Вы здесь
ВВС Индии нанесли удар по лагерю боевиков в пакистанской части Кашмира
Индия заявляет, что нанесла воздушные удары по боевикам в пакистанской части Кашмира. Отношения между двумя странами резко обострились после того, как смертник устроил взрыв в индийской части Кашмира, жертвами которого стали 46 индийских военнослужащих.
Заместитель министра иностранных дел Индии Виджай Гокхале сказал, что удары были нанесены в районе города Балакот, несколько боевиков были убиты. Целью была группировка "Джаиш-э-Мухаммад" ("Армия Мухаммеда"), которая взяла на себя ответственность за взрыв 14 февраля.
"В ходе операции под руководством разведки в первые часы вторника Индия нанесла удар по крупнейшему учебному лагерю "Джаиш-э-Мухаммад" в Балакоте", - сказал он.
"Было ликвидировано большое число террористов, инструкторов и старших командиров, которые готовились к боевым действиям", - утверждает Гокхале.
Ранее пакистанские военные сообщили, что самолеты ВВС Индии вторглись в воздушное пространство страны, но никакие объекты на земле не были разрушены, а жертв нет.
Ранее о разрушении лагерей боевиков в результате авиаудара сообщил министр сельского хозяйства Индии Гаджендра Сингх Шекхават. "Сегодня утром ВВС нанесли воздушный удар по лагерям террористов через ЛК [линию контроля] и полностью разрушили их", - писал он в "Твиттере".
Линия контроля обозначает фактическую границу между управляемой Индией частью Кашмира и частью, подконтрольной Пакистану. Она находится в труднодоступных местах и не имеет формальных признаков границы.
Эта первый авиаудар, нанесенный через линию контроля после индо-пакистанской войны 1971 года.
Ранее Индия осуществляла наземные операции против боевиков на пакистанской территории, обвиняя Исламабад в поддержке террористов. Пакистанские власти эти обвинения отвергают и отрицают наличие лагерей боевиков.
Представитель вооруженных сил Пакистана генерал-майор Асиф Гафур заявил, что когда индийские самолеты вторглись в воздушное пространство страны, они столкнулись с эффективными ответными действиями ВВС Пакистана и спешно ретировались, нанеся удар по открытой местности, который не привел к жертвам и разрушениям.
По его версии, один из индийских самолетов нанес авиаудар в районе города Балакот в пакистанской части Кашмира, но сделал это в спешном порядке на открытом пространстве, и в результате на земле не было ни жертв, ни разрушений. Генерал также опубликовал в "Твиттере" фото места в лесной зоне, которое могло стать целью индийских ВВС.
Резкое обострение в феврале
В начале прошлой недели Пакистан и Индия оказались на грани военного конфликта после того, как индийские военные вступили в перестрелку с боевиками во время поисков подозреваемых в нападении на военный патруль в штате Джамму и Кашмир.
14 февраля смертник подорвал индийский конвой. Жертвами той атаки стали 46 индийских военнослужащих.
Ответственность за нападение взяла на себя базирующаяся в Пакистане группировка "Джаиш-э-Мухаммад". Эта группировка добивается отделения штата от Индии и совершает нападения с территории Пакистана. При этом она запрещена в Пакистане (ООН, Индия, США и Великобритания относят ее к террористическим), однако продолжает действовать под другими названиями.
Инцидент резко обострил отношения между соседями, обладающими ядерным оружием, которые вели три войны друг против друга, пишет агентство Рейтер. Пакистан после взрыва отозвал своего посла. Индийский посол покинул Исламабад еще раньше.
Индия обвиняет Пакистан в соучастии в нападении на патруль и заявляет, что обладает неоспоримыми доказательствами причастности Исламабада. Пакистан отвергает обвинения и требует эти доказательства предъявить.
К чему приведет напряжение и кто виноват
В Индии же популярна точка зрения, что и доказывать ничего не надо: Масуд Азхар, лидер базирующейся на территории Пакистана группировки "Джайш-э-Мухаммед", взявшей на себя ответственность за теракт, не скрываясь, живет в пакистанском Пенджабе.
В Индии это хорошо известно, поэтому общественный консенсус по вопросу "кто виноват" сформирован.
Сама группировка запрещена в Пакистане (ООН, Индия, США и Великобритания относят ее к террористическим), однако продолжает действовать под другими названиями.
Исламабад утверждает, что достаточных оснований для ареста Азхара нет.
По всей видимости, пакистанские спецслужбы закрывают глаза на деятельность боевиков по одной причине: в отличие от, например, "Талибана", они действуют в Кашмире и против индийцев.
Правда, в отличие от других группировок, "Джайш-э-Мухаммед" не гнушается нападениями и на цели в Пакистане.
Индия закупила израильские технологии для охраны границы, да и рельеф в этих местах весьма труднопроходимый, но целеустремленным боевикам он не помеха.
Кроме того, аналитики отмечают, что молодежь в Кашмире стремительно радикализируется, причем по обе стороны границы.
Еще несколько лет назад протесты в Кашмире в основном носили мирный характер. Сегодня молодежь предпочитает браться за оружие.
Ситуация в Кашмире обостряется уже несколько лет.
Прямые переговоры между правительствами Индии и Пакистана по Кашмиру не ведутся уже два года, хотя военные по обе стороны границы поддерживают связь.
Так называемый "комплексный диалог" между странами не ведется с момента нападения в Мумбаи в 2009 году. Однако с приходом к власти индийский премьер-министр Нарендра Моди занял более жесткую позицию по Кашмиру, чем его предшественники.
После нападения на индийскую военную базу в Кашмире в 2016 году Моди дал разрешение армии проводить "хирургические удары" по боевикам, в том числе и на территории Кашмира, контролируемой Пакистаном.
"Моди развязал руки своим генералам", - говорит редактор Индийской службы Би-би-си Кинджал Пандия.
После нападения на военный патруль индийский премьер обещал "изолировать" Пакистан от международного сообщества всеми доступными дипломатическими методами.
Надо помнить, что весной в Индии предстоят парламентские выборы, что отчасти может объяснять жесткую риторику Моди.
Упор на дипломатию, безусловно, обнадеживает, особенно если вспомнить, что из-за Кашмира Индия и Пакистан два раза вели полномасштабную войну, не считая нескольких местных военных столкновений.
Сегодня обе страны обладают ядерным оружием, и Исламабад неоднократно подавал сигнал, что готов его применить. Впрочем, обозреватели считают, что концепция ядерного сдерживания, действующая с начала века в отношении двух стран, убережет их от войны и в этот раз.
Пока в Дели говорят о возможности лишить Пакистан статуса "приоритетного партнера" - с вытекающими отсюда экономическими последствиями.
Вопрос, насколько эту потерю сможет восполнить Китай - близкий союзник Исламабада, - остается открытым.
Положение Китая в этом конфликте тоже непростое. Под управлением Пекина находятся небольшие районы на востоке Кашмира, но главное - это партнерские отношения с Исламабадом и соперничество с Дели.
Впрочем, во всех предыдущих конфликтах Китай занимал нейтральную позицию.