Вы здесь
Проблема – Элизабет Уоррен
Праймериз демократов состоится через год. Ныне впереди Джо Байден, Элизабет Уоррен и Берни Сандерс – 76, 70 и 77 лет соответственно. Впрочем, пример Трампа показывает, что годы не всегда помеха. К сожалению. В конце концов, работать должна система и команда, а молодой, умный и энергичный вице-президент может компенсировать возрастные минусы лидера страны. Но не стоит ставить на Элизабет Уоррен! Она хочет «разрушить» Кремниевую долину, «сломать» ведущие ай-ти и хай-тек компании Америки и может очень навредить ей.
Компании-гиганты в XXI веке
Дело в том, что с февраля 2016 в Топ-10 самых дорогих компаний мира входят главным образом американские. Изредка в эту великолепную десятку врывается китайские (а какие же еще?) конкуренты, что следует иметь в виду. И что самое важное, сейчас первые пять мест занимают ай-ти и хай-тек гиганты.
Это в целом означает хорошее состояние экономики, поток инвестиций, а что касается лидеров – мировое лидерство США. Ему благоприятствует относительное преобладание американских акций на «бычьем» рынке (так называется период роста биржевых котировок в отличие от «медвежьего» рынка, когда курсы акций падают), а также сильный доллар плюс, что существенно в данном контексте, высокий спрос на акции mega-caps компаний с капитализацией более $200B. Что дает гигантам определенные преимущества. Они сконцентрированы в США и сейчас инвестиции в них выгоднее, чем в европейские или азиатские компании.
Но так было не всегда. В 2010 году 4 из 10 самых дорогих (капитализированных) компаний мира являлись китайскими. Рыночная капитализация выражается просто, общей стоимостью выпущенных акций компании, котирующихся на биржах, и отражает как степень успешности, так и меру доверия инвесторов к ней и возлагаемых на нее надежд. Динамика смены лидеров очень показательна, она демонстрирует смену мировых приоритетов в экономике, технологиях и даже в устройстве социума, поэтому следить за ней необходимо.
Сейчас впереди Microsoft. Она, Intel и IBM были первыми среди IT и вообще среди хай-тек компаний, бросивших вызов индустриальным и сырьевым гигантам, которые традиционно возглавляли рейтинг. В сентябре 1998 г. она потеснила General Electric c вершины пьедестала и продержалась там два года! В апреле 2003 снова вышла в лидеры, но всего на три месяца. Затем стала дорожать нефть и летом 2005 список возглавила Exxon Mobil, а начало 2007 ознаменовал крутой подъем «Газпрома» – в мае он вошел в первую десятку, в июне поднялся на шестое место, в августе на третье и Миллер, его босс, обещал, что компания первой преодолеет рубеж в $1 трлн. капитализации.
Слава богу, не сбылось. Зато летом 2007 в первую десятку ворвалась другая сырьевая компания – China Mobil. Цены на нефть тогда перевалили за сто долларов/баррель, и рынок бурлил, как перегретый котел. Уже к ноябрю китайцы вышли на третье место, а четвертое занял ICBC – Industrial and Commercial Bank of China. Этим сюрпризы не исчерпались, и PetroChina поразила даже бывалых брокеров. Ее взлет был поистине реактивным, и в декабре она лидировала в биржевых гонках, причем с огромным отрывом, чуть было не преодолев триллионный рубеж и почти вдвое опережая Exxon Mobil! Впрочем, быстро сдулась и к маю 2008 Exxon вернулся на первое место, «Газпром» шел третьим, и в итоге весь пьедестал заняли газовики и нефтяники, а в первой шестерке их было пятеро.
Но наступил сентябрь 2008, грянул мировой финансово-экономический кризис и биржевые котировки посыпались вниз вместе с ценами на нефть и газ. Microsoft и в те лихие времена держалась стойко, периодически выходя на третье место, но главное то, что в феврале 2010 в топ-10 появилась Apple и уже к маю поднялась на пятую позицию, а в июле – на третью. В октябре, когда сам Джобс, увы, покинул нас, его компания вышла на первое место в мировом зачете! Феноменальная динамика.
В том месяце и ветеран IBM тряхнул стариной (4 место), и компания Гейтса не подкачала – 5 место, так что в первой пятерке осталось всего две сырьевых компании, что предвещало перелом в пользу новых технологий. Но и в 2011-м половину мест в десятке занимали нефтяники и газовики. Перелом произошел не сразу.
Да, в 2012 Apple быстро ушла в отрыв от Exxon, первой в истории перевалив рубеж в полтриллиона капитализации, но смерть Джобса сказалась на успехах, в следующем году начался спад, и компания едва удержалась на втором месте. В июне 2013 произошло еще одно знаковое событие, более радостное – в топ-10 появился Google. К счастью, к концу года дела Apple наладились, она вернулась на первое место, на третьем шла Microsoft, на пятом Google, в первой десятке осталось всего две нефтяных компании – и ни одной китайской! Биржевой ландшафт заметно изменился и стал приобретать знакомый нам сейчас вид.
В апреле 2015 детище Джобса преодолело рубеж в $700 млрд., а в мае уже вдвое обгоняло по стоимости Exxon – летом предыдущего года нефтяные цены обрушились, и эта компания стала дешеветь. В августе она уступила второе место компании Гейтса, в сентябре ее обошел Google – и айтишники впервые заняли все три первых места.
Февраль 2016 был ознаменован появлением в топ-10 Facebook и Amazon, причем новички не растерялись в высшей лиге. В апреле 2017 компания Безоса поднялась на 4-е место, а социальная сеть Цукерберга, улавливавшая все больше человеков, дышала в затылок. В июле 2017 она обошла холдинг Уоррена Баффета и новые компании заняли первые пять мест на капиталистическом Олимпе!
Это положение (Apple, Amazon, Google, Microsoft и Facebook) сохранялось в июле 2018, когда лидер перевалил за $900 млрд., а Exxon опустился на 10-е место – sic transit gloria mundi. Так проходит мирская слава и меняется цвет времени. Наконец, в сентябре был взят триллион! Да, Apple не удержалась на этой высоте, и торможением лидера воспользовались Google, Amazon и Microsoft. Они бурно спуртовали, меняясь местами, и если Безосу не удалось достать яблочников, то в январе текущего года компания Гейтса повторила свой успех двадцатилетней давности.
Топ-10 в июле
Каково нынешнее положение дел? 5 июля лидировала снова перевалившая за триллион Microsoft – $1050.3B. За ней шли Amazon – $956.6B и Apple – $939.7B. Далее Alphabet (это старина GOOGL&GOOG) – $786B, Facebook – $560B, Berkshire Hathaway –528.2, Alibaba – 451.2B, Visa – 386.1B, Johnson & Johnson – $373.2B и JPMorgan Chase – $368.1B.
В десятке, как видите, нет сырьевых компаний (Exxon Mobil на 11-м месте), зато появилась китайская Alibaba, работающая в интернет-коммерции. Это настораживает. Особенно в свете намечающихся гонений на отечественных гигантов.
Кстати, мы не зря говорили о капитализации, как о мере доверия инвесторов компании. Фейсбук, к примеру, его не оправдывает, как и доверия пользователей, компанию Марка Цукерберга постоянно сотрясают скандалы, связанные с доступом к личным данным клиентов, с использованием социальной сети российскими троллями для вмешательства в американские и европейские дела, с фаворитизмом и манипулированием. В итоге после прошлогоднего обвала его капитализация c начала мая снова падала, лишь в начале июня стабилизировалась, и с тех пор компания Марка Цукерберга постепенно поправляет свои дела.
Не доверяют лидерам и в верхних эшелонах власти, в связи с чем возникает совсем не риторический вопрос.
Устоят ли гиганты?
Казалось бы, Америка должна гордиться своим лидерством в столь продвинутом бизнесе и своими компаниями, крупнейшими брендами мира, которые это лидерство обеспечивают. Капитализация любой из первой четверки превышает капитализацию Топ-100 российских компаний ($592 B на 31 декабря 2018), а любой пары из первой тройки – ВВП России. Однако 3 июня стало известно, что правительство США намерено провести антимонопольное расследование в отношении Amazon, Apple, Facebook и Google. Федеральная торговая комиссия займется Amazon и Facebook, а Минюст проверит Apple и Google. В тот день акции Facebook упали на 7,5%, Alphabet (Google) на 6%, Amazon на 4,6%, и Apple на 1%. Не уверен, что это хорошо…
Претензии к гигантам Кремниевой долины предъявляют как республиканцы, так и демократы. Трамп недоволен: Google, Facebook и Twitter подвергают сообщения консерваторов цензуре, что «неправильно», «несправедливо», и, возможно, «незаконно». Вторит ему и сенатор-демократ Элизабет Уоррен, идущая в президенты. Она включила «разрушение Кремниевой долины» в список предвыборных обещаний и грозит «сломать» Facebook, Google и Amazon после победы. «Двадцать пять лет назад Facebook, Google и Amazon не существовали. Теперь они входят в список самых богатых и узнаваемых компаний мира. Это хорошая история, которая также служит напоминанием того, почему правительство должно ломать монополии и продвигать свободную конкуренцию».
Гм, свободная конкуренция это прекрасно, но, во-первых, эти компании отнюдь не монополии. К примеру, далеко не все американцы могут позволить себе эппловский «Макинтош» или айфон, большинство обходится китайскими ноутбуками и самсунговскими смартфонами. А уж на самом емком рынке мира, китайском, доля яблочников всего лишь несколько процентов. Во-вторых, со времен Акта Шермана и Standard Oil, против которой он был направлен, много воды утекло и ситуация кардинально изменилась. Мир ныне изрядно глобализован, в отличие от XIX века, и эти компании, включая Amazon (его деятельность отнюдь не сводится только к интернет-коммерции), транснациональны в полном смысле этого слова. Это значит, между прочим, что они конкурируют с такими же гигантами, в том числе китайскими – см. выше пример компании Alibaba, поэтому следует задуматься, кому на пользу пойдет дробление американских компаний? На чью мельницу льет воду Элизабет Уоррен, у которой много влиятельных сторонников в Конгрессе?
Взять хотя бы Tencent, китайскую инвестиционную компанию, уже бывавшую в Топ-10, это крупнейшая инвестиционная и одна из крупнейших венчурных компаний в мире. Сейчас она направляет инвестиции в акции американских гигантов, но стоит пойти на поводу у разукрупнителей, как уже наши инвестиции потекут в Китай. В отличие от банков-гигантов, которые действительно стоит разукрупнить, ай-ти и хай-тек гиганты являются феноменами интегральными, комплексными, они наиболее эффективны и конкурентоспособны именно в виде гигантов. Примерно две трети юзеров мира предпочитают Гугл, имея для этого все основания, и что теперь, в угоду плохо разбирающейся в современности 70-летней агрессивной даме ломать отличную поисковую систему?
Или взять Фейсбук – его потому и ценят, что это общемировая социальная сеть! Назад, в кашу мелких или начинающих сеточек дороги уже нет, что и показал провал попытки того же Гугла составить конкуренцию Фейсбуку. И, кстати, как Уоррен технически представляет себе такой слом? Очевидно, она совершенно не разбирается в подобных вещах, поэтому упаси боже увидеть ее в президентском кресле!
Но если администрации все же удастся «сломать» гордость и надежду Америки, то зарубежные соперники немедленно этим воспользуются и захватят рынок, что вряд ли пойдет на пользу американской экономике и авторитету страны. Надеюсь, такая попытка не удастся – против Google уже велось подобное расследование, тянулось два года и закончилось пшиком. Но сам факт подобных поползновений весьма тревожен и говорит о том, что кандидатов в президенты следует оценивать также по степени понимания ими роли современных технологий в современном мире. Чтобы они не пытались, к примеру, возрождать угольную энергетику.