Общественно-политический журнал

 

Протест дальнобойщиков - это ропот тех, кто еще вчера поддерживал власть

Протест дальнобойщиков - это ропот тех, кто еще вчера поддерживал власть и голосовал за нее. Другими словами, они согласны со всем, только бы с них новый налог не брали и, хотя бы, еще с полгода. Протест дальнобойщиков - это не политический протест против системы, это требование очень узкой экономической уступки, только для них. Дальнобойщики объясняют свои требования тем, что от этого налога изменятся цены на полках магазинов для потребителей. Это, конечно, так, но массовому потребителю нет большой разницы от того, по какой причине цены на полках магазинов изменятся именно в конкретный день, потому что они изменяются ежедневно и по различным причинам. Но во главе всех проблем стоит власть и выстроенная ею система. Дальнобойщики призывают волков не есть зайчатину, то есть их самих, но другое мясо в лесу заканчивается.

Протест дальнобойщиков - это беззубый экономический ропот, не допускающий кардинальных политических преобразований. К более зрелому протесту дальнобойщики не готовы, и эта не та среда, они, всего лишь, против Платона, но готовы участвовать в преступных "гуманитарных конвоях" на территорию Украины. Если локальный экономический ропот дальнобойщиков вызреет до политического протеста, то лишь тогда он может стать общегражданским.

В четверг в Федеральном дорожном агентстве РФ (Росавтодор) опровергли информацию о возможном моратории на взимание платы с автомобилей массой более 12-ти тонн («Платон»). Накануне в Росавтодоре прошла встреча чиновников ведомства с представителями крупных розничных сетей, производителей продуктов питания, перевозчиков и бизнес-ассоциаций. В ходе встречи обсуждалась система «Платон», и согласно первоначальной информации, стороны пришли к решению просить правительство РФ обнулить плату за проезд до 31 января, а в идеале - на весь 2016 год.

В Росавтодоре также подчеркнули, что система «Платон» полностью введена в эксплуатацию и в настоящее время работает в штатном режиме.

Между тем, именно введение «Платона» вызвало резкое недовольство водителей-дальнобойщиков во многих регионах России. На 30 ноября запланирован поход дальнобойщиков на Москву, а во вторник, 24 ноября в Санкт-Петербурге прошла акция «Улитка», в ходе которой колонна из 600 машин двигалась к Смольному со скоростью 10 км/час.

Корреспондент побеседовал с координатором «Товарищества инициативных граждан России» («ТИГР») Александром Расторгуевым - одним из организаторов марша на Смольный, который также возглавит колонну петербургских дальнобойщиков в походе на Москву.

  Александр, прежде всего, расскажите вкратце историю вашей организации «ТИГР».

Александр Расторгуев: Это – общественное движение автомобилистов, которое было создано в 2008-2009 годах, в разгар акций протеста против высокого транспортного налога, против запретов на автомобили с правым рулем, что было особенно актуально для дальневосточных регионов.

«ТИГР» возник, как объединение инициативных людей от Владивостока до Калининграда. У нас были свои ячейки во многих городах, где мы проводили одновременные акции протеста. И в результате нам удалось отстоять свои требования.

  Получается, что «ТИГР» вначале заявил о себе «громким рыком», а потом «залег в спячку»?

  Не совсем так. Мы проводили акции против повышения цен на бензин. Но, действительно, активность людей постепенно начала снижаться. Отчего это произошло? Мы выходили на митинги или в пикеты, писали чиновникам письма, воззвания, требования…

В результате люди просто устали ходить на наши акции, убедившись, что это – бесполезно. Они говорили: «Вот, мы приехали, у нас много машин сегодня. Мы выступили, мы подписали какое-то воззвание к Путину или к Медведеву. Мы хотим, чтобы нас услышали». Но власть просто закрывала на нас глаза.

И люди стали просто разочаровываться от безрезультатности своих действий, оттого, что ничего не менялось после наших акций протеста.

А сейчас волна, вызванная системой «Платон», встрепенула наших автомобилистов. Все поняли, что их, как говорится, «кинули». По сути, власти им сказали: можете забросить свои машины и фуры куда подальше, вы все теперь будете безработными. Образно говоря: для того, чтобы Ротенберги – друзья Путина – могли спокойно пастись на своей поляне, нас начали стричь, как овец.

  Как вы считаете, введение такого налога со стороны властей – это пример головотяпства, то есть непродуманных действий, или желание задушить малый частный бизнес?

  Я считаю, что это желание пристегнуть всех, чтобы все сидели молча и не рыпались. Потому что «Платон», это – по сути, уничтожение малого бизнеса. Представим, что у человека есть фура, он купил ее на последние деньги в те годы, когда нефть стоила по сто сорок с лишним долларов. И купивший эту фуру думал: «Все, теперь у меня есть постоянная работа, я обеспечу семью, своих родителей, смогу выплатить все взятые кредиты», и так далее. Ведь в те «жирные» годы кредиты просто раздавали всем, кто попросит, то есть, посадили людей на кредитную иглу.

А сейчас эти люди видят, что они скоро лишатся работы, и не знают, что им делать. И это – те люди, которые голосовали за Путина, за Медведева, за «Единую Россию», которые ходили на «Антимайданы» всякие. А сейчас они лишаются всего. И они спрашивают: «Почему это происходит? Вроде, мы поддерживали власть, а теперь нас выбрасывают? Мы остаемся не у дел?»

  То есть, сейчас протестуют те, кого еще недавно называли «собирательным Уралвагонзаводом», те, кто ходил на «путинги», и обещал приехать в Москву и Санкт-Петербург на танках, чтобы разогнать «пятую колонну»? В таком случае, как эти люди сейчас воспринимают тот факт, что вы не только являетесь одним из организаторов акции «Улитка» и координатором «ТИГРа», но и возглавляете отделение партии «ПАРНАС» по Ленинградской области?

  Я сразу рассказал, что являюсь руководителем областного отделения официально зарегистрированной «Партии народной свободы», которая находится в оппозиции к нынешней власти. При этом я сказал, что не выдвигаю никаких политических требований и не размахиваю партийной символикой. А в качестве одного из координаторов акции «Улитка» буду позиционировать ее как экономическую. Пока - экономическую.

Люди это поняли и просили меня обойтись без политики, с тем, чтобы правительство поскорее отменило систему «Платон», и они смогли бы спокойно заняться привычной работой.

Я со своей стороны не стал акцентировать свою политическую деятельность, поэтому петербургские участники акции не требуют ничьей отставки. Но власти этим «Платоном» создали большую проблему и себе, и всей стране. И по большому счету, если бы наверху нашелся бы какой-нибудь умный человек, и сказал бы: «Ребята, зачем нам эта проблема с дальнобойщиками? Если нам нужны деньги на ремонт дорог, давайте увеличим акциз в топливе на рубль-другой», то все было бы нормально.

А пока мы видим корень проблемы в том, что люди, которые изобрели этот «Платон», хотят побольше наличных денег. И как можно скорее. Потому, что если ввести дополнительный акциз на топливо и ждать, пока он пройдет по всем цепочкам от АЗС, то неизвестно, сколько будет разворовано по дороге.

  Недавно Герман Греф высказывал опасение, что введение системы «Платон» приведет к подорожанию перевозимого дальнобойщиками продукта. И сразу же после этого появились публикации, где со всеми выкладками доказывалось, что цены повысятся, буквально, на копейки, и население ничего не заметит. А как по-вашему, насколько эта система ударит по карману бюджетников?

  На днях мне довелось пообщаться с Михаилом Блинкиным, который возглавляет общественный совет при Минтрансе, и является одним из инициаторов внедрения «Платона». И он очень красиво рассказывал, что. мол, едет фура из пункта А в пункт Б, везет шоколадки, по пути водитель платит несколько рублей этого сбора, а после того, как шоколадки попадут в магазин, цена на повысится на ноль целых, столько-то тысячных копейки. И в результате люди ничего не заметят.

На что я возразил, что он, очевидно, живет в каком-то другом мире. И, что вводя этот сбор – «Платон» - ни он, ни другие его инициаторы не поинтересовались тем, какие затраты приходится нести владельцам частного большегруза. Они, видимо, не догадываются, что машина в пути может сломаться, может понадобиться менять резину, аккумуляторы, добавлять омыватель для стекол и так далее. Все это стоит денег, не говоря уже про питание для самого водителя. А ведь при расчете, конечно, цены на продукт нужно еще учитывать всю логистику при поставках сырья, комплектующих и так далее. Затем идут расходы на складское хранение, и все требует денег. А бывает, что шофер еще и вынужден платить штрафы

Все эти нюансы абсолютно не были просчитаны, они видят цену на продукт лишь в его доставке «из пункта А в пункт Б». И я знаю, о чем говорю, поскольку сам работаю в транспортной компании.

А если взять систему «Платон», то зачастую бывает так, что водители платят по ней, но деньги попросту исчезают. То есть, люди отправляют плату как положено, с указанием всех реквизитов, а на счету – ноль! Эта система – слепая, никто не знает: кто, куда и сколько денег перечислил. Возможно, это сделано для отмывки денег.

  Может быть, эту систему «Платон» нужно сначала, что называется, «обкатать»? И тогда окажется, что она не так плоха?

  Думаю, дело – в следующем. Нам говорят, что большегрузные машины портят дороги, поэтому их водители должны платить сбор для ремонта дорог. Но, может быть, наши дорожники просто должны лучше делать покрытия для трасс? Чтобы дороги были не «пластилиновые», как сейчас, а все было бы по ГОСТу, как положено. А то в покрытие кладется щебенка, и уже через год-два появляются трещины, углубляется колейность, после чего трассу нужно ремонтировать.

По ГОСТу, принятому еще в советские времена, в 1950-е годы, было рассчитано, что на дорогах федерального значения покрытие должно выдерживать нагрузку в 52 тонны, а на региональных дорогах – 37 тонн. Поэтому, в соответствии с этими стандартами, фуры не должны разбивать дорожной покрытие. Но если дорожники воруют и не делают дороги, как положено, причем тут водители-дальнобойщики?

Кстати, если посмотреть на любую трассу в три полосы, то можно увидеть на средней полосе колею. Но по ширине она совпадает со следом, которые оставляют легковые автомобили, потому что их на трассе намного больше, чем грузовиков, у них на шинах шипы. Кстати, система «Платон» предусматривает, что в дальнейшем сбор будет вводиться с малотоннажных грузовиков, типа «Газели», а на следующем этапе – и с легковых автомобилей.

Поэтому «попадают» не только дальнобойщики, но, в конечном счете – все водители. Мне показывали данные о том, что раньше перевозка фуры с продукцией из Петербурга в Псков стоила 40 тысяч рублей. А после внедрения «Платона» - уже 80 тысяч рублей. То есть, стоимость повышается в два раза, и люди увидят отражение этого на полках магазинов. И каждая рядовая домохозяйка увидит, что в ее кошельке денег остается все меньше и меньше.

  Появляются сообщения о том, что правительство, вроде бы, готово пойти на попятный, лишь бы успокоить дальнобойщиков. То есть, власти дают понять, что возможно некоторое смягчение по части сбора на ремонт дорог. В этой связи, будете ли вы продолжать подготовку к походу на Москву? И каковы ваши планы после этого? Или «ТИГР» опять «заляжет в спячку»?

  «ТИГР» не заляжет в спячку. Мы сейчас ждем, что с юга на Москву поедет большая колонна из Дагестана. И это несмотря на то, что уже пошла дезинформация о том, что дальнобойщики успокоились, поверили в снижение тарифов по «Платону» и готовы остаться дома.

Это – совершенно не так! У нас есть информация, что люди сказали: «Это – ерунда, мы стоим на своих местах, и мы поедем на Москву». Точно так же мы в Петербурге готовимся к акции. Мы будем ориентироваться на ребят из Дагестана, потому что нам-то до Москвы ехать около десяти часов, и по ходу колонны к нам будут присоединяться водители из Пскова, Новгорода и Твери. С ними налажен контакт, и они подтверждают, что вольются в нашу колонну.

На чем мы поедем – еще посмотрим. Часть колонны, конечно, составят грузовики, но надо учитывать, что для людей, которые месяц сидят без работы, гонять пустые фуры будет накладно. Поэтому было принято решение, что едем еще и на легковых машинах, и будем брать людей, которые не могут ехать сами.

  Готовы ли участники предстоящей акции к тому, что им будут чинить препятствия, будут пытаться остановить, а, может быть, даже задержать или подвернуть аресту?

  Как раз к этому-то мы готовы. В подлости нашей власти мы даже не сомневаемся. Потому что, когда мы ехали на Болотную 6 мая 2012 года, мы выехали из Питера несколькими автобусами. А по пути до Москвы многие автобусы были отсеяны, у водителей были изъяты права. Часть людей добиралась до Москвы электричками, а мы, когда поняли, чем оборачивается дело, сошли с трассы и стали пробираться, что называется, «огородами». И в результате, мы добрались до Москвы.

Я думаю, сейчас будет такая же история. Но если нам придется сделать лишние 200 – 300 километров, чтобы объехать посты, мы на это пойдем. И выедет к Москве теми путями, где нас не ждут.