Общественно-политический журнал

 

Гибридная правда

Последние три года обман стал практически постоянным элементом российской политики. Существует большая ложь, к которой Кремль осознанно прибегает, чтобы ввести народ в заблуждение. Есть и мелкие ляпы, которые все чаще допускает Путин, при этом никто точно не знает, в чем дело: то ли он плохо информирован, то ли верит собственной пропаганде.

Берлин раньше всех заметил перемены, связанные с Путиным. Летом 2012 года, после возвращения на президентский пост, Путин прибыл с визитом в Германию и настойчиво уверял Ангелу Меркель в том, что участниками массовых демонстраций против политики Кремля являлись «лица с сексуальными проблемами».

Во время российско-германских консультаций, состоявшихся чуть позже, он вызвал недовольство Берлина тем, что утверждал, будто участницы панк-группы Pussy Riot — антисемиты.

Более свежий пример — выступление Путина на встрече со студентами в Санкт-Петербурге. Он утверждал, что в Донбассе против пророссийских сепаратистов воюет не украинская армия, а «легион НАТО». Подобные высказывания характерны, как правило, для государственных СМИ, а не руководителя крупнейшей ядерной державы в мире. Непонятно, что заставило Путина сказать такое. Шла ли речь об осознанной лжи? Был ли он плохо информирован, или пал жертвой собственной пропаганды? Ведь согласно этой самой пропаганде, в окрестностях украинского портового города Мариуполя появились «англоговорящие бойцы».

Это была не первая сознательная ложь Путина в том, что связано с агрессией против Украины. С тех пор как разразился кризис, он вводит общественность в заблуждение, чтобы выиграть время для своего маневра:

1. Аннексия Крыма? «Не обсуждается», — заявил Путин 4 марта прошлого года в резиденции в Ново-Огарево. 14 дней спустя он поднялся на сцену на Красной площади и «приветствовал возвращение Крыма к родным берегам».

2. Путин отрицал то, что Россия имеет отношение к вооруженным до зубов людям в военной форме на улицах Крыма. Это «местные силы самообороны», отметил он в ходе своей пресс-конференции в марте. По его словам, «военную форму можно купить в любой лавке». Он солгал и сам признал это в телеэфире, в ходе ежегодной прямой линии 17 апреля: конечно, он задействовал военных, без участия солдат «невозможно было провести референдум».

3. Торжественные мероприятия, приуроченные к 70-й годовщине высадки сил союзников в Нормандии, Путин использовал для того, чтобы оскорбить украинцев: «от пяти до шести» миллионов украинцев вынуждены уже сейчас искать свое счастье в России в качестве трудовых мигрантов. По данным Федеральной миграционной службы, речь идет лишь о 1,3 миллиона человек.

4. На переговорах в Минске Путин утверждал, что Россия будет делать все для установления мира на Украине. Однако у Москвы нет возможности повлиять на сепаратистов в восточной Украине, заявил Путин. Земля на могилах российских десантников была тогда еще свежей: их похоронили тайно, погибли они на востоке Украины.

Таким образом Кремль задает тон, и в соответствии с ним действуют российские СМИ. Когда в конце августа на Украине разоблачили российских солдат, государственное новостное агентство кратко сообщило о «неблагоприятном для Москвы повороте в информационной войне». Это было своевольное описание того факта, что всплыла правда о скрытой войне, которую ведет Россия.

Во время выступлений Путина имеет место не только большая ложь, но очень часто допускаются мелкие ляпы: очевидно, его плохо информируют. «Никогда прежде не удавалось так легко доказать ошибку, допущенную Путиным», — констатировала русская версия журнала Forbes. Портал Slon.ru уделяет большое внимание лживым высказываниям Путина, там появилась отдельная рубрика «Проверка речи», которую ведет Сырлыбай Айбусинов. Его тексты — одни из самых популярных среди читателей, которых насчитывается 25 тысяч человек.

Известно, что Путин не жалует интернет. Британская Guardian писала в августе о том, что он требует «от своих людей» досье объемом не более трех страниц, кегль 18. Наверняка это не так. Однако Путин сам признал, что у него нет времени на чтение газет, поэтому он полагается на материалы, предоставляемые сотрудниками. По его словам, иногда он смотрит телевизор. Это может означать, что хозяину Кремля доступна только отфильтрованная собственной пропагандой реальность.