Общественно-политический журнал

 

Продовольственного эмбарго - вопрос более принципиальный, чем здоровье населения

Мировую мясную промышленность сотрясает очередной скандал, и он, судя по всему, станет крупнейшим в истории отрасли. Ведь систематические крупномасштабные поставки испорченной продукции, как выяснилось, осуществляла Бразилия - мировой лидер по экспорту мяса птицы и крупного рогатого скота. Покупателями значительных объемов бразильской говядины являются Евросоюз и Россия.

Однако основным клиентом бразильской мясной промышленности до сих пор был Китай. Был, потому что 20 марта Пекин временно приостановил поставки из Бразилии. В тот же день аналогично поступил соседний крупный покупатель - Чили. Затем запреты или ограничения на импорт мяса и мясной продукции ввели, к примеру, Япония, Южная Корея и Канада. Мексика сразу же отказалась и от бразильских яиц.

Эти меры стали реакцией на прошедшую в Бразилии 17 марта операцию федеральной полиции, в центре которой оказались две крупнейшие мясные компании страны - BRF и JBS, а также связанные с ними высокопоставленные чиновники. В шести федеральных штатах на 21 мясоперерабатывающем предприятии прошли обыски, более 20 подозреваемых арестованы, десятки менеджеров и госслужащих оказались под следствием.  

Операции предшествовало двухлетнее расследование, в ходе которого бразильские следователи пришли к выводу, что предприятия мясной промышленности не просто регулярно допускали нарушения санитарных норм, но и систематически подкупали госчиновников, чтобы получать разрешения на продажу и экспорт испорченной продукции.

Производители подозреваются также в том, что выпускаемые ими сосиски и колбасные изделия содержали недопустимые добавки, что продаваемое мясо искусственно накачивалось для увеличения веса, а испорченные партии подвергались запрещенной обработке химическими веществами с целью подавить тухлый запах. Для этого использовались различные кислоты, в том числе канцерогенные.

О долгосрочных последствиях всех этих разоблачений для переживающей глубокий кризис экономики Бразилии, для бразильской и мировой мясной промышленности говорить пока рано. Потребителей, будь то в Евросоюзе или в России, сейчас интересуют совсем другие вопросы: насколько велика опасность натолкнуться на испорченное мясо из Бразилии, будет ли запрет на его импорт и как это скажется на ценах.

В отличие от Китая, ни Евросоюз, ни Россия полностью запрещать ввоз бразильского мяса пока не стали. Однако Брюссель 22 марта закрыл европейский рынок для 4 компаний из тех 21, что оказались в Бразилии под подозрением. Эти четыре компании имели лицензии на поставки продукции в ЕС. Однако принятая мера не означает общего запрета бразильского мяса, подчеркнул в интервью информационному агентству epd представитель Еврокомиссии.

В тот же день аграрный комитет германского бундестага на специальном заседании затребовал от исполнительной власти в Берлине и Брюсселе дополнительной информации о том, насколько велика опасность попадания испорченного бразильского мяса в Европейский Союз и ФРГ.

В России депутаты на эту тему заседать пока не стали, но 21 марта Россельхознадзор сообщил агентству "Интерфакс", что проводит лабораторные экспертизы поступающей из Бразилии продукции с тем, "чтобы не допустить ввоза мяса, не соответствующего ветеринарно-санитарным требованиям". А ввозится такого мяса много.

Россельхознадзору придется учитывать продовольственное эмбарго

Ведь в России разведение крупного рогатого скота развито несравнимо хуже, чем птицеводство и свиноводство, а потому значительную часть потребляемой в стране говядины, особенно качественной, по-прежнему приходится импортировать. До введения эмбарго на импорт продовольствии из Евросоюза и других стран Запада в августе 2014 года ("контрсанкции") Россия активно покупала говядину в охлажденном виде, к примеру, в Литве, Германии и Польше.

Но затем ей пришлось практически всецело переключиться на импорт говядины в замороженном виде из стран Латинской Америки. В результате роль Бразилии как поставщика этого и других видов мяса для российского рынка резко возросла. По данным российского специализированного информационного портала  "Агроинфо", в 2016 году на этого партнера по БРИКС приходилась половина всего импорта мяса в РФ.

По говядине зависимость от Бразилии особенно велика. В интервью BBC руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации России Сергей Юшин сообщил, что "на Бразилию приходится более 90 процентов от общего объема импорта говядины из дальнего зарубежья". Из стран ближнего зарубежья крупным поставщиком говядины является Беларусь, но она обеспечить весь российский рынок не в состоянии.

Поэтому Сергей Юшин прямо признает: "Заменить Бразилию какой-либо другой страной было бы очень и очень тяжело в текущих условиях". Иначе говоря, в условиях продленного Москвой по меньшей мере до конца 2017 года продовольственного эмбарго. Так что Россельхознадзор вряд ли пойдет на запрет поставок говядины из Бразилии, ведь такая мера привела бы в России к ее острейшему дефициту и к скачку цен, на фоне которого поблекло бы ее резкое удорожание в 2015 году.

Наоборот, бразильские производители мяса, утратив (на неопределенный срок) крайне важные рынки сбыта, сейчас наверняка будут активно предлагать российским импортерам крупные партии с большими скидками, так что чисто теоретически говядина в России может даже и подешеветь.

Но одновременно возрастет риск, что в страну попадут партии испорченной говядины (да и птицы тоже). В этой ситуации многое будет зависеть от профессионализма и неподкупности (!!!) российских надзорных органов. Бразильская система ветеринарного и продовольственного контроля оказалась, как убедился теперь весь мир, насквозь протухшей.