Общественно-политический журнал

 

В Международном суде ООН Россия выкручивается смешно и нелепо, как может

6 марта в Международном суде ООН (МС ООН) в Гааге начались слушания по делу "Украина против России". Официальное название дела – "Применение Конвенции о запрещении финансирования терроризма и Международной конвенции о запрещении всех форм расовой дискриминации".

Представитель российской стороны - юрист Самуэль Вордсворт отметил, что в указанных накануне Украиной фактах причастности России к уничтожению самолета рейса МН17 над Донбассом в июле 2014 не были представлены основания сбивать именно гражданский самолет.

"Должно быть осознание, что "Бук" поставляется именно для атаки на гражданский самолет. Но Украина утверждает лишь, что он был поставлен из России, и ничего больше", - указал он.

7 марта в Гааге была представлена новая версия. Представитель российской стороны в МС ООН уже не отрицает, что "Бук", сбивший МН17, мог быть доставлен с территории РФ, но требует “осознания”, что целью был именно гражданский авиалайнер.

Сложно сказать, какие именно доказательства “осознания” потребует представитель РФ. Письменные приказы высшего военного руководства Российской Федерации на поражение гражданского авиалайнера Украина вряд ли сможет предоставить. Если коротко, экипаж доставленной с территории РФ СОУ 9А310М1 не принимает самостоятельного решения, а действует по приказу с вышестоящего АКП.

На приборной панели СОУ 9А310М1 отображается основная информация о цели. Этого достаточно, чтобы боевой расчет мог однозначно отличить Боинг 777 от Ан-26 по двухкратному различию в скорости и высоте полета. Неверная селекция цели экипажем СОУ исключена. В момент пуска зенитной ракеты экипаж точно знал, что целью является не Ан-26 ВТА Украины. Хотя, мог не знать, какой именно гражданский авиалайнер будет сбит.

Зато об этом было известно на вышестоящем АКП. Согласно материалам “Специального брифинга МО РФ в связи с катастрофой малайзийского "Боинга" в воздушном пространстве Украины от 21 июля 2014 года”, российское военное ведомство имело полную информацию о воздушной обстановке в зоне действия СОУ 9А310М1. В докладе начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенанта Андрея Картаполова указано, что в небе над пусковой установкой находилось четыре гражданских авиалайнера и ни одного самолета ВТА Украины.

Также в докладе говорится, что в 17:19, сразу после поражения МН17 зенитной ракетой, на эшелоне рейса Амстердам - Куала-Лумпур появился еще один объект, летящий со скоростью 400 км/ч. Этот объект изображен на схеме как истребитель. Возможно, по ошибке, в Генштабе МО РФ перепутали крупный обломок распадающегося в воздухе Боинга с истребителем или штурмовиком. Военным специалистам должно быть известно, что ни один из самолетов такого класса не способен совершать прямолинейный полет на высоте 10 000 м со скоростью 400 км/ч.

Позже российской стороной были допущены и другие досадные ошибки. Например, на спутниковом снимке, “доказывающем” уничтожение малазийского Боинга украинским истребителем (на фото изображен именно истребитель, а не штурмовик), размеры истребителя превышают размеры сельхозугодий на подстилающей поверхности. Российские “специалисты”, объясняли этот казус зависимостью угловых размеров от дальности объекта съемки. Фактически это означает, что спутники летают на высоте 11-12 км, что также есть ошибка.

В деле МН17 были и совершенно необъяснимые вещи. Например, в предварительном отчете Совета безопасности Нидерландов утверждается, что в теле второго пилота экипажа “А” было обнаружено 120 металлических осколков, в теле старшего стюарта 100 осколков, а в теле капитана экипажа “В” один осколок и два хирургических зажима. Куда делись остальные осколки и как в тело попали хирургические зажимы остается загадкой. Остается надеяться, что эту и другие загадки хотя бы частично прояснит Международный суд ООН.

Еще один пример - глава департамента МИД РФ Илья Рогачев проинформировал суд о том, что Россия не имеет отношения к поставкам вооружений на Донбасс: "Главный источник оружия, оказавшегося у повстанцев – это запасы советских времен, которые были на территории Украины. Большая часть этих запасов была оставлена в шахтах Донбасса и оказалась у повстанцев”.

Суду предстоит выяснить, каким образом “в шахтах Донбасса” оказалось новейшее российское вооружение. Если присутствие на Донбассе комплексов ТОС-1, “Зоопарк” и “Панцирь-С1” требует доказательств, наличие в ОРДЛО установок РСЗО “Торнадо-С” прописано в Минских соглашениях, которые Россия подписала и обязалась выполнять. Комплексы “Торнадо-С” в 2012 году только проходили испытания и Кремлю сложно будет пояснить, как они оказались в “шахтах Донбасса”, и каким образом Россия обязалась вывести из густонаселенной территории Украины оружие неизбирательного действия с дальностью 120 км, которое она туда “не поставляла”.

Существует распространенное мнение, что Боинг Малазийских авиалиний был сбит по ошибке, вследствие извечного российского разгильдяйства. Разгильдяйство не является оправданием в суде, но и разгильдяйство здесь сомнительно.

Юрий Христензен