Общественно-политический журнал

 

Россия нацелена на бизнес в Ливии с кем угодно, главное - нефть

В феврале 2018 года казалось, что Евгений Пригожин утратил свои позиции в глазах президента России Владимира Путина. "Группа Вагнера" (ЧВК Вагнер), частная армия наемников, которую финансирует этот российский олигарх, атаковала курдских ополченцев в районе Дейр-эз-Зоар на севере Сирии с целью взять под контроль нефтяные месторождения. Курды запросили поддержку ВВС США, которые разбомбили нападавших, вынужденных отступить после гибели от 300 до 500 человек. Это было первое прямое противостояние между российскими и американскими силами после войны во Вьетнаме.

Но помимо исторического прецедента, Соединенные Штаты провели красную черту, не позволив России или любой другой силе нанести ущерб своим интересам или интересам своих союзников. Тогда президент Путин приказал, чтобы "Группа Вагнера" сократила свое участие в Сирии. Но она вновь появилась в других странах мира, особенно в Африке и Южной Америке, а теперь и в Ливии.

Евгений Пригожин, по прозвищу «путинский шеф-повар», сегодня - один из ключевых олигархов, поддерживающих режим в сфере безопасности. Он финансирует частную армию, имеющую помимо наемников бронетанковые войска и множество самолетов.

Считается, что "Группа Вагнера" также активно участвует в кибер-войнах с помощью "фабрики троллей".

Сегодня ЧВК поддерживает в Ливии действия генерала Халифа Хафтара, командующего ливийской национальной армией. Хафтар стремится прийти к власти и изгнать признанное правительство страны во главе с Файезом аль-Сарраджем.

Ливия превратилась в еще одну цель российской кампании дипломатического и военного наступления на Ближнем Востоке и в Африке. Кампания эта включает в себя контракты на поставку самолетов и атомной электростанции в Египет, соглашения о поставках нефти в Турцию, помощь режиму Мадуро в Венесуэлле и еще более чем двадцати странам Африки.

Стратегия России заключается в том, чтобы не только консолидировать свое присутствие в странах и регионах, из которых США решили уйти - например, в Сирии, но и попытаться остановить распространение влияния Китая.

Участие России в Ливии основывается на тех же факторах, которые служат ей в Сирии и других странах Африки. Ливия - страна, богатая нефтью, которая не в состоянии использовать свой производственный потенциал из-за ситуации в сфере безопасности. Она ищет международного покровительства, чтобы ей помогли восстановиться в обмен на долю в прибыли.

Соединенные Штаты давно отказались от Ливии. Роль посредников в политическом и военном конфликте взяли на себя ООН и ряд европейских стран, в частности - Франция и Италия, но их дипломатические усилия оказались неэффективными.

В апреле Хафтар начал военную кампанию по захвату столицы Триполи при поддержке Египта и ОАЭ. Недавно к ним присоединились российские наемники. Ливия уже стала театром военных действий между группировками, поддерживаемыми Катаром и Турцией, с одной стороны, и Египтом и ОАЭ, с другой.

Но Россия держит открытыми оба варианта. Президент Путин встретился с Сарраджем, тем самым позиционируя себя на стороне международно признанного правительства Ливии. Но он также демонстрирует свою поддержку Хафтару, который часто посещает Москву и пользуется помощью наемников из "Группы Вагнера".

У России есть объяснение этим своеобразным отношениям, поскольку в Ливии два правительства. Одно из них, признанное международным сообществом, было создано в соответствии с соглашением, подписанным в 2015 году. Его возглавляет премьер-министр Файез аль-Саррадж. Второе правительство сформировано палатой представителей, находящейся в Тобруке, которая поддерживает генерала Хафтара.

Теперь, когда Россия распространила свое влияние на Ливию, Вашингтон, который до сих пор находился в коме, тоже стал пробуждаться. Американцы встретились с Хафтаром и попросили его воздержаться от попыток захватить Триполи и примириться с правительством ас-Сарраджа. В дополнение к попыткам убеждения конгресс США выдвинул санкции против ЧВК Вагнера, а администрация обсуждает программу помощи правительству аль-Сарраджа. Но сомнительно, что эти шаги могут изменить позицию Хафтара или уменьшить российское присутствие.

Ситуация усложнилась в связи с тем, что к игре присоединилась Турция. Она поддерживает аль-Сарраджа, и на прошлой неделе подписала с ним соглашение о продаже оружия. Что еще более важно, государства подписали соглашение о разграничении экономических морских границ. Это позволит Турции бурить и добывать нефть и газ на огромной территории и взимать плату за транзит нефти и газа, проходящих через нее.

Соглашение затрагивает интересы Египта, Израиля, Греции и Кипра. Им придется договариваться с Турцией, которую они считают враждебным государством. Греция и Египет уже заявили что соглашение является незаконным и они не намерены его соблюдать. Однако соглашение - главным образом, пункт о продаже оружия Ливии - ущемляет интересы и России. У России есть многочисленные рычаги давления на Турцию, но она также нуждается в сотрудничестве Турции в Сирии и продолжении осуществления для нее военных поставок.

Любой, кто хочет сотворить чудо и объединить Ливию, должен будет договориться с многочисленными вооруженными ополченцами или победить их на войне. Поскольку в настоящее время у Ливии нет силы, способной справиться с этими угрозами, любое иностранное государство, которое может обеспечить военную поддержку одной из сторон, получит значительную часть прибыли. Россия уже стремительно движется в сторону богатейших нефтяных месторождений.

Цви Барэль