Вы здесь
Показушная кампания в стиле советских пятилеток
Не везет России с детьми. Их рождается слишком мало. Демографический кризис, смертность торжествует над рождением. Это торжество обернется в ближайшее время десятками тысяч человек в год. Население тает, ибо в стране падает уровень жизни. Как же иначе, если на Земле только Россия шагает в ногу, а остальные страны - не в ногу? Изоляция и конфронтация - не лучшие помощники деторождения.
На этом фоне Путин принял решение (буквально накануне 1 июня, Дня защиты детей) объявить в России Десятилетие детства. Ну, конечно, власть и к приближенные к ней шумно обрадовались. Однако показная кампания в стиле советских пятилеток скорее свидетельствует о бездарном подходе к будущему страны. Примут бюрократические постановления, отчитаются в их выполнении, обложат, видимо, малодетные семьи дополнительными налогами - а детям об этого счастья не прибавится.
Не везет детям с Россией. На словах их здесь любят, отзываются восторженно. Их ожидает прекрасная детская литература Корнея Чуковского и Самуила Маршака. Но на деле куча проблем. Многие дети рождаются нежеланными, их оставляют в роддомах или подкидывают, или (бывает и такое) выбрасывают в мусорные баки. Детей часто воспринимают как обузу. Родители на них кричат, нередко их бьют. Детская статистика ужасает. Дети пропадают сотнями без вести, гибнут от побоев, бегут из семьи. Детские дома и больницы в российской провинции - мучительное зрелище.
Недавний пример полицейской жестокости по отношению к 10-летнему мальчику, который в центре Москвы читал прохожим монолог Гамлета "Быть или не быть", взорвал соцсети. Как можно! Мальчика обвинили в попрошайничестве, насильно потащили в полицию, несмотря на присутствие его близких, продержали там до полуночи! Об этом доложили Путину, но его пресс-секретарь невозмутимо ответил это дело не входит в повестку дня президента. Ну конечно! Десятилетие детства входит, а юный чтец Шекспира в нее не укладывается.
Не везет России и с детскими омбудсменами. Одного сняли за тупое тщеславие и редкостное непонимание детей, а новую начальницу детского главка отличает архаическое сознание, которое власти путают с религиозным.
В России нет реальной практики воспитания детей. Нет простейшей эмпатии. Меня поражает, сколько дети в ранние годы плачут... Почему в других странах они куда более спокойны? Мне стыдно, что в России нет даже понятия воспитанности, хороших манер детей. Когда-то было, но уже сто лет нет. Быть вежливыми, внимательными к людям? Что за бред! В России дети с раннего возраста знают, что в жизни правит культ силы. Вся вертикаль власти преклоняется перед этим культом: кто же пойдет учить против общего правила? А дальше школьники старших классов сталкиваются с такими повседневными явлениями, как ранняя наркомания, аборты, венерические болезни...
Против этих бед нынешние власти решили бороться массовым привлечением детей через школу к религии. Но это дежавю. При Александре Третьем устроили церковно-приходские школы – и вырастили революционеров.
Интерес властей к детям связан и с этой революционной тематикой. Власти с тревогой обратили внимание на то, что на недавних протестных акциях, включая не санкционированные властями мероприятия, появилось значительное число подростков, которых полиция волочет в автозаки наравне со взрослыми. Возник намек на альтернативное будущее России, которое едва ли устроит нынешнюю кремлевскую элиту.
Понятно, зачем нужно Десятилетие детства? Улучшить работу с молодежью! Внедрить основы православия в юные мозги! Противостоять атеизму в той же степени, в какой буквально вчера противостояли религии! Напрасный труд.
Но что в остатке? Одну часть молодых людей убедят быть лояльными, сломают или подкупят. Другие уедут навсегда за границу. А третьи будут бунтовать. И кто победит?
Маршак написал свои знаменитые стихи о зоопарке: "Детки в клетке". Не скажу, что все мы живем в зоопарке. Но призрак клетки бродит по России, пугая родившихся и неродившихся детей. Мы только тогда решим проблемы детства, когда освободимся от тесноты несвободы.
Как-то во Флоренции я с женой и годовалой дочкой зашел в магазин купить дочке носовой платок. Хозяйка загляделась на белокурую девочку и вдруг попросила меня вынуть ей изо рта соску. Я, честно сказать, обалдел: зачем? "Она такая красивая, - сказала хозяйка магазина, - я хочу разглядеть ее лицо".
Давайте жить по-флорентийски. Обожать детей. Это куда важнее бюрократических кампаний. Надеюсь, в России такое тоже когда-нибудь получится.