Общественно-политический журнал

 

Австралия признала Иерусалим столицей Израиля, но вопрос о переносе посольства пока остается открытым

Секретная служба предупреждала премьер-министра Австралии, что он может спровоцировать насильственные протесты в стране. Днем ранее представители 13 посольств стран Ближнего Востока и Северной Африки предостерегали власти в Канберре от «фатальной ошибки». Главу правительства критиковала оппозиция, да и в собственном политическом лагере нашлись недовольные.

Ничего не помогло. Австралийский премьер Скотт Моррисон не изменил своей позиции, и его кабинет министров признал Иерусалим столицей Израиля – несмотря на возмущение ООП. Днем ранее данное решение утвердил комитет национальной безопасности этой страны.

Но вот вопрос о переносе посольства Австралии из Тель-Авива в Иерусалим пока остается открытым. Даже несмотря на то, что Моррисон заявил о необходимости разместить диппредставительство именно в израильской столице – возможно, для начала австралийцы ограничатся консульством.

— На Моррисона обрушились с критикой даже из-за рубежа, — рассказал геофизик и этнограф, член еврейской общины Сиднея Михаил Линдин. – Но он отмахивается и настаивает на праве австралийцев самостоятельно определять внешнеполитический курс и место, где будет находиться их посольство.

Хотя ситуация, в самом деле, сложная. Хотя обе правящие партии Австралии настроены произраильски, Австралия до сих пор не признала «Хизбаллу» и ХАМАС террористическими организациями. А в районах Австралии, заселенных арабами, в любом магазине можно увидеть копилки для сбора пожертвований ХАМАСу и мониторы, транслирующие программы телевидения «Хизбаллы».

— Местные арабы могут начать акции протеста?

— Не думаю. Нынешнее правительство несколько остудило излишне горячие головы в арабской общине Австралии, которая насчитывает свыше 300 тысяч человек. Хотя кое-какие рецидивы еще встречаются, до массовых протестов вряд ли дойдет.

Но проблема в другом: в самом правительстве нет единства по вопросу о переносе посольства в Иерусалим. К примеру, министр обороны Кристофер Пайн выступал за то, чтобы в Иерусалиме работали два посольства: одно — в западном Иерусалиме, другое — в восточном. И, как вы понимаете, в восточном открылось бы посольство Австралии в Палестинской автономии. А министр финансов Австралии Джош Фрайденберг, который в ноябре обрушился с резкой критикой на премьер-министра Малайзии и обвинил его в антисемитизме, считает, что посольство должно быть единственным и находиться в Иерусалиме. А министр оборонной промышленности Стив Сиобо, напротив, утверждает, что лучше его оставить в Тель-Авиве.

— Сиобо ведь не противник Израиля?

— Нет, что вы! Напротив, он выступает как активный сторонник Израиля. Но он полагает, что в намерении премьер-министра есть как плюсы, так и минусы, да и вообще именно в этом вопросе следует не торопиться, а, как он сказал, идти в ногу с остальным миром. Иначе говоря, Сиобо предпочел бы подождать воплощения формулы «два государства для двух народов», и тогда перевел бы в Иерусалим не одно посольство, а два. А вот, например, Алекс Хок, специальный государственный министр – так называется его должность – тоже выступает за перенос посольства. Он подчеркнул, что этот перенос соответствует национальным интересам Австралии, а также демонстрирует уважение к Израилю.

— Если все же будет решено перевести посольство в Иерусалим, столкнется ли Австралия еще с какими-то проблемами, кроме разногласий между министрами?

— С финансовыми: уже подсчитано, что такой переезд будет стоить более 200 млн. долларов.

Существует и внешнеполитическая проблема: как это решение отразится на наших отношениях с Индонезией? Она не только наш сосед, но и главный торговый партнер, с которым именно сейчас полным ходом идут переговоры о взаимовыгодной свободной торговле. Индонезия – одна из крупнейших мусульманских стран, и она уже пригрозила, что вообще сорвет эти переговоры и не подпишет ни одного договора. Более того, представитель министерства обороны Индонезии, бригадный генерал Тоток Сугихарто предостерег, что его страна может пересмотреть и договор о военном сотрудничестве с Австралией.

Свое резкое недовольство выразила также Малайзия. Реакцией может стать рост опасности терактов. Еще одна проблема – внутриполитическая. Дело в том, что у правящей партии нет большинства в парламенте, а их конкуренты – левонастроенные лейбористы. А третья по численности партия «зеленых» является полностью пропалестинской.

В общем, все не так просто, как хотелось бы, и лидер оппозиции Билл Шортен уже выступил с резкой критикой решения Моррисона, подчеркнув, что Австралия выглядит «по крайней мере, глупо» с идеей перенести посольство в Иерусалим. Оппозиция утверждает, что глава правительства и вовсе действует по собственному усмотрению, не посоветовавшись с министром иностранных дел, не получив рекомендации службы безопасности, не учитывая возможную негативную реакцию наших соседей по региону.

— То есть решение Моррисона вызвало большой переполох в стране?

— Да о чем говорить, если не далее, как в июне, Австралия исключала любые перспективы, связанные с переносом посольства. Решение Моррисона знаменует собой, скорее всего, кардинальные изменения во внешней политике Австралии.

Многим у нас кажется, что его действия во многом схожи с политикой Трампа. Скептики считают, что таким образом Скотт Моррисон пытается заработать политический капитал, чтобы получить голоса избирателей на предстоящих довыборах в палату представителей. Они пройдут в Уэнтворте, где значительную часть населения составляют евреи. Однако мне это предположение кажется притянутым за уши.

— Когда может быть принято решение о переносе посольства в Иерусалим?

— Премьер-министр пообещал, что это произойдет до наступления Рождества.

Марк Котлярский