Общественно-политический журнал

 

"Из России с наличными"

Документальный фильм "Из России с наличными" ("From Russia with cash") наделал много шума в Великобритании с момента своего выхода на местном телеканале Channel 4 в начале июля. Содержание фильма таково: представляясь российским чиновником, главный герой фильма пытается отмыть украденные из бюджета РФ деньги, купив дорогую недвижимость в Лондоне. По ходу фильма выясняется, что британские агентства недвижимости совсем не против помочь ему в этом.

Роль коррупционера в фильме взял на себя предприниматель и гражданский активист Роман Борисович. Он же, совместно с рядом других активистов и антикоррупционных неправительственных организаций, организовал одноименную кампанию с целью привлечь к данной проблеме внимание политического истеблишмента Лондона. И это удалось. Борисович надеется, что о масштабе проблемы узнают и зрители в России.

Ваш документальный фильм, а точнее, поднятая вами проблема скупки недвижимости коррумпированными российскими чиновниками, кажется, наделала много шума в Великобритании. В чем секрет?

На самом деле фильм не о коррумпированных российских чиновниках, а о проникновении в Великобританию "грязных" денег в сектор недвижимости. На конкретном примере мы хотели показать, как это легко сделать. Деньги поступают через офшорные компании из России, Нигерии, Китая, где они украдены из бюджета и отняты у детей, стариков. Пользуясь своей анонимностью, такие компании могут инвестировать средства в Великобритании, не раскрывая конечных бенефициаров, тех, кому на самом деле принадлежит тот или иной актив, подставляя взамен фиктивных директоров с Кайманских островов.

Задача была всколыхнуть английскую публику, чего мы и достигли. Спустя три недели после выхода фильма премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил войну коррупции в секторе недвижимости. Это потрясающий результат!

- Да, но соответствует ли это экономическим интересам страны, ведь распространено мнение, что офшорные компании и легальные и нелегальные деньги, в том числе из России, обогащают британскую казну.

- Да, такой миф когда-то был распространен. На самом деле с середины 2000-х годов Лондон превратился из жилого города в объект инвестиций. Теперь люди, покупающие роскошные квартиры и дома, поместья и замки, не собираются в них жить. Могут приехать на неделю, но не хотят находиться в Великобритании больше трех месяцев, чтобы не платить налоги. Но, главное, просто покупают это для спекуляций на цене недвижимости. 13 лет продолжается бум. В итоге есть целые районы в Лондоне, в которых локальная экономика умерла - больше нет ни магазинчиков, ни пабов, ни прачечных и химчисток. Это называется lights-out London, "Лондон выключенных окон". В казну попадает только налог с продажи.

- Каков размах явления, называемого "Лондонградом"? У вас в фильме аналитик Deutsche Bank делает расчеты объемов денежных средств, прибывающих именно из России. Насколько они серьезны?

- Абсолютно серьезны. Совершенно гениальный молодой экономист Оливер Харви сделал исследование, в котором догадался посмотреть на статью баланса платежей Великобритании, которая называется "Ошибки и пропуски". В нее списывается все, что не получается объяснить. Такая графа есть во всех странах. Оливер догадался посмотреть на графу хронологически. Из года в год в ней отмечен приток капитала. Одновременно он стал искать источник притока.

В итоге он добрел до сведений Центробанка РФ об оттоке капитала из России. Корреляционный анализ показал полное совпадение. Дело не полностью в суммах, а в том, что когда из России утекают деньги, увеличивается приток незадекларированных денег в Великобританию. Оливер пошел дальше и установил корреляцию между ценами на элитное жилье в центральном Лондоне и оттоком капиталов из России. По собранным Харви данным, примерно миллиард фунтов приходит из России в Великобританию ежемесячно, большая часть вкладывается в недвижимость. Огромная часть этих денег не задекларирована в России.

- Изображая коррупционера, испытывали ли вы угрызения совести перед риэлторами? Ведь их поведение было хоть и аморально, но, если я верно понимаю, не нарушало британские законы.

 

- Не совсем. В рамках британских законов они могли оставаться вежливыми и улыбаться, когда я говорил им, что украл деньги из бюджета, но закрыв за мной дверь, должны были сообщить об этом в полицию. Не сообщить - уголовно наказуемое деяние. Глава экономического отдела Национальной уголовной полиции Дональд Тун, комментируя события фильма, сказал, что все эти риэлторы потенциально нарушают закон. К сожалению, на риэлторах не лежит ответственность выяснения происхождения денег покупателя. Она возлагается на юристов, которые оформляют сделку.

- А попытались ли вы провести аналогичный эксперимент с юристами?

- Я и Дэн Рид (режиссер фильма Dan Reed. - Ред.) сгорали от нетерпения. Некоторые из риэлторов, подмигивая, говорили нам: "У меня как раз есть юрист, который вам нужен. Она с Кипра, говорит по-русски. Она с такими, как вы, совершила много сделок". Но 4-й канал нам запретил это. Выставить юридические конторы в таком свете грозило судебными тяжбами. 4-му каналу никогда просто так было бы не отделаться. Они и так брали на себя риск, что все риэлторы будут с ними судиться, но открывать еще один ящик Пандоры, с юристами, они просто не захотели. К нашему большому сожалению.

- Фильм вышел не только в Великобритании, но и на Украине. Что с показом в России?

- Я знаю, что компания Amos Pictures, которая спродюсировала и сняла "Из России с наличными", ведет переговоры о показе фильма в России. Но поскольку переговоры не окончены, я не могу никак комментировать их, так как они являются коммерческой тайной. Одно могу сказать: надеюсь, что в ближайшем будущем российские зрители смогут его посмотреть на экранах телевизоров или компьютеров.

- Как вы оцениваете шансы на показ?

- Я думаю, не стоит рассчитывать, что фильм выйдет на одном из федеральных каналов.

Источник

По теме:
Российской недвижимости в Лондоне угрожает публикация информации о собственности иностранных компаний