Вы здесь
Свидетельство эксперта на процессе по "делу Литвиненко" - полоний мог исходить только из России
Редкое радиоактивное вещество, использованное при отравлении Александра Литвиненко в Лондоне, могло исходить только из России, заявил всемирно известный авторитетный эксперт на процессе в расследовани убийства Александра Литвиненко.
Норман Домби, почетный профессор теоретической физики в Университете Сассекса, сказал, что полоний был произведен на закрытом ядерном объекте в городе Саров, в 450 милях к юго-востоку от Москвы. Со времен советской эпохи завод Авангард вляется единственным местом в мире, где имеются производственные линии для выработки полония, сказал он.
"На мой взгляд, российское государство, или его агенты, являются ответственными за отравление", сказал Домби.
Литвиненко умер, выпив чашку чая с добавкой радиоактивного полония-210, во время встречи в ноябре 2006 года в отеле Mayfair. Двоим россиянам - Андрею Луговому и Дмитрию Ковтуну - были предъявлены обвинения в убийстве. Кремль настаивал на том, что имевший место полоний был не из России .
Домби сказал, что использовавшееся количество, чтобы убить Литвиненко - удивительно, он проглотил 26,5 микрограмм - было исключительно велико. Все остальные страны, включая США и Великобританию, перестали делать полоний в 1970-х. Авангард же был последним остававшимся источником промышленного производства полония. С помощью какой-либо другой ядерной установки, сделать достаточное количество невозможно.
Ученый сообщил, что в процесс производства были задействованы несколько этапов. Во-первых, сказал он, ядерный реактор Маяк на Урале участвует в облучении висмута. Висмут затем транспортируется на Авангард и превращается в полоний. Далее, "государственное предприятие" (!!!) превращает его из состояния "металлик", в "растворяемую" форму. Наконец, Луговой и Ковтун контрабандой доставили его в Лондон, полагает он.
Врачи определили полоний только за несколько часов до смерти Литвиненко. В отличие от других радиоактивных веществ, он испускает альфа, а не гамма-частицы. "Этому отравлению не суждено было бы быть обнаруженым", пришел к выводу, Домби. "Он должен был погибнуть от загадочного отравления, поскольку полоний альфа-излучатель, который не фиксируется счетчиком Гейгера."
Он также отметил, что россияне, участвующие в заговоре убийства вероятно проверили яд заранее. Слишком маленькая доза была бы неэффективной; слишком большая представляла бы массовый риск для здоровья окружающих. Ссылаясь на источники в России, Домби сказал, что российские агенты заранее испытывали полоний на чеченце, Лече Исламове, который отбывал девятилетний срок в тюрьме.
Тюремное начальство вызвало его на беседу. Они предложили ему перекусить и выпить чашку чая. Через пять минут после того, как Исламов выпил чай, ему стало очень плохо, сказал Домби. Он умер вскоре после этого от загадочной болезни, с симптомами, похожими на симптомы у Литвиненко: выпадение волос, катастрофическое падение уровня белых кровяных клеток и множественный отказ внутренних органов. Исламов умер в апреле 2004 г.
Домби сказал, что вследствие короткого периода полураспада данного вида полония в 138 дней, яд, вероятно, был произведен за "пару месяцев" до отравления Литвиненко.
24 сентября 2004 г. скончался Роман Цепов. Врачи констатировали поражение спинного мозга, сопровождавшееся симптомами ярко выраженной лучевой болезни.
В 1992 г. Цепов открыл в Санкт-Петербурге одно из первых частных охранных предприятий (ЧОП) - "Балтик-Эскорт" и стал его генеральным директором. Идея создания ЧОПа принадлежала офицеру бывшего 9-го управления КГБ СССР, а затем - Федеральной службы охраны (ФСО) Виктору Золотову. Как офицер действующего резерва ФСБ, он формально курировал ЧОП со стороны ФСБ, одновременно являясь начальником охраны мэра Санкт-Петербурга Собчака и официальным сотрудником ЧОПа "Балтик-Эскорт".
Собчака, имевшего по должности право на федеральную охрану, охраняла ФСО, а семью Собчака - жену Людмилу Нарусову и дочь Ксению, и вице-мэра города Владимира Путина, не имевших формального права на федеральную охрану, охранял ЧОП Цепова, где сотрудником числился Золотов, работавший одновременно в ФСО и являвшийся начальником охраны Собчака.
Именно Цепов собирал с коммерсантов деньги по линии санкт-петербургского Комитета внешних связей. Цепов, с подачи Путина, участвовал в крупных коммерческих сделках, например в приватизации Балтийского морского пароходства.
...Цепов почувствовал недомогание 11 сентября. В этот день утром он завтракал у себя на даче, затем отправился на Литейный проспект, дом 4, в здание УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Там он пил чай. Потом поехал в Главное управление внутренних дел (ГУВД), где встречался с начальником одного из подразделений и ел мороженое. В 4 часа дня ему стало плохо. Но врачи не могли установить точный диагноз. Симптомы напоминали сильное пищевое отравление. В тяжелом состоянии он был доставлен в одну из частных клиник Санкт-Петербурга. За два дня до смерти он был переведен в Центр передовых медицинских технологий (бывшая больница им. Свердлова). Планировался срочный вывоз Цепова на лечение в Германию. Но болезнь развивалась слишком стремительно, вывезти в Германию Цепова не успели.
3 июля 2003 года умер журналист Юрий Щекочихин. Картина его смерти и смерти отравленного полонием Александра Литвиненко практически одна и та же.
В 2002—2003 гг. Юрий Щекочихин и депутат Сергей Юшенков были членами Общественной комиссии по расследованию обстоятельств взрывов домов в городах Москве и Волгодонске и "учений" в Рязани в 1999 г. Сергея Юшенкова убили 21 апреля 2003 года.
По теме:
Cлушания по делу о смерти Литвиненко: спецслужбы РФ и оргпреступность - одно и то же
Cлушания по делу о смерти Литвиненко: опасный коррумпированный российский министр
Cлушания по делу о смерти Литвиненко: Ковтун сильно пил и хотел стать порнозвездой
Разведка США представила доказательства убийства Литвиненко по заказу Москвы