Общественно-политический журнал

 

Умер писатель Владимир Войнович

Советский и российский писатель Владимир Войнович скончался на 86-м году жизни. Он умер от сердечного приступа.

Владимир Войнович прославился как мастер иронической прозы. Широкую известность ему принесли такие произведения, как трилогия «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», первая часть которой была издана в самиздате, повесть «Шапка» и антиутопия «Москва 2042».

Он автор вероятно наиболее известной советской песни на космическую тематику «Четырнадцать минут до старта».

С конца 1960-х годов Войнович становится активным участником правозащитного движения и попадает к советской власти в немилость.

Его самое известное произведение - трилогия "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" - на Западе был официально издан раньше, чем в СССР, где распространялся только как самиздат. В 1980 году Войновича выслали из СССР, а год спустя лишили советского гражданства. После этого он жил в США и Германии. В 1990 году, после отмены лишения его гражданства, вернулся в Москву.

Уже в России Войнович написал и опубликовал повесть "Монументальная пропаганда" и автобиографический роман "Автопортрет. Роман моей жизни".

В последние годы Войнович критически отзывался о действиях российских властей и лично Владимира Путина.

Я служил солдатом и в колхозе работал. Если бы не было этих фактов в моей биографии, я бы не смог написать такого солдата. Меня интересовали нелепые люди. Может, я и сам тоже был нелеп, но не настолько, как Чонкин. Когда я написал первые главы и стал кому-то показывать, уже тогда нашлись люди, которые возмущались, что я издеваюсь над русским народом, что, конечно, чушь. Но потом я был наказан, меня изгнали из Советского Союза фактически из-за Чонкина.

Хотя я и предполагал, что это случится, но почувствовал себя очень оскорбленным. Написал письмо Брежневу. Что, мол, "господин Брежнев, вы меня лишили гражданства незаслуженно, я не подрывал престижа Советского Союза, потому что у Советского Союза никакого престижа нет. И его нет благодаря вашим собственным усилиям и усилиям ваших коллег. И, по существу, вам надо лишить гражданства себя самого". Я написал, что "ваш указ я не признаю и считаю его не больше чем филькиной грамотой. У меня нет сомнения, что все ваши указы будут в скором времени отменены, а моим читателям придется сдавать по 20 кг ваших сочинений за одну книгу о солдате Чонкине". Ответа на это письмо не было. Ответ на это дала история.

Открытое письмо Брежневу

Господин Брежнев,

Вы мою деятельность оценили незаслуженно высоко. Я не подрывал престиж советского государства. У советского государства благодаря усилиям его руководителей и Вашему личному вкладу никакого престижа нет. Поэтому но справедливости Вам следовало бы лишить гражданства себя самого.

Я Вашего указа не признаю и считаю его не более чем филькиной грамотой. Юридически он противозаконен, а фактически я как был русским писателем и гражданином, так им и останусь до самой смерти и даже после нее.

Будучи умеренным оптимистом, я не сомневаюсь, что в недолгом времени все Ваши указы, лишающие нашу бедную родину ее культурного достояния, будут отменены. Моего оптимизма, однако, недостаточно для веры в столь же скорую ликвидацию бумажного дефицита. И моим читателям придется сдавать в макулатуру по двадцать килограммов Ваших сочинений, чтобы получить талон на одну книгу о солдате Чонкине.

Владимир ВОЙНОВИЧ 17 июля 1981 года, Мюнхен