Общественно-политический журнал

 

Устоявшаяся традиция советской, а теперь и российской армии - война с с мирными жителями

Финнские дети, убитые советскими партизанами в Seitajärvi в финнской Лапландии

Если россияне когда-нибудь захотят узнать свою настоящую историю, то окунутся в огромное количество лжи, которую им выдавали за правду, а о многом вообще узнают впервые. Российская армия продолжает традиции советской, добавляя все новые и новые кровавые страницы в историю. Это касается не только абсолютно спланированного военного противостояния в Украине, но и бессмысленных, жестоких и циничных убийств мирных жителей. Так было в Чечне и в Дагестане, сейчас повторяется в Украине. Так было и в Финляндии в разгар Второй мировой войны.

В период с 1941 по 1944 годы советские партизаны убили в Финляндии около двухсот мирных жителей, в основном женщин, детей и стариков. Наиболее жестоко обошлись партизаны с жителями хутора Лямсянкюля – согнали хуторян в деревянный дом и сожгли его.

Тогда в результате рейда погибли семь мирных жителей, включая двух детей шести и трёх лет от роду. В северной Финляндии 4 июля 1943 года советские партизаны в деревне Лаанила обстреляли гостиницу и грузовик, в котором ехали мирные жители. В результате погибло более 10 человек. О действиях советских диверсантов, почему-то называвших себя «партизанами», мало известно. Русская Википедия предпочла об этом не писать, но в Финляндии о тех событиях помнят.

В журнале «Российская история» приводились документы, которые раскрывали эту чрезмерную жестокость, прежде всего в отношении гражданского населения Финляндии. «В 1942–1943 годах в связи с острой нехваткой личного состава в партизанских отрядах Карельского фронта, вызванной большими потерями в боевых действиях, в качестве пополнения стали прибывать люди из лагерей и тюрем. Например, в марте 1943 года из исправительно-трудовых колоний НКВД в штаб партизанского движения Карельского фронта прибыло 175 человек. Из них 77 человек было осуждено за бытовые преступления, 66 – за должностные. Они рассматривали партизанские отряды как своего рода «штрафные роты», а свое пребывание в них как вынужденное, чтобы искупить свою вину кровью. Такие партизаны были готовы, не задумываясь, выполнять любые приказы».

4 июля 1943 года советские партизаны под руководством А. С. Смирнова напали на автомашину, перевозившую гражданских лиц на мосту реки Лаанийоки ночью в 02:45. Они застрелили водителя и продолжили обстрел после того, как машина остановилась. Во время этой атаки погиб епископ Оулу Урьйо Валлинмаа. В эту же ночь, этот же отряд «Большевик Заполярья» атаковал поблизости постоялый двор в Лаанила, где в результате обстрела погиб один человек. Удивляет цинизм советских военачальников, дававших диверсионным, или как бы сейчас назвали, террористическим группам звучные названия – «Большевик Заполярья», «Вперед», «Советский Мурман», «Красный Онежец», «Красный партизан», «Боевой клич», «Боевые друзья», им. Чапаева. Часть отрядов базировались в Мурманской области, здесь они готовились, разрабатывали маршруты проникновения на территорию Финляндии. Партизаны были одеты в теплую одежду, но не военную – обычные ватники, бушлаты, сапоги или валенки.

До сих пор на ветеранских сайтах можно найти бравурные тексты о подвигах советских партизан в Финляндии. Хотя партизаны, как правило, это местные жители, борющиеся с врагом и не являющиеся профессиональными военными. В случае с Финляндией партизаны были военнообязанными, их операции разрабатывались военными и награждались они военными орденами и медалями. То есть, почти как сейчас в Украине – вроде и военные, но российские власти не признают этого, говорят, что не имеют к ним никакого отношения.  Как и сейчас в Украине, где многие боевики имеют украинские фамилии, часть советских партизан были этническими финнами, жившими в СССР. Из захваченных в плен разведчиков или партизан военным трибуналом Финляндии или военно-полевыми судами было приговорено к смерти около трехсот человек, из которых у трети были финские фамилии.

Летом – осенью 1941 года такие подразделения создавались армейскими разведорганами и органами НКГБ-НКВД. Для подготовки диверсионных кадров к действиям в тылу противника были организованы кратковременные курсы по 57-часовой программе. Всего за июль-сентябрь 1941 года органами НКВД были подготовлены и направлены во вражеский тыл 73 диверсионные группы в количестве 565 человек. Но лишь отдельные из них проникали на территорию Финляндии. Активно партизанские отряды стали действовать в 1942-44 года, пока были не расформированы.

Боевые задачи партизан – рейды по тылам врага для нанесения ударов по дорогам Финляндии, по которым шло снабжение немецкой армии. Партизаны взрывали мосты, линии связи и электропередач, военные склады, уничтожали небольшие гарнизоны врага, захватывали пленных и документы. Но одновременно, особенно в 1943-44 годах происходили систематические нападения партизан на населенные пункты и на мирных жителей в северной Финляндии. В конце июня – начале июля 1943 года нападению дважды подвергалась деревня Малахвианваара близ города Суомуссалми. Погибли 35 жителей. 15 июля 1943 года отряд им. Чапаева напал на группу крестьян на сенокосе в местечке Кивиаапа близь деревни Хаутаярви. Было убито 5 человек. Еще 5 человек были уведены партизанами с собой и домой не вернулись. В последующие дни партизаны окружили две деревни – Хаутаярви и Ниемеля и держали их в блокаде. Летом 1944 года тактика запугивания гражданского населения прифронтовой Финляндии была продолжена и расширена. 7 июля 1944 года были полностью уничтожены жители деревни Сейиаярви. Через неделю, 14 июля, отряд «Сталинец» нанес удар по поселку Локка, где был расположен гарнизон противника. Во время боя погибли 21 из 68 мирных жителей.

Странно читать в трудах военных российских историков объяснения относительно убийств гражданского населения. Оказывается, во-первых, партизаны не хотели, чтобы их видели. Во-вторых, «в глазах партизан» мирные жители переставали быть таковыми.  В-третьих, в условиях бескомпромиссной ожесточенной войны под воздействием целенаправленной пропаганды у советских людей формировался образ коварного и жестокого врага, не заслуживающего никакой пощады. Это было закономерно и оправданно. Призыв «Убей немца!» в условиях Карельского фронта трансформировался в лозунг «Убей белофинна!». И, наконец, странным объяснением является пополнение партизанских отрядов освобожденными из тюрем преступниками. Пусть такие партизаны были готовы выполнять любые приказы. Но ведь кто-то эти приказы отдавал?

В 1998 году случился скандал – финский исследователь Вейкко Эрккиля опубликовал книгу «Замалчиваемая война. Нападения советских партизан на финские деревни». В 2011 году  крупнейшее финское издательство «Otava» выпустило еще одну книгу Эрккиля – «Последнее утро. Замолчанные следы советских партизан». Советские партизаны, как следует из его книги, совершили 70 террористических нападений на 23 финские приграничные деревни от Петсамо до Иломантси, где их жертвами стали более 150 мирных жителей.

Само собой, обе книги в России названы клеветническими и не отражающими реальные события. Как и сейчас события в Украине в России оцениваются исключительно с позиции официальной пропаганды, увещевания украинской стороны в расчет не принимаются. События 1941-1944 годов в приграничной Финляндии – лишь эпизод Второй мировой войны и количество погибшего гражданского населения куда меньше, чем погибших за две войны чеченцев или теперь украинцев. Но все эти события – устоявшаяся традиция советской, а теперь и российской армии.

Олег Панфилов

  Украина