Общественно-политический журнал

 

Словакия шатнулась вправо

Трудно сказать по какой причине, но Словакия имеет репутацию самой пророссийской и самой антиамериканской нацией в Европе. Только что прошедшие – мартовские парламентские выборы это мнение поставили под сомнение. К власти пришла партия  правого крыла - «Обычные люди и независимые личности» (ОЛНЛ) 46-летнего Игоря Матовича, который  сменит посту премьеров - социал-демократов Петера  Пеллегрини (с лета 2018) и Роберта  Фицо (2006-2010 и 2012-2018), 11 лет руливших страной. В то же время русофильская Словацкая национальная партия Андрея Данко на этот раз даже не прошла в возглавляемый им Национальный совет (парламент) страны.

О том, какой тон  российско-словацких отношений обещают эти перемены, можно судить по  высказываниям нового министра обороны Ярослава Надя в интервью газете  Pravda . При этом он  выбрал форму умеренности, которая только подчеркивает резкость позиции:  «Если кто-то думает, что мы хотим создать некий ад в отношениях с Россией, то он очень ошибается», — заявил Надь. После чего говорится, что в Словакии считают, будто Москва делает шаги, «переходящие за границу дружественных». Министр добавил при этом, что готов к дружественному взаимодействию с российской стороной, если она будет вести себя так же.

Такое заявление звучит явным диссонансом с мелодией т.н. умеренных, которую исполняла партия «Курс – социал-демократия», которая традиционно рекрутировала премьеров. А в Словакии, как и в Чехии, парламентский строй, в котором фигура президента довольно декоративная. Приход во главу правительства лидера одной из ведущих партий либерально-консервативного крыла, занимающую открыто русофобскую позицию, означает разрушение сложного баланса сил, в котором присутствуют либералы, левоцентристы и националисты. А если смотреть по критерию симпатий–антипатий в континууме ЕС-Россия, то и русофобов и русофилов часто трудно разделить, подобно наполовину наполенному станкану.

О чем идет речь. Взять премьера Фицо (пример с  Пеллеграни приводить не стоит, так как он не прорулил и года). Да -  он критиковал от имени соцдемов (партии «Курс – социальная демократия») режим санкций против России. Но его русофилия не выходила за рамки рациональных аргументов. Дескать, что от них толку – России, как комариные укусы, а для европейского бизнеса – убытки. Что касается Братиславы, то вражда  с Москвой, рассуждал он, чревата большими неприятностями. Ведь зависимость по энергоносителям от нее составляет 75%, а только один транзит по газовой трубе в Австрию и Германии ежегодно приносит 800 млн. евро.

При этом он ни разу не усомнился даже, что Словакия может нарушить дисциплину и на деле выйти из санкционного режиса ЕС.   

Любопытен и такой нюанс: русофильское направление в значительной мере представляют евроскептики. Именно по этой шкале меряются их акценты на умеренных и радикальных и – как приложение – отношение к России. К умеренным следует отнести и Словацкую национальную партию. Она не ставит прямо вопроса о выходе из ЕС, но критикует его внутрение порядки и выражает скептицизм по поводу будущего. Ну, а Россия рассматривается лишь как альтернатива по геополитическому раскладу – в ряду прочих за пределами евроструктур – БРИКС, Евроазийского союза и т.п.

И только радикальная партия «Наша Словакия» выступает с призывом о референдуме по поводу выхода из ЕС и НАТО, которое именуется не иначе, как «преступная организация».  При этом эксплуатируется тема славянских братков и антиамериканизма. Кстати,  за нее – как и на прошлых выборах 2016, проголосовали только 8%.

И это при том, что, как и в Чехии, в Словакии президенты – в пику премьерам - обычно занимают куда более жесткую проевропейскую и антироссийскую позиции. Таковым был Андрей Киски (2014-2019), такой репутацией слывет и нынешняя Зузана  Чапутова. Естественно, что А. Данко на посту парламентского скипера также сменит  представитель правого крыла.

Так что новый расклад продемонстрировал, что мнение об особом любвиобилии словаков к русским браткам явно преувеличено. И грешит мифологией из жанра «желаемое за действительное». Имперские замашки Москвы, радостно поддерживемые массами, вряд ли находят позитивный резонанс на терртории бывшей Чехословакии, пережившей 1968 год. В конце концов, танки тогда перли через Словакию. Да и Александр Дубчек по националоьности был  словак.

Владимир Скрипов