Общественно-политический журнал

 

Военный переворот "черных полковников" в Греции

Греция десятки лет остается одной из самых проблемных стран Европы.

21 апреля 1967 года. В годовщину этого дня Греция погружается в воспоминания о траурной и, в тоже время, неоднозначной дате своей новейшей истории – военный переворот и начало правления хунты «черных полковников». На рассвете того апрельского дня в греческую столицу были введены около 100 танков, которые заняли важнейшие пункты городской инфраструктуры, начиная с министерства обороны. Греция и весь мир узнали имена инициаторов переворота – полковников Георгиоса Пападопулоса, Николаоса Макарезоса и генерала Стильяноса Паттакоса.

 Приход к власти военных в Греции явился следствием многолетнего противостояния левых и правых политических сил, корни которого уходят в 20-е годы ХХ века в разногласия между Венизелосом и Метаксасом, которые не прекращались даже во время немецкой оккупации. Особенно обострились противоречия на фоне отношений СССР - США после окончания 2-ой Мировой войны и начавшейся в Греции гражданской войны. Страна стала, по сути, первой заложницей зарождающегося двухполярного мира. Греческие коммунисты, составившие костяк национального сопротивления против немецкой оккупации, искренне надеялись, что их государство попадет в зону влияния Советского Союза.

Но переговоры глав СССР и Соединенных Штатов сложились иначе, Греция осталась под западным влиянием. В 1944 году в стране началась кровопролитная гражданская война коммунистических сил против национальной армии вернувшегося «правительства в изгнании». Согласно доктрине Трумэна 1947 года, Греция заняла важное место в линии противостояния Восточному блоку, протянувшемуся от Норвегии до Турции. Поэтому со стороны США и Великобритании греческому правительству была оказана мощная поддержка, и к 1949 году удалось подавить сопротивление коммунистических боевых отрядов ЭАМ-ЭЛАС. Греческая компартия была объявлена вне закона, многие ее активисты были брошены за решетку, другим удалось найти убежище за границей, в частности, в Советском Союзе. Уже в 1952 году Греция была принята в НАТО, более того, в греческой армии был разработан план действий на случай чрезвычайной ситуации, под которой подразумевалось коммунистическое восстание или нападение сил Восточного блока. План был очень хорошо проработан, так как именно им воспользовались «черные полковники», сумевшие в короткие сроки взять власть в свои руки. Генерал-лейтенант Георгиос Спантидакис, главнокомандующий греческой армией, сомневался в задуманной операции, но, тем не менее, подписал приказ о начале исполнения плана «Прометей». Наличие приказа, подписанного главнокомандующим, позволило заговорщикам управлять фактически всей греческой армией. Впрочем, генерал Спантидакис был арестован в числе первых наряду с ведущими оппозиционными политиками.

Способствовала успеху восставших офицеров и полная политическая анархия, воцарившаяся в стране на протяжении двух лет и получившая название «Апостасия 1965». Многолетнее консервативное правление сменилось приходом к власти реформатора Георгиоса Папандреу (дедушки нынешнего Папандреу), но его партия «Союз центра» вошла в разногласия с взглядами молодого монарха Константина II, который и отправил в 1965 году Папандреу в отставку. Попытки сформировать новое правительство не увенчались успехом, поэтому король Константин создал временное правительство во главе с Иоаннисом Параскевопулосом и назначил новые выборы на 28 мая 1967 года. Но многие консервативные политики, в частности Георгиос Раллис, и сам король опасались, что в результате выборов победит центристская партия Папандреу и ему, а точнее его молодому сыну Андреасу придется создавать коалицию с Единой демократической левой партией, за спиной которой проглядывали опальные греческие коммунисты. В политических кулуарах того времени поговаривали, что король подготавливает введение прямой власти в стране, опираясь на правый генералитет. Многие западные СМИ в первые часы после путча даже обвинили в свершившемся именно Константина.

Но переворот в Греции совершили не генералы, а офицеры среднего звена, которым не нравился «анархо-коммунистический» порядок, к которым они относили любые крайние проявления, и не только левого толка. Главными идеологами хунты стали Георгиос Георгалас и журналист Саввас Константопулос, оба в прошлом марксисты. Их риторика часто опиралась на вымышленные свидетельства и говорила о неких «врагах государства». Атеизм и популярная культура западного образца (например, рок-музыка и движение хиппи) воспринимались как часть анархо-коммунистического заговора, поэтому и отношение к ним было соответствующее. Во всех сферах общественной жизни стали преобладать национализм и ориентированность на православие. Лозунг полковников отдавал явным шовинизмом – «Греция для православных греков».

Многие страны Запада осудили переворот и нарушения прав человека, творившиеся в стране. Но некоторые государства и, в первую очередь, Соединенные Штаты остались лояльны режиму «черных полковников», считая, что Греция при любом правлении слишком важна для целостности безопасности Западной Европы. Поговаривали, что американские спецслужбы частично участвовали в подготовке восстания полковников. В любом случае, в 1999 году США официально извинились перед Грецией за поддержку режима «черных полковников».

Филипс Тэлбот, посол США в Греции, осудил военный переворот, заявив, что это стало «изнасилованием демократии», на что Джэк Мори, глава миссии ЦРУ в Афинах ответил: «Как можно изнасиловать шлюху?»

Сразу после переворота лидеры греческих консерваторов потребовали от короля возглавить сопротивление путчистам, но Константин фактически признал новое правительство, заявив, что он «уверен, что они действовали ради спасения страны». Позже король разобрался и понял, что он стал марионеткой в руках полковников. Константин стал готовить свое восстание против хунты, опираясь на силы ВМФ и ВВС Греции, которое началось 13 декабря 1967 года в порту Кавалы. Но хорошей проработки плана не было, также как и умелой организации восстания. В результате, высшие офицеры, лояльные монарху, были арестованы, а сам король на самолете бежал из Греции в Рим вместе со всей семьей. Только в мае 1973 года часть кораблей военно-морских сил покинула греческие территориальные воды, высказав тем самым «бескровный протест» режиму хунты. Самый знаменитый корабль той акции греческих моряков – эсминец «Велос II», экипаж которого вышел из учений НАТО и попросил политического убежища в одном из итальянских портов.

Диктатор Пападопулос постепенно снижал жесткость своего режима, проводя легкую «демократизацию», что начинало не нравится многим его сторонникам. 1 июня 1973 г. была упразднена монархия, и Пападопулос провозгласил себя президентом Греческой республики. Но сразу после событий 17 ноября 1973 года в столичном Политехникуме, Пападопулос с обвинением в «отходе от идеалов революции 1967 года» был смещен Димитриосом Иоаннидисом. Впрочем, Иоаннидис не заставил себя долго ждать и «отметился» еще большим политическим фиаско – подготовил государственный переворот на Кипре, приведший к смещению со своего поста первого кипрского президента архиепископа Макария III, что послужило поводом для вторжения турецкой армии. В конечном итоге это оказалось концом и всего диктаторского режима. Из Парижа на самолете президента Франции Валери Жискара Дэстена прилетел опальный Константинос Караманлис (родной дядя Костаса Караманлиса, премьер-министра Греции до октября 2009 г.), который создал партию «Новая демократия» и выиграл парламентские выборы 1974 года.

Режиму хунты наступил конец, но политические последствия тех лет до сих отзываются в современном греческом обществе. Даже корни афинских беспорядков декабря 2008-го уходят именно в тот период греческой истории. Позиция правых, центристов, левых, коммунистов и националистов в Греции, противостояние политических кланов Караманлис – Папандреу, греческое студенчество, кипрский вопрос, антиамериканизм, отношение к монархии – все эти насущные на сегодня вопросы зародились именно в той эпохе. И без знания истории их невозможно обсуждать и решать.