Вы здесь
Ракетные заводы «Хизбаллы» будут в центре внимания Израиля в наступающем году
Как и предполагалось, на минувшей неделе Израиль начал дипломатическую кампанию против ливанского правительства и «Хизбаллы» после того, как обнаружил тоннели, проложенные шиитским террористическим движением под границей на израильскую территорию. 19 декабря, за несколько часов до заседания Совета безопасности ООН по этому вопросу, премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил, что тоннели – часть плана нападения на Израиль, подготовленного «Хизбаллой». Премьер добавил, что она использует в своих агрессивных целях «каждый третий дом на юге Ливана».
Нетаниягу призвал СБ ООН включить «Хизбаллу» в список террористических организаций и наложить на нее санкции. Скорее всего, ни то, ни другое не произойдет в ближайшем будущем.
Успех израильской разведки в обнаружении тоннелей не приведет к фундаментальным изменениям ситуации на границе. Израиль может попытаться добиться чего-либо существенного, главным образом, усилив давление на миротворческий контингент ЮНИФИЛ. Израиль требует, чтобы отряды ЮНИФИЛ действовали более решительно на юге Ливана.
Офицеры, которые до недавнего времени служили в ЮНИФИЛ, рассказали, что в последние годы в контактах с ЦАХАЛом обсуждалась возможность удара по тоннелям, проложенным «Хизбаллой» под границей. По словам этих источников, для того, чтобы обыскать любой дом в любой деревне на юге Ливана, военнослужащим ООН требуется постановление суда. Офицеры признали: из-за ограничений, налагаемых на деятельность ЮНИФИЛ, миротворцы не в состоянии составить точную картину того, что происходит в приграничных районах Ливана.
Хотя никто в ООН не признает этого напрямую, основная причина беззубости ЮНИФИЛ – настроения его высокопоставленных командиров. Офицеры прекрасно понимают: как только «Хизбалла» почувствует, что ей наступают на пятки – она нанесет удар по миротворцам.
«Хизбалла» действовала так в 2007 году, вскоре после окончания второй ливанской войны. Испанский батальон ЮНИФИЛ был очень активен в своем секторе патрулирования. «Хизбалле» это не понравилось. Боевики заложили фугас на пути следования одной из патрульных машин — погибли шестеро испанских солдат. Сигнал был передан в лучших ливанских традициях. С тех пор никто не контролирует «Хизбаллу».
«Хизбалла» хранит полное молчание после обнаружения тоннелей Израилем. Ее генсек Хасан Насралла еще в сентябре заявил, что больше не будет публично реагировать на каждую «израильскую провокацию». Это заявление было сделано вскоре после того, как Нетаниягу с трибуны генассамблеи ООН рассказал о предпринимаемых «Хизбаллой» усилиях повысить точность ее ракет. В то же время правительство в Бейруте, которое отрицает, что оно знало о тоннелях, в ответ резко осудило «нарушения Израилем суверенитета Ливана и бесконечные вторжения израильских ВВС в ливанское воздушное пространство».
Всем сторонам ясно, что конфликт вокруг тоннелей – лишь прелюдия к гораздо более широким и острым противоречиям, которые, как ожидается, возникнут в связи с попытками «Хизбаллы» построить в Бейруте заводы по производству высокоточных ракет. Эту проблему Израиль сейчас стремится решить дипломатическими средствами (путем оказания давления), а затем, возможно, будет вынужден нанести упреждающий военный удар. По словам источников в министерстве обороны, ракетные заводы «Хизбаллы» будут в центре внимания Израиля в наступающем году.