Общественно-политический журнал

 

В Кремле заметны следы паники

Кремль столкнулся с крайне сложной ситуацией. Сначала представитель минфина США Алан Шубин в интервью для фильма BBC заявил, что Путин помогал обогатиться своим друзьям и соратникам, а также накапливал свой собственный капитал за счет государственных ресурсов. Иными словами, нынешнего президента России можно назвать крупным коррупционным деятелем, стоящим во главе государственной системы обогащения.

Кремль предсказуемо обрушился с критикой на подобные обвинения. Приведем характерное высказывание пресс-секретаря Владимира Путина - Дмитрия Пескова: “Содержание этого материала BBC — это чистый вымысел и клевета, которые не имеют под собой никакого основания”. При этом Песков отметил, что подобный фильм английских журналистов был бы “безответственным экзерсисом”, если бы не одно “но”. Это “но” в виде официального заявления Шубина как раз и не дает покоя Кремлю. Это то, что теперь можно было бы назвать "эффектом Шубина".

Впрочем, вскоре Москву ждала еще одна порция холодного душа. Белый дом выступил с поддержкой того, что в интервью журналистам BBC сказал Алан Шубин. При этом было отмечено, что слова представителя Минфина США “наилучшим образом” отражают позицию президента США. После этого Кремлю не осталось ничего иного, как снова рвать и метать: там назвали заявление Белого дома “беспрецедентным” и потребовали разъяснений. Тут необходимо отметить смелость того же Пескова, поскольку, если США предоставит разъяснения со всеми фактами и подробностями, то это станет очередным пинком, подгоняющим Путина к краю официального мирового политического поля на скамейку штрафников — в общество Ким Чен Ына и мелких африканских диктаторов.

К слову, заслуживает внимания та тирада, которой уже упомянутый здесь Дмитрий Песков разразился по поводу позиции Белого дома: “Заявление моего коллеги в Белом доме мы считаем неприемлемым как с точки зрения общей практики международных отношений, так и с точки зрения двусторонних российско-американских отношений. Мы считаем это заявление возмутительным и оскорбительным. Мы будем ждать каких-то дальнейших разъяснений со стороны высшего руководства США. Мы нуждаемся в дальнейших заявлениях, потому что подобное заявление абсолютно беспрецедентно”.

Это высказывание приводится здесь не случайно. Несмотря на воинственный тон заявления (который, при этом, очень далек от пресловутого “в радиоактивный пепел”) в нем можно увидеть и следы паники. Не случайно Песков апеллирует к “общей практике международных отношений” и “двусторонним российско-американским” отношениям. При всех пропагандистских выпадах против Вашингтона, в Кремле не могут не понимать, что именно США являются сегодня основным барометром международной политики. На них ориентируется весь остальной цивилизованный мир.

Исходя из заявления Белого дома можно утверждать, что Вашингтон подверг Путина (и его окружение) политическому остракизму. Нет особых сомнений, что такое же отношения проявят и остальные страны, которые напрямую или условно являются частью Западного мира, т.е. весь Европейский Союз, Канада, Япония, Южная Корея и т.д. Для страны, которая еще совсем недавно пыжилась, претендуя на статус “одной из мировых сверх-держав” — это настоящая катастрофа.

Россия превращается в зону геополитического отчуждения. Свидетельств этому множество: тут можно, например, упомянуть и очередной доклад генсека НАТО, основным акцентом которого стало то, что альянс в конце концов признал в лице России явную угрозу, против которой, при необходимости, будут приняты все надлежащие меры.

Можно вспомнить, как ранее долго и нудно Москва жаловалась, что Запад с ней не считается. Эти жалобы звучали в то время, когда Россия была полноправным членом G8 и G20, когда тот же Североатлантический альянс опровергал любые утверждения о том, что Россия рассматривается в качестве врага и говорил о возможном партнерстве с Москвой в определенных областях. Это было в те времена, когда любое утверждение о “новой Холодной войне” вызывала на Западе резкий приступ политической аллергии. Однако Кремлю было мало этого геополитического status quo.

Что же, похоже, что именно сейчас Россия сможет в полной мере узнать, как выглядит ситуация, когда Запад по-настоящему с тобой не считается. К экономическому упадку в данный момент добавляется общемировое презрение к главе страны и его окружению, т.е. полноценная геополитическая изоляция. У России не остается союзников, которые могли бы протянуть ей руку помощи. Впрочем, Кремль и сам добивался этого, крича, что “вокруг враги”. Единственная вещь, которую здесь необходимо особо акцентировать — это то, что нынешняя ситуация является расплатой России за Крым и Донбасс. Удивительно, но Москва в свое время не смогла понять, что имперские замашки в стиле XVIII-XIX века (или даже первой половины XX века) сегодня не в моде. Но что уж там — она этого до сих пор не понимает.