Общественно-политический журнал

 

Российская пресса выдумала историю об этническом сепаратизме в Закарпатье

В Закарпатской области, расположенной на юго-западных склонах и предгорьях Восточных Карпат, тоже есть свои трудности. Но этнический сепаратизм не входит в список главных проблем. Тем не менее, русинское и венгерское меньшинства в этой далекой области стали целевой аудиторией для российской пропаганды, направленной на то, чтобы расколоть украинское общество. В середине марта украинские информационные источники опубликовали сообщение о том, что организации закарпатских русинов (это небольшая славянская этническая группа, представители которой проживают на территории Украины, Словакии и Польши) провели съезд, в ходе которого они «потребовали признания их национальной идентичности и автономии их территорий». Позже выяснилось, что этот съезд является чистейшей выдумкой российского информационного агентства ТАСС.

В самом Закарпатье эти сфабрикованные новости вызвали тревогу в Доме русинов в Мукачево, в городе, расположенном на южном склоне Карпатских гор. По словам местных русинов, Петро Гецко (Petro Getsko), называющий себя «премьер-министром Республики Подкарпатская Русь», не появлялся в Закарпатье уже несколько лет. Гецко, который находится в розыске на Украине, по слухам, в настоящее время живет в России.

«Россия пытается разыграть карту русинов в Закарпатье», — говорит Евген Жупан, главный врач региональной детской больницы в Мукачево и председатель Народной рады русинов Закарпатья, головной организации правозащитных групп. Жупан больше не дает интервью российским СМИ, которые, по его словам, в прошлом не раз манипулировали его заявлениями в своих интересах. В действительности русинские организации Украины выдвигают довольно скромные требования. В январе некоторые из них выступили с заявлением, в котором они выразили свою поддержку в адрес Украины и ее движения по направлению к демократизации и европейской интеграции. Самым далеко идущим их требованием стало требование восстановить официальный статус русинов на Украине (их лишили этого статуса в советский период).

Ситуацию вокруг 156 тысяч этнических венгров на Украине можно назвать несколько более напряженной, однако источники этого напряжения в основном находятся за пределами Украины. Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии и один из самых верных союзников Путина в Европе, неоднократно призывал предоставить этническим венграм на Украине автономию. Орбан нашел союзника в лице Ласло Брензовича, главы Венгерской культурной ассоциации Закарпатья и члена украинского парламента, где он представляет партию президента Петра Порошенко. Однако г-н Брензович никогда не заходил так далеко, как партия «За лучшую Венгрию», венгерская ультраправая партия, называющая украинский кризис возможностью «наконец разрешить ситуацию с закарпатскими венграми».

Центром венгерской культуры на Украине является город Берегово, население которого составляет 24 тысячи человек и который расположен недалеко от границы. Он вошел в состав Украины только в 1945 году. Над его памятниками развеваются красно-бело-зеленые флаги. Надписи на уличных знаках сделаны на двух языках, и венгерский язык иногда даже используется в административных целях (что стало результатом закона о региональных языках, введенного на Украине в 2012 году). Многие местные жители воспользовались упрощенной схемой натурализации, введенной Орбаном в 2010 году, чтобы получить венгерское гражданство.

Представители Венгерской культурной ассоциации Закарпатья в соседнем Ужгороде намекнули на то, что они поддерживают пророссийских сепаратистов на востоке Украины. Они также призвали к мирному урегулированию конфликта, а также к предоставлению более существенных прав представителям этнических меньшинств и созданию административных единиц вдоль этнических линий. Брензович также выступил против военной мобилизации. По его словам, Украина не должна отправлять «деревенских парней и отцов» в зону боевых действий. Такая позиция также сильно отличается от позиции партии «За лучшую Венгрию», которая осуждает «марионеточное киевское правительство» и заявляет, что оно «обслуживает интересы атлантических государств».

Разумеется, многие украинцы возмущены военной мобилизацией, не говоря уже о повсеместной коррупции и слабой экономике. Но украинских венгров отличает то, что они могут выражать свое недовольство в этнических терминах — кроме того в непосредственной близости от них находится правительство соседнего государства, заинтересованное в использовании этих настроений. Если говорить о Венгрии, то ситуация в Закарпатье представляет собой возможность для ультранационалистов из партии «За лучшую Венгрию» нанести удар по Венгерскому гражданскому союзу. Орбан продолжит вести свою политическую игру, но он вовсе не заинтересован в том, чтобы провоцировать насилие. Что касается русинов, то у них вообще нет внешних спонсоров, пытающихся разжечь сепаратистские настроения.

Исследователь Бенедикт Андерсон (Benedict Anderson) когда-то назвал национальные государства «воображаемыми сообществами». Но некоторые из этих сообществ в большей степени воображаемые, чем другие. Если российская пресса хочет найти значимые этнические сепаратистские движения в Закарпатье, ей придется продолжить их выдумывать.

Источник