Вы здесь
Встречайте новую промышленную революцию
ДАВОС, Швейцария - Вживляемые в человеческое тело мобильные телефоны. Созданные на 3D-принтере органы для трансплантации. Одежда и очки с подключением к интернету.
Сегодня всё перечисленное звучит как фантастика, однако может стать реальностью уже к 2025 году, когда мир вступит в новую эпоху развития робототехники, искусственного интеллекта и генной инженерии. Так полагают руководители компаний, участвовавшие в опросе Всемирного экономического форума (ВЭФ).
Почти половина из респондентов также предсказывают появление как минимум одного устройства с искусственным интеллектом в советах директоров компаний в течение десятилетия.
После изобретения парового двигателя, внедрения массового производства и распространения информационных технологий так называемая "четвёртая промышленная революция" принесёт с собой беспрецедентно быстрые инновационные циклы, что станет огромным вызовом для компаний, работников, правительств и общества.
Возможная выгода в виде более дешёвых товаров и услуг вызовет новую волну экономического роста. Угроза же состоит в возникновении массовой безработицы и дальнейшем упадке доверия между корпорациями и населением.
"В результате этой четвёртой промышленной революции образуется экономический прирост", - сказал глава корпорации Microsoft Сатья Наделла, выступая на форуме в Давосе в среду.
"Вопрос в том, насколько равномерно он будет распределён между странами, представителями различных экономических слоёв, а также различных отраслей экономики", - отметил Наделла.
Роботы уже наступают, занимая пространства фабрик и жилых домов, больниц, ресторанов и даже проникая в зоны конфликтов, и успехи в таких вопросах, как развитие искусственной нейронной сети, начинают стирать границы между человеком и машиной.
Один из самых востребованных гостей Давосского форума в этом году вовсе не чиновник центробанка, глава компании или политик, а южнокорейский робот HUBO, с важным видом шагающий сквозь толпу снимающих его на смартфоны делегатов мероприятия.
Но вопрос о том, к чему приведут новые технологии, вызывает большие тревоги и внушает страх.
В новом докладе банка UBS, выпущенном в Давосе, говорится о том, что крайне высокий уровень автоматизации и связи ещё больше усугубит неравенство за счёт увеличения разрыва между развитыми и развивающимися экономиками.
"Четвёртая промышленная революция теоретически вывернет наизнанку конкурентное преимущество, которое имели развивающиеся рынки в форме дешёвой рабочей силы", - сказал Лутфей Сиддики из UBS.
Анализ основных экономик, проведённый швейцарским банком, показал, что Швейцария находится в самом выгодном положении для адаптации к новому "роботизированному" миру, в то время как Аргентина занимает последнее место.
Среди компаний тоже будут победители и проигравшие, когда в традиционные отрасли придут новые игроки с прорывными новыми технологиями.
Это в немалой степени занимает умы гостей Давоса, например главы General Motors Мэри Барры, компании которой угрожают беспилотные автомобили - еще один персонаж из научной фантастики, ставший реальностью - или банковского босса Джейми Даймона из JPMorgan Chase, конкурирующего с цифровыми "финтек" стартапами.
Такие инновации на пару с возвышением роботов как в промышленности, так и в сфере услуг, могут привести к автоматизации большого числа рабочих мест. Так, исследователи из Оксфордского университета в 2013 году предсказывали, что в США в зоне риска находятся 47 процентов вакансий.
Боязнь, что технологии отберут у людей рабочие места, нельзя назвать чем-то новым. Как хорошо известно, еще в 1931 году экономист Джон Мэйнард Кейнс бил в набат, предупреждая о распространении "технологической безработицы".
Сложится ли теперь все по-другому, учитывая темпы изменений и тот факт, что машины предлагают не только мускулы, но и мозг, ставя под сомнение прежде казавшиеся неприкасаемыми профессии, такие как журналист или финансовый аналитик?
Пессимисты опасаются исчезновения среднеоплачиваемых, обеспечивающих занятостью средний класс рабочих мест в невиданных масштабах, а ВЭФ прогнозирует, что к 2020 году 15 крупных экономик могут лишиться более пяти миллионов рабочих мест.
Но есть и те, кто смотрит в будущее с оптимизмом.
"Если как-то ориентироваться на историю, то в конечном счете появится больше рабочих мест, чем исчезнет", - говорит глава ManpowerGroup Юнас Прайсинг.
Все эти разговоры в Давосе не обходятся без выражения сомнений в способности бизнес-лидеров правильно оценить открывающиеся перспективы.
"Когда сталкиваешься с таким крупным пластом стремительных изменений, нужно довольно серьезно задуматься и действовать", - говорит Иэн Голдин, профессор по вопросам глобализации и развития в Оксфордском университете.
"Но руководитель, который реально заглядывает на годы вперед... это редкость, даже в Давосе".
Бен Хиршлер