Общественно-политический журнал

 

Путин назвал «небольшим инцидентом» конфликт в Черном море, подтвердив собственную неадекватность

Президент Владимир Путин впервые прокомментировал события в Черном море, которые привели к резкому обострению конфликта между Россией и Украиной. Он назвал захват украинских кораблей небольшим инцидентом и провокацией накануне президентских выборов.

"Это провокация, которая организована действующей властью. Думаю, что и президентом действующим - в преддверии президентских выборов на Украине в марте следующего года", - заявил Путин, выступая на инвестиционном форуме "Россия зовет!".

"Это же пограничный инцидент. Не более того!" - сказал Путин и задался вопросом, почему Киев не вводил военное положение в 2014 году, когда "Крым решил присоединиться к России" (понимает ли он, что этим ляпнул? - ЭР), а в Донбассе шли тяжелые бои с использованием танков, артиллерии и "даже авиации".

"Это же была другая, масштабная история", - продолжил Путин. "И никакого военного положения не вводилось! А сейчас небольшой инцидент в Черном море - и ввели военное положение. Явно это ради выборов делается", - уверен он.

По словам президента России, рейтинг Порошенко (он при этом ни разу не назвал его по фамилии) находится "примерно на пятой строчке", "у него есть шансы не войти даже во второй тур". Поэтому, как считает Путин, украинский президент решил "что-то делать", "чтобы ситуацию обострить" и создать препятствия для конкурентов, прежде всего от оппозиции.

Вечером в воскресенье два украинских катера и сопровождавший их буксир были обстреляны и задержаны пограничниками ФСБ у Керченского пролива. Россия обвинила моряков в нарушении границы, а власти Украины - в провокации. Киев и западные страны, в свою очередь, обвинили Москву в агрессии.

Путин на форуме напомнил, что в сентябре этого года украинские корабли проходили через Керченский залив. По его словам, тогда моряки "исполнили договоренности", сообщив, "в каком составе идут, куда идут, кто идет": "Мы им предоставили лоцмана и спокойно провели в пункт назначения в Азовском море".

Российский президент обвинил украинских моряков в том, что в этот раз они не отвечали на запросы пограничников и вошли в территориальные воды, которые еще до аннексии Крыма были российскими. "Даже после нарушения государственной границы им предложили взять лоцмана - молчание", - сказал Путин. (здесь Путин уже явно врет, не считаясь с фактами - ЭР)

Российские пограничники в этой ситуации действовали так, "как они должны были действовать", утверждает Путин: "Если бы они действовали иначе, их всех нужно было бы отдать под суд". Он напомнил, что среди моряков были двое сотрудников Службы безопасности Украины, и назвал их присутствие на катерах "явными признаками заготовленной заранее провокации", цель которой - ввести военное положение на Украине.

"Это нечистоплотная игра внутри страны, подавление политических противников", - подытожил Путин и поделился своим ощущением, что западные лидеры "все прощают" Киеву и выполняют все его требования: "Если они потребуют младенцев на завтрак, им, наверное, подадут и младенцев".

Выступления Путина все меньше отличаются от выступлений Геббельса. Только Геббельс, в отличии от Путина, все-таки, был профессионалом. Он не понимает или придуривается? Можно было бы думать, что Путин понимает и лишь придуривается, но логика его действий заставляет думать об обратном.

Движение военных кораблей Украины (как и России) в Керченском проливе исчерпывающим образом регулируется Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанным президентами Украины и России Л.Кучмой и В.Путиным 24 декабря 2003 года:

Статья 1
Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины.
Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между Сторонами.
Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами.

Поскольку соглашение между сторонами относительно акватории Керченского пролива до настоящего времени не было достигнуто, то до достижения такого соглашения действует правовой режим, существовавший на момент заключения указанного Договора. А именно (ст. 2):

Статья 2
1. Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства.

Объявление российскими официальными лицами об установлении в одностороннем порядке государственной границы и/или границ территориального моря около побережья оккупированного полуострова Крым в акваториях Керченского пролива, Черного и Азовского морей (о чем в последние дни заявляли, в частности, В.Путин, С.Лавров, Д.Песков, МИД России, ФСБ России) является грубейшим нарушением международного права.

Вопиющим является одностороннее провозглашение С.Лавровым акватории Керченского пролива, являющейся, согласно российско-украинскому Договору 2003 г., внутренними водами России и Украины, принадлежащим России:
"Напомню также, что Керченский пролив не является проливом, подлежащим регулированию международным правом, – он российский".

Показательно, что данное заявление С.Лавров сделал еще 23 ноября, то есть за сутки до выхода группы украинских военных кораблей из Одессы и за двое суток до самого Керченского инцидента.

Однако даже в случае объявления властями оккупирующего государства незаконных границ территориального моря, установленных, например, вдоль побережья аннексированного полуострова Крым, международное право обязывает такое прибрежное государство обеспечивать беспрепятственный мирный проход в том числе военным кораблям иностранных государств (ст. 17, 18, 19 Конвенции ООН по морскому праву).

Аналогичное требование содержится в документах не только международного, но и нацинального российского права (ст. 10, 11, 12, 13 Федерального Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г.).

Таким образом (в случае, если даже принять на время позицию нынешних российских властей, незаконно окуппирующих полуостров Крым, о территориальном море Российской Федерации), препятствование кораблями ФСБ мирному проходу украинских военных кораблей через территориальное море Российской Федерации  является нарушением как международного (Конвенция ООН по морскому праву), так и национального российского права (№155-ФЗ).

К территориальному морю Российской Федерации относят прибрежную морскую полосу шириной 12 морских миль, или 22,224 км.
ФСБ России в своем официальном коммюнике обнародовала географическое место открытия своим кораблем огня на поражение.

Как видно по результатам геолокации, применение оружия пограничным сторожевым кораблем ФСБ России «Изумруд» было произведено тогда, когда украинский катер «Бердянск» находился в 23,1 км от ближайшей точки на берегу, т.е. за пределами 12-мильной полосы незаконно объявленного российскими властями «территориального моря». Захват обоих украинских катеров и буксира также были произведены за внешней границей российского «территориального моря», то есть в нейтральных водах.