Вы здесь
Русский танк из Монреаля
Виктор Суворов писал, что если где-то работает паровозный завод, то стоит поискать и кроме паровозов там обязательно найдутся танки. И он прав, хотя сейчас уже мало кто знает о том, что когда-то Монреаль был танковой столицей Канады. Да и о том, что без ленд-лиза ход Второй мировой войны мог сложиться совсем по-иному, стараются не вспоминать. Напрасно! Не забудем признание Сталина «Без помощи США и Англии Советский Союз не выдержал бы напор III Рейха и проиграл бы в этой войне». Пришлось бы вождю народов бежать обратно в Туруханск!
И это не преувеличение, не фигура речи, а объективная реальность. Объем союзной помощи был колоссален! Да, советская авиация летала не только на «Харрикейнах» и «Аэрокобрах», ей хватало и своих самолетов, но все они заправлялись ленд-лизовским высокооктановым бензином. А почти полмиллиона автомобилей? Мой отец перегонял их из Ирана и рассказывал, что порой колонны по 400 машин шли одна за другой с интервалом в час!
Без мощных «Студебекеров» не только «Катюши» не на что было бы устанавливать, но вся армия осталась бы пешей и без снабжения, а без «Виллисов» командиры скакали бы на лошадках. Основным каналом поставок был морской, но и «Студеры» на трейлерах везли танки. 17% их на фронте были ленд-лизовскими. Это очень много, если учесть гигантский масштаб советского танкостроения! И особенно полюбились фронтовикам английские и канадские «Валентайны», их было получено 3332 штуки (еще 450 ушли на дно с транспортами союзных конвоев).
Первое монреальское жилье я снял на тихой рю Бурбоньер. Это довольно далеко от рю Фронтнак, где мы вскоре купили квартиру. Но в свое время именно от Фронтнак до Бурбоньер тянулись корпуса огромного локомотивного завода Angus Shops фирмы Canadian Pacific Railway. Сейчас от него ничего не осталось, кроме, симпатичного пожарного депо с башней (сейчас там винный магазин SAQ), стен цеховых пролетов, в которых ныне автостоянка, и бывшего локомотивного депо – там сейчас супермаркет Loblaws. Даже не верится, что когда-то здесь все площадки были забиты не автомашинами, а танками.
Именно отсюда отправился на Восточный фронт тот «Валентайн», что ныне украшает танковую экспозицию военного музея Оттавы. На снимке автор стоит рядом с этой компактной машиной – экипажу явно не было в ней просторно. Но небольшие размеры давали и свои преимущества, были у танка и прочие достоинства, поэтому советские танкисты его любили и он провоевал до конца войны. Танк оставили в том виде, в каком подняли со дна украинской речки, почистили, но реставрировать не стали. И все же он смотрится гордо, избитый, но непобежденный!
Любопытна история этого танка. Valentine MkVIIA № 838 был одним из последних, выпущенных в Монреале и отправленных в СССР. Увы, 25 января 1944 г., во время советского наступления он провалился под лед реки у села Телепино, что на Правобережье, километрах в 50 южнее Смелы. Киев ценой страшных потерь освободили еще в начале ноября 43-го, к дате, но на юге Манштейн воевал умело, немцы цепко оборонялись и ушли с Днепра лишь к февралю 44-го. В 1990 г. танк нашли, подняли, а в 1992 Украина подарила его Канаде.
Эта страна сыграла большую роль в той войне! Ее парни храбро воевали на фронтах, она построила множество грузовых и эскортных судов, грузовиков – и танков. Британский заказ на производство «Валентайнов» монреальский завод получил уже весной 1940 г., когда с конвейера фирмы «Виккерс» в Англии сошел первый танк этой модели. Появился он очень вовремя! Мировая война набирала обороты и в это время Германия оккупировала Данию, а 9 апреля напала на Норвегию. Уже 12 апреля Великобритания направила в поддержку норвежским войскам свои силы. Что делал СССР, победу которого сейчас так истерично праздную в России? Он дружил с нацистами, снабжал их зерном, нефтью и прочими стратегическими материалами, разделил с ними Польшу, огромной кровью «победил» Финляндию и готовил захват Прибалтики.
Первый монреальский танк выкатили из сборочного цеха уже в июне 1941! Также очень вовремя и уж все выходцы из СССР знают, почему. И очень быстро, учитывая особенности его конструкции. В отличие от остальных танков того времени, «Валентайн» был бескаркасным, элементы его корпуса соединялись непосредственно друг с другом, на шпонках и фигурных вырезах, потому танк и вышел при хорошем бронировании таким легким и прочным.
Но технологически его производство было сложным и требовало высокой точности обработки. Монреальский завод не только справился с этим, но и внес свои изменения в конструкцию, заменив клепаную башню и носовую часть корпуса литыми, более прочными – англичане вскоре позаимствуют эту идею. К осени началось серийное производство, которое длилось до середины 1943 г. За это время в Монреале построили 1420 машин, из которых 1388 уплыли в СССР, а остальные оставили в Канаде для учебно-тренировочных целей. Уже в ноябре 1941 г. «Валентайны» стали на защиту Москвы!
Куда вроде бы этому легкому 16-тонному танку сопровождения пехоты до знаменитой «тридцатьчетверки». И броня, хоть и прекрасная для начала войны, тем более для такого маленького танка, но все же не ахти какая для ее середины и тем более откровенно слабая под конец. И пушка малого калибра 40 мм (поступали и модели с 57-мм пушкой), с малым боекомплектом. И мощность дизеля в несколько раз меньше, чем у Т-34, а отсюда и парадный ход каких-то 24 км/час.
Танк на Западе уже к концу 1942 г. не годился на роль основного и заменялся американскими «Грантами» и «Шерманами». Если у ранних модификаций немецких T-III и T-IV он легко пробивал даже лобовую броню, сам оставаясь неуязвимым, то после установки на эти танки новых длинноствольных орудий его бронирование уже не считалось надежным, а усиление их брони резко снизило эффективность валентайновской пушки. К середине 1943 г. от боевого применения «Валентайнов» на Западе отказались. Зато на их базе построили множество самоходок, мостоукладчиков и прочих полезных в военном деле машин.
Однако на Восточном фронте эти танки любили, ждали и заказывали. Они успешно воевали и в 1944-м (получена 381 машина), и в 1945-м, когда их броню пробивали уже почти все танковые и противотанковые орудия, а своих танков хватало с избытком. Именно поэтому англичане не снимали их с производства до апреля 44-го. Эти танки дошли не только до Берлина, но воевали и против Японии. А битву за Кавказ выиграли именно они, а не полковник Брежнев! В 1942-43 гг. их количество на Северо-Кавказском фронте достигало 70% от общего числа танков.
Почему же «Валентайн» любили на Восточном фронте? Потому что он был прост и надежен. Так, в Африке, после Эль-Аламейнской победы над Роммелем группа этих танков своим ходом прошла по пустыне почти 5 тысяч километров! Русские механики не могли нарадоваться двигателю и особенно трансмиссии и ходовой части британского танка, что неудивительно после требующих громадных физических усилий, ненадежных и капризных аналогичных узлов в Т-34. Особенно ценились канадские танки – они были надежнее британских и отличались проработанной конструкцией.
«Валентайн», как видите, компактен, поэтому конструкторам удалось одеть его в довольно толстую броню высокого качества: «…если болванка пробила башню, то командир английского танка и наводчик могут остаться живыми, поскольку осколков практически не образуется, а в „тридцатьчетверке“ броня крошилась, и шансов выжить у находящихся в башне было мало» — вспоминают ветераны. Это было связано с более высоким содержанием никеля, чем в советской броне, что обеспечивало большую вязкость.
Да, пушка слабовата, скорость маловата, но зато низкий силуэт, малая шумность, высокая надежность двигателя и трансмиссии, хороший обзор и радиосвязь, дымовые минометы делали «Валентайн» незаменимой машиной сопровождения пехоты и любимым танком кавалерийских корпусов. Т-34 своим грохотом и поднимаемой пылью (выхлопные трубы были направлены вниз) демаскировали себя на большом расстоянии, а их оптика сильно уступала немецкой и английской.
В общем, феномен долгожительства «Валентайна» на Восточном фронте объясняется тем, что там он выступал в своей роли – танка поддержки пехоты, где не нужна высокая скорость, зато востребованы именно те качества, которыми он обладал. Но и в составе корпусов танковых он нес меньшие потери, чем прославленные «тридцатьчетверки». Так, в начале Мелитопольской операции, а это 24 октября 1943 г., когда на Западе уже не пускали «Валентайнов» в бой, советский 19-й танковый корпус имел 101 танк Т-34-76 и 63 «Валентайна». За время боев потеряли 78 тридцатьчетверок (осталось 23) и всего лишь 17 британцев (осталось 46), хотя все машины использовались с равной интенсивностью.
Характерный пример приводит Артем Драбкин в своей книге «Я дрался на Т-34». Там один фронтовик вспоминает, как дорогу советской танковой части преградила немецкая танковая засада. Два «Тигра». «Тридцатьчетверки» посылали – пылают факелами. А время идет. Послали «Валентайн», тихий, низенький, незаметный. Командир танка козырнул «Есть», а через пятнадцать минут докладывает по рации, что «Тигры» подбиты и путь свободен! Честно говоря, не представляю, как эти малыши расправились с тяжелыми танками, очевидно, расстреляли в упор.
В огромном цокольном этаже оттавского музея, где я сфотографировал ветерана, «Валентайн» стоит рядом с симпатичным и комфортабельным, сверкающим черным лаком также 16-тонным американским «Чаффи». Он эффектнее и намного крупнее, но именно это наводит на подозрения о слабой броне. Что и подтверждено на полях боев корейской войны. Сталкиваясь с Т-34, эти машины несли настолько тяжелые потери, что пришлось ограничить их применения разведкой и поддержкой пехоты. На его фоне маленький монреальский танк выглядит особенно контрастно, рабочая лошадка войны.
Вот на снимке очередной эшелон танков отправляется из Монреаля в СССР. Чем же отплатила Страна Советов своему союзнику? Тотальным шпионажем. И посольство, и консульства и все военно-приемочные миссии были забиты агентами ГРУ и НКВД. Когда с бегством Гузенко в 1945 году начали открываться масштабы шпионажа, доверчивые канадцы пришли в ужас и вознегодовали! Они были до предела возмущены русским вероломством.
Но куда же делся огромный завод, выпустивший тысячи локомотивов и танков (а кроме «Валентайнов» он построил множество танков RAM по образцу американского «Гранта»)? Послевоенная перестройка канадской экономики больно ударила по железнодорожной индустрии, особенно в Монреале. С открытием в 1959 г. морского пути по реке Св. Лаврентия город утратил транзитное значение, а бурное развитие сети автодорог усугубило тенденцию. В 60-е завод угасал и занимался только ремонтом подвижного состава.
В 1978 году правительство Квебека разрешило покупать его земли, и в конце концов на этой территории построили несколько тысяч домов и офисов района Розмон. 31 января 1992-го последний локомотив покинул завод, что означало его закрытие. Не знаю, как вам, а мне грустно, когда умирают заводы. Я вырос в Донбассе, среди них, для меня они все еще символ мощи страны, и мне жаль, что Канаде приходится покупать и даже арендовать танки, как, скажем, «Леопарды» для своего афганского контингента. Они у нее получались неплохие.