Вы здесь
Грех Микеланджело
«Грех», 2019, реж. А . Кончаловский.
Похоже, что А. Кончаловского в его за 80 потянуло на общение и исповеди высокого уровня – с самим Господом. И уста для этого он выбрал красноречивые – гения Высокого Возрождения номер один – Микеланджело Буанарроти. Того, кто библейский смысл и панораму загнал на своды Секстинской капеллы. А в фильме выразил квитэссенцию своих метаний словами : «Я всю жизнь тянулся к Богу, а рисовал красоту человека».
Ну, а довольно мерзкий характер средневекового Гения прекрасно воплощает основное противоречие библейского образа – сути человека. А именно: твари греховной как плоти земной. И одновременно творца и духовного светилы – как божественного творения.
В своем характере Микеланджело словно воплотил все гнусности средневекового быта – грязного, вонючего, подлючего - где понятия честь или элементарная последовательность были запредельной роскошью, уделом астрономически редких единиц. Быт этот, его атмосфера виртуозно воплощены декором и операторским искусством в интерьерах Рима и Флоренции 16 века - с помоями, льющимися из окон прямо на мостовые улиц, шумной суетой немытых, одетых в дерюги людишек с идиотскими выражениями лиц и развлечениями в виде драк, попоек и грубого разврата.
Да и сам Микельанджело – чернобородым, жаборотым ликом своим словно воплощает Беса. Бесовщиной пронизано и все его поведение – алчность, подозрительность, завистливость, жуликоватость, мнительность, крохоборство, неуравновешенность, проявляемая в вечных метаниях между занятиями и хозяевами - семейством Делла Ровере и Медичи. Чувак, который одевается в мешковину и питается треской, в то время, как обладает чугунами золотых монет. При этом свой талант он воспринимает иногда как наваждение, иногда – как проклятье. И искренне не может даже себе объяснить, откуда у него берутся идеи, сюжеты, мастерство и творческая одержимость. А у зрителя постояннно висит вопрос: действительно, из чего рождается гениальность? Неужели из всей этой человеческой мерзости!
Именно таким характеризовали его и современники, в частности, знаменитый биограф Джорджо Вазари. Даже у них вызывало изумление облик Гения, словно порожденного чертовщиной.
Именно таким он воплощен на известном портрете работы Даниэле да Волтерра, который почти фотографически точно воспроизводит итальянец Альберто Тестоне. Единственный более-менее известный актер – почти все остальные роли из персон, набраных с улицы. Да и сам Тестоне – в кино не профессионал, а любитель. По профессии он - зубной врач, который начал сниматься в телесериалах («Антимафия. Палермо сегодня», «Агентура», «Грех и стыд»).
Не думаю, что именно такой подбор актерского состава был у Кончаловского без умысла. Как и то, что снят он на итальянском языке. В том, что по сути в фильме есть только одна роль – все остальное фон, призванный создать как можно более аутентичное Средневковье в конкретной местности, все логично, если воспринимать его как монолог и личный посыл престарелого маэстро. О чем? Да, видимо о том же, над чем маялся Буанарроти. О бренности земных страстишек и успехов в тщетных попытках очиститься от них и Вознестись. Потому что тем и смертен человек, что живет во грехе в реальностях этого мира. По другому не получается. Невозможно.
Комментарии
Дорогая Редакция
Дорогая Редакция, зачем вы поместили такую грязную статью о Божественном Микельанджело и о Флоренции. После этой статьи нет желания смотреть и сам фильм. Надеюсь, что в России подобных взглядов мало кто придерживается. Мои многократные общения с московскими скульпторами, художниками, архитекторами никогда не выявляли ничего подобного. Они все учились на канонах Микельанджело. Я сам испытал много приятных моментов, копируя его фрагменты. Микельанжело - это бесконечность. Я верю Бенвенуто Челлини, его современнику. Я верю стихам Микельанджело, в каждом из которых непомерная глубина мысли и эмоций. Гений Микельанджело развивался во многих областях искусства, строительства и техники. Но, главное, он все завершал, доводил до реального воплощения,
что далеко не всем удавалось. Дорогая редакция, я уверен, что эта статья не является эхом России.