоить резервы и объемы добычи "Новатека" путем того, что давал "Новатеку" ссуды на приобретение активов "Газпромбанка", которые банк ранее приобрел у компаний, связанных с бывшими менеджерами "Газпрома".

Таков бизнес в России, и санкции этого не изменят, заметил Максим Осадчий, глава аналитического отдела Corporate Finance Bank (Москва). "Наоборот, в растущей изоляции от глобальной экономики президент как никогда дорожит умелыми финансистами вроде Акимова", - заключил он.

Источник

По теме:

Правящая шайка и вывод миллиардов из российской экономики

Президент "Газпромбанка" Акимов спешно вывел свои деньги с Кипра накануне банковского коллапса