Общественно-политический журнал

 

А регионы пусть выживают, как смогут

Путин призвал регионы страны формировать собственные антикризисные планы и самостоятельно искать источники финансирования новых инфраструктурных проектов.

Во вторник было объявлено, что российские власти приняли антикризисный план на 2015 год, не предусматривающий увеличение расходов бюджета. Тогда министр финансов Антон Силуанов подчеркнул, что задача правительства состоит в том, чтобы "не тратить бездумно суверенные резервы".

Однако уже на следующий день Силуанов сообщил, что за 2014 год долги регионов увеличились на 20% и составляют 2 трлн рублей, поэтому правительство приняло решение в рамках антикризисного плана выделить дополнительный кредит регионам в размере 160 млрд рублей.

В условиях властной вертикали справиться с кризисом самостоятельно российским регионам будет непросто, считает директор региональной программы Независимого института соцполитики Наталья Зубаревич:

"В России сейчас нарушены все каналы связи, поэтому Владимир Путин плохо понимает, что происходит в регионах, а те не решаются ему объяснить, что происходит. Октябрь и ноябрь оказались труднейшими месяцами для регионов. В 2013 году возник кризис бюджетов, связанный с президентскими указами о повышении заработных плат бюджетникам за счет средств самих регионов. Это привело к тому, что в три раза вырос дефицит региональных бюджетов и до 2 трлн вырос региональный долг.

В 2014 году до сентября ситуация немного заморозилась, но осенний обвал рубля привел к новому ухудшению ситуации в субъектах. На четверть и более слетели доходы от налога на прибыль, перестал расти налог на доходы физических лиц (а это главный налог для регионов). Более того, в ноябре сократились трансферты из центра. И получилось так, что регионам в антикризисном плане вежливо предложили понижать нагрузку на малый бизнес, но забыли вспомнить, что у регионов очень тяжелая бюджетная ситуация.

Об этом трудно говорить в каких-то логических терминах. Налицо полный обрыв коммуникации, когда одна сторона призывает другую делать невозможное, а другая сторона в ответ – прошу прощения за просторечие – молчит в тряпочку".

Карен Вартапетов, заместитель директора рейтингового агентства Standart&Poor's:

"В 2013 году рост долга и дефицит бюджета в регионах превысил все ожидания минфина. Поэтому весь 2014 год правительство пыталось выработать меры по поддержанию регионов. В итоге из федерального бюджета регионам были выделены дешевые кредиты. Сумма была большой – примерно 240 млрд рублей, - но ее не хватило на то, чтобы снизить остроту проблемы.

По нашим оценкам, в этом году регионам предстоит погасить рыночных долгов (облигации и банковские кредиты) на сумму примерно 530 млрд рублей. Минфин планирует предоставить регионам дополнительную финансовую помощь в районе 150 млрд рублей. Это, конечно, очень мало. Для сравнения: общий объем трансфертов, который федеральный центр перечисляет в регионы каждый год, - примерно 1,5 трлн рублей. На фоне очень волатильных рынков капитала и высоких процентных ставок, это дополнительная поддержка в 10% эту долговую проблему регионов не решит.

Фундаментально проблема возникла после появления указов президента в мае 2012 года, которые на фоне замедления экономического роста возложили на регионы большие обязательства по росту социальных расходов. В региональных бюджетах образовался структурный дисбаланс, который мы оцениваем в 1,5-2% ВВП".

Источник

Ни Наталья Зубаревич, ни Карен Вартапетов не упомянули политические последствия этих экономических проблем, а они очевидны, пишет Paul Goble. Eсли Москва считает, что регионы должны сами решать свои экономические проблемы, по меньшей мере некоторые люди в некоторых регионах страны могут начать серьезно задумываться о политическом отделении от столицы, настолько очевидно оторванной от жизни.