Общественно-политический журнал

 

Интеллектуальные преступления российской власти

В России многие общественные активисты и ученые с осуждением отреагировали на сообщения о том, что министерство образования Свердловской области распорядилось «принять меры по изъятию из доступа» книг известных британских историков Джона Кигана и Энтони Бивора из школьных и вузовских библиотек.

Распоряжение чиновников в Екатеринбурге вызвало недоумение и у многих иностранцев, работающих в России. В частности, пресс-секретарь посольства США в Москве Уилл Стивенс заявил: «Мы разделяем озабоченность российских историков и ученых в связи с этим запретом. Россияне, как и люди во всем мире, заслуживают того, чтобы их правительство поддерживало свободное соревнование между различными идеями. Мне кажется, что такие действия являются очередным примером растущего давления российских властей на людей, выражающих независимую позицию, и очередным шагом, ведущим к изоляции граждан России от остального мира».

Почему образовательные власти Свердловской области пошли на такой шаг? Кем для исторической науки являются Джон Киган и Энтони Бивор, и что именно в их трудах вызвало гнев регионального начальства? На эти вопросы ответил известный российский историк, бывший профессор кафедры философии МГИМО Андрей Зубов.

 Как Вы полагаете, инициатива по удалению книг британских историков в Екатеринбурге – это просто проявление показного патриотизма, или же люди, это затеявшие, действительно не хотят, чтобы их работы были известны российским студентам?

 Это, безусловно, не однозначная инициатива местных екатеринбургских властей. Это, так или иначе, тенденция, которая заметна во всей России. Я ее почувствовал, если угодно, на своей шкуре. Потому что нигде сейчас вы не найдете второго тома нашего двухтомника «История России. ХХ век» – всюду стоит только первый том. То есть, издательство АСТ печатает (кстати, это и не разрешено, потому что срок договора истек) эту книгу, но второй том, где как раз речь идет о Второй мировой войне, начиная с 1939 года – его не печатают, или изъяли из магазинов. Ни в одном магазине, даже в интернет-магазинах вы нигде его не найдете. Это не единственная книга – целый ряд книг, связанных с историей Второй мировой войны, которые рассказывают о начале войны, когда СССР активно сотрудничал с Германией (пакт Молотов-Риббентропа), что за этим последовало, или рассказывает о бездарности советского руководства, которое допускало невероятные человеческие жертвы во время операции военных, или рассказывает о бесчинствах Красной армии в странах Центральной Европы в отношении мирного населения – все эти книги исчезают.

А о такой селекции книг было как-то объявлено официально? Вы что-то знаете о подобных решениях?

 Нигде не было никакого приказа, по крайней мере, явного, озвученного. Я этого не знал. Я сам терялся в догадках, почему это происходит, например, с моей книгой. А теперь, как я понимаю, екатеринбургское министерство образования и культуры не постеснялось издать приказ.

 Почему именно книги, изданные на деньги Фонда Сороса?

Конечно, здесь речь идет не о Соросе как таковом. Дело в том, что фонд Сороса, издавая хорошие книги, их бесплатно рассылал по школьным и университетским библиотекам. Он старался насытить провинцию качественной литературой, которая туда не доходила, особенно в 90-е годы. Поэтому в этой школьной библиотеке Екатеринбургской области (не хочу называть ее Свердловской) если и были книги Бивора и Кигана, то это были книги, изданные Фондом Сороса, а не, скажем, той же АСТ, которая большие деньги за свои книги берет.

 А что в этих книгах могло вызвать гнев регионального екатеринбургского начальства?

 Оба автора – это очень серьезные ученые, особенно Джон Киган, который, к сожалению, три года назад умер. Джон Киган учился в Оксфорде, преподавал в Сандхерсте и в Принстонском университете. Он – военный историк и историк философии, психологии войны. Его многочисленные книги – не только о Второй мировой войне, но и о Первой мировой войне, о войне за независимость в США, о Гражданской войне в США, там было много всего, вплоть до античности – эти книги до сих пор считаются просто образцом качественности. Киган был человек консервативных взглядов: он считал, что США правильно делали, что участвовали во Вьетнамской войне, только, как военный специалист критиковал чисто практические вещи.

То же самое он успел сказать про Иракскую войну. И он же сказал, что, собственно, возмутило сначала газету «Известия», где появилась о нем статья, а потом и екатеринбургское министерство – что все страны несут ответственность за начало Второй мировой войны, в т. ч. и Советский Союз. Он говорил про Англию, про Францию, а не только про нацистскую Германию. Он говорил, что все страны неправильными своими действиями (а это истинный факт, любой серьезный историк это подтвердит) несут ответственность за развязывание Второй мировой войны. Именно это возмутило наших ревнителей в отношении книги Джона Кигана «Вторая мировая война».

А что касается Энтони Бивора, его ученика, кстати говоря – это человек совершенно других взглядов. Если Киган – человек, как я сказал, консервативных взглядов, то Бивор – человек левых взглядов. Он учился в Сандхерсте, и Киган покорил его своим отношением к истории. Бивор довольно быстро закончил военную службу и стали историком, кстати, очень популярным. Он, может быть, в меньшей степени академический историк, но исключительно популярен во все мире. Его книги переведены на 30 языков, по-моему, 6 миллионов копий издано.

Первая его книга – о гражданской войне в Испании, а потом уже книги, посвященные Второй мировой войне, причем, большей частью, Восточному фронту. Там и «Сталинград», и «Битва за Берлин», и просто большая книга «Вторая мировая война».

Что касается Бивора, то возмутили наших ревнителей две вещи. Первая – это то, что , по его словам, под Сталинградом была проявлена бездарность высшего советского командования. И, как написал Бивор, Сталин бросал свой народ на уничтожение в этот молох войны, не считаясь ни с чем. Хороших военачальников Сталин истребил в 1937-38 гг. Поэтому воевали плохо, числом, а не умением, если вспомнить слова Суворова. И второе – это довольно подробное трагическое, но абсолютно правдивое описание поведения советских войск в Центральной Европе – в Польше, Германии, Чехии. Это страшные картины. И надо сказать, что Бивор даже пытается как-то несколько оправдать (на мой взгляд, в этом как раз и есть аморализм) Красную Армию, говоря, что поскольку мирное население Германии было соучастником гитлеризма и поддерживало Гитлера во время войны, то оно понесло заслуженное наказание.

Я думаю, что это чрезмерное и неверное суждение, но даже за него, а уж тем более за описание совершенно правдивых, кошмарных сцен, которые имели место в Центральной Европе, изымать книги Бивора и Кигана – это, я бы сказал, интеллектуальное и политическое преступление. Их обвинили в том, что они якобы потворствуют нацистской пропаганде. Но как раз наоборот! Очень много свидетельств того, что люди, не верившие в Германии нацистской пропаганде, остались в возможной будущей советской зоне оккупации и жаловались, что вот они не верили, а оказалось, что, к сожалению, нацистская пропаганда в этом не солгала, и они получили сполна от Красной армии. В этом смысле они, Киган и Бивор, не потворствуют нацистской пропаганде, они потворствуют только одному – пониманию правды и правды в самом глубоком смысле.

 А было ли в книгах Кигана и Бивора что-то новое о поведении русской или советской армии в Европе? Ведь российские войска бывали там и до Второй мировой.

 Ну, да, ведь не первый же раз русская армия приходит в Европу. Она была в 1813-1814 годах – это зарубежный поход Александра I. И она была в 1914-м - начале 1915-го. И хотя были, разумеется, эксцессы во время Первой мировой войны, но ничего и близко похожего на то, что делала Красная армия в 1944-1945 годах, тогда не было. Это говорит о том, что это не русский человек «зверь» сам по себе, а о том, что советское воспитание и советское попустительство сформировало такого «человека-зверя», и эти преступления смогли свершиться. Именно этого больше всего боятся у нас ревнители «чистоты мундира» Советской армии. Именно поэтому, собственно говоря, я думаю, книги Бивора и Кигана, да и многих ученых сейчас запрещают в России.

Комментарии

Владимир Баландин on 8 августа, 2015 - 09:33

Правду, а тем более историческую правду, невозможно упрятать, исказить, запретить. История тетка суровая и она всегда расскажет все как было на самом деле. Исторические наносы и завалы со временем будут разобраны и все события предстанут перед людьми в своем истинном свете и значении.

Россия страшно и кроваво прожила 20 век, более того, она этот век проиграла и почему-то стесняется признавать эти очевидные истины. Стесняется посмотреть этой жуткой правде в глаза и поэтому не хочет и не может сделать единственно правильных выводов из своих трагических исторических ошибок дабы не повторять их в будущем.

В 20 веке Россия дважды рвспадалась сильно уменьшаясь в своих размерах. Это объективный процесс распада имперского государства. В войнах, голодоморах, ленинских и сталинских концлагерях и от казней погибли десятки миллионов россиян, страна потеряла почти половину своего населения и сейчас обескровлена, но нежелая смотреть правде в глаза и признавать этих своих преступлений, ошибочно переваливая свою вину на внешние факторы. Россия обрекает сама себя на повторение роковых ошибок и на катаклизмы в будущем. 

vik on 8 августа, 2015 - 14:10

Вы очень сильно в этом ошибаетесь, что любые интеллектуальные запреты глупы. Есть места, где они просто необходимы, например, тюрьма или армия. То есть любое режимное место не терпит интеллекта и размышлений. Размышления опасны для режима и уничтожают единовластие