Общественно-политический журнал

 

Это - искусственная катастрофа, которая происходит на наших глазах и мир молчит

«Если нам придется выбирать между компромиссом и геноцидом, мы выберем наш народ», - написал чуть более месяца назад командующий «Сирийскими демократическими силами», ядром которых являются курдские отряды, Мазлум Абди. Абди командует десятками тысяч солдат-мужчин и женщин, которые сражались против ИГ, и он знает, о чем говорит.

Курдская автономия в Рожаве, на северо-востоке Сирии, находится на грани пропасти. Уход американцев, вторжение Турции и ее союзников-джихадистов, вмешательство сирийского режима Асада и его российских покровителей вынудили жителей района, преимущественно курдов, маневрировать и идти на компромиссы, чтобы прекратить боевые действия и сберечь человеческие жизни.

Но достигнутые соглашения в первую очередь играют на руку Турции. В список своих достижений Эрдоган может включить удар по курдским вооруженным силам, бегство гражданского населения из новой «зоны безопасности» и отвлечение международного общественного внимания от курдской темы.

Несколько дней мир проявлял признаки беспокойства по поводу того, что в Рожаве сотни людей были убиты или ранены, а тысячи других изгнаны. Но как только было объявлено мнимое «прекращение огня», все быстро успокоились, и международное общественное мнение позволило Турции продолжить выполнение своих планов регионального доминирования. Но огонь не прекратился, и тишина не восстановлена. Все, что нужно сделать миру, чтобы это понять - перестать затыкать уши.

За последние две недели я разговаривал с несколькими курдами, которые находились в Рожаве во время турецкой операции. Эти беседы происходили в Швеции после того, как опрошенные - шведы курдского происхождения - вернулись из северной Сирии. Когда вы слышите эти истории и сопоставляете их с информацией из других источников, вы уже не поверите утверждениям Турции, что она борется только с террористами и наводит порядок.

Например, Беджан Рашид - сириец, который нашел убежище в Европе девять лет назад. Получив европейский паспорт, он отправился в свой родной город Камышлы.

«Я был в Сере Канийе (Рас аль-Айн), когда начались боевые действия, - рассказал он. - Днем 9 октября самолеты F-16 начали бомбить различные цели, некоторые из которых были явно гражданскими. Они бомбили школы, жилые дома и больницы». Беджан решил на добровольных началах помогать курдскому Красному кресту перевозить раненых в госпиталь.

«Я видел много убитых и раненых, - рассказывает он. - У большинства раненых взрывами оторвало руки или ноги, либо их ранило осколками. Я старался в первую очередь помогать детям и пожилым людям. Труднее всего забыть девочку лет восьми, которая сидела рядом с мертвым братом и пыталась его разбудить».

Через несколько дней после начала турецкого наступления организация Amnesty International опубликовала отчет, который отражает общую картину. Согласно отчету, турецкая авиация бомбила мирное население без разбора.

Например, в отчете говорится о бомбардировке района школы, где не было никаких военных целей. «Всего было ранено шесть человек и четверо убито, в том числе двое детей, - говорит работник курдского Красного полумесяца. - Я не мог даже определить, мальчики или девочки, потому что их трупы полностью обуглились, они были черными».

Другие свидетели рассказали о бомбежке колонны беженцев из сотен мирных жителей: шесть человек были убиты и 59 ранены, что, по словам оказавшегося на месте журналиста, было «настоящей бойней».

В докладе обвиняются также союзники Турции из джихадистских организаций в хладнокровной казни гражданских лиц, в том числе курдской женщины-политика Хеврин Халаф, убитой на дороге между Раккой и Камышлы. Эти утверждения подтверждает расследование Wall Street Journal, в котором американские источники утверждают, что беспилотники армии США засняли серьезные военные преступления.

Те, кто пережил нападения и бежал в более безопасные районы, оказались в невозможных условиях и в состоянии полной неуверенности в завтрашнем дне. Хелин Керим Сонмез – молодая гражданка Швеции курдского происхождения, которая отправилась в Рожаву после турецкого вторжения и провела там неделю, добровольно работая в районе Хасеке. Она рассказала о тысячах беженцев, которых размещают в школах, они живут в чудовищных санитарных условиях без медицинской помощи, без проточной воды, а зачастую даже без матрасов и одеял. Они просто спят на голой земле.

«Посещая лагеря беженцев в школах между Хасеке и Тель-Тамером, - рассказала она, - мы видели множество полностью разрушенных зданий в деревнях. Дороги тоже были разрушены. Мы видели водонапорную башню, полностью разрушенную бомбежкой. И школы, которые тоже пострадали от взрывов».

Другая гражданка Швеции курдского происхождения, Лорин Ибрагим Берзинчи, поехала в Камышлы навестить родственников, когда начались боевые действия, и была свидетелем артиллерийского обстрела. «Ночью они бомбили старые районы города, а на следующий день бомба попала прямо в центр города, но, к счастью, не взорвалась. Повредили пекарню, футбольный стадион и улицу в центре города», - рассказывает она.

Лорин, которая жила в Камышлы у родственников в большой семье, с маленькими детьми и стариками, сумела покинуть город до того, как ситуация ухудшилась. Но, прежде чем вернуться в Швецию, она стала свидетелем еще одного аспекта турецкого нападения.

В местной больнице она встретила Мухаммеда Хамида, 13-летнего мальчика из Рас аль-Айна, доставленного в больницу с ужасными ожогами, которые могли быть вызваны белым фосфором. «Более половины его тела было сожжено, - сказала она, - и врач сказал, что никогда не видел ничего подобного».

Многие жители Рожавы говорят, что эти преступления являются частью преднамеренной политики. Элизабет Гурийе, лидер христианской общины Рожавы, опубликовала видеозапись, где заявила, что турки намерены «очистить» северную Сирию от всех христиан путем массовых убийств и депортаций. Это подтверждает другие сообщения о том, что цель турок - заселить весь регион туркоманами и сирийскими беженцами-суннитами из Турции, вместо христиан, курдов и всех прочих.

В отчете Amnesty International, опубликованном в октябре, также подтверждаются эти утверждения. Там есть свидетельства того, что сирийские беженцы действительно были депортированы из Турции в зону боевых действий в Сирии. Между тем, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган угрожает «затопить» Европу новой волной беженцев - 3,6 миллиона мигрантов, если европейские лидеры будут выступать против его действий.

Таким образом, даже несмотря на то, что Рожава исчезает из заголовков мировых СМИ, катастрофа только приближается. Боевые действия продолжаются, террористы-смертники нацелены на гражданское население, священнослужителей убивают, а беженцам не позволяют вернуться в свои дома.

Это - искусственная катастрофа, которая происходит на наших глазах. Но, в отличие от предыдущих подобных катастроф, это сопровождается фотографиями, видео и призывами о помощи в соцсетях.

Дэвид Ставроу