Вы здесь
Владельцем собственности снова будет коллективное «ничто»
Крупнейшие российские коммерческие банки один за другим переходят под контроль государства. Вслед за банком "Открытие" "сдулся" Бинбанк. Татарстан и Русская православная церковь лишились своих "карманных" финансовых структур еще раньше. Идет ли все к тому, что скоро в России, как в Советском Союзе, останутся только госбанки?
Только в 2016 году Центробанк прекратил деятельность почти сотни российских банков "второго эшелона". В 2017-м государственный регулятор добрался и до более известных финансовых структур. Ко второму полугодию, судя по опросу ВЦИОМа, масштабы происходящего стала понимать уже треть россиян. И они испугались: а вдруг случится банковский кризис? Такой, каким они его помнят по 1998 году, когда невозможно было снять деньги со своего счета.
Тут стоит сразу заметить: это та самая часть граждан России, которая хранит свои накопления в банках. Остальные ими пользуются, по сути дела, для получения зарплаты или оплаты коммунальных платежей. В отличие от этой сравнительно состоятельной и активной части населения, остальных банковский кризис не пугает - они просто не понимают, каким боком он их касается. Как настоящим пролетариям, им нечего терять, кроме своих цепей. За последние годы им не удалось ничего накопить.
Но это не значит, что боятся им нечего. Ведь среди опрошенных ВЦИОМом правы те 15 процентов респондентов, которые считают, что банковский кризис уже давно идет. Просто власти смягчают его и, одновременно, направляют.
О причинах банковского кризиса можно дискутировать долго. Ни один банкир не согласится с обвинениями в том, что деньги были выведены "на сторону", а государству потом передали "пустышку". Пример тому - уже бывший глава разоренного и переходящего под контроль государства Бинбанка Микаил Шишханов, племянник известного бизнесмена Михаила Гуцериева.
Однако все чаще звучат предположения, что главная причина кризиса в том, что средства клиентов разворовываются самыми разнообразными способами. Это не мешает государству под предлогом защиты интересов вкладчиков один за другим брать под свое крыло на "санацию" опорные банки в отдельных отраслях или регионах - как будто в России нет системы страхования вкладов. В один только банк "Открытие" собираются "закачать" около триллиона рублей.
В итоге получается интересная схема. Деньги из частных банков куда-то испаряются. Но рынок не очищается от неэффективных организаций, они не закрываются, а "санируются". А в итоге переходят под контроль государства так, будто это и есть главная цель Центробанка, который выступает главным борцом за "оздоровление" банковского рынка.
Разумеется, причины тянущегося уже много месяцев банковского кризиса заметно сложнее, чем просто воровство. Ведь даже для того, чтобы обокрасть собственный банк, нужен повод. Например, намерение вывести деньги из России и отправиться вскорости вслед за ними.
Но это тот случай, когда важен именно результат. Мы можем гадать, что движет главой ЦБ РФ Эльвирой Набиуллиной - желание спасти российскую банковскую систему от обвала или стремление ее потихоньку национализировать. Результат от этого не меняется. Весьма вероятно, что после того, как Владимир Путин в очередной раз переизберется на пост президента России, в стране останется несколько кредитных организаций на "попечении" государства и пара крупных госбанков, имеющих право обслуживать частных граждан. Почти как в СССР.
Итогом этого, надо понимать, станет монополия государства на рынке капитала. Малый бизнес в России настолько слаб, что и раньше мог одалживать только у отечественных кредитных организаций, а среднему бизнесу иностранные кредиты получить становится все труднее. По сути, и тем и другим занимать придется исключительно у Кремля. Соответственно, есть шанс, что следующим этапом будет прямое огосударствление остатков частного бизнеса.
А это, как известно из истории СССР, путь к так называемому госкапитализму. Владельцем собственности снова будет коллективное "ничто", а страна пойдет по пути соседней Беларуси или, например, Венесуэлы. Со всеми вытекающими из этого для экономики и персонально российских граждан последствиями, включая недостаток туалетной бумаги, знакомый нам с детства. Такой неутешительный прогноз можно сделать для России на ближайшее десятилетие. При условии, конечно, что направление развития финансовой системы страны вдруг не изменится.