Общественно-политический журнал

 

Движуха

Взывание

Это же, как повезло Канту! Да и Ницше. И иже с ними. О, как же старательно, их штудировали. Просто-таки с упоением. И правилом хорошего тона было принято вворачивать при случае «вот у Гегеля...» или «как говаривал старина Фрейд...». Библиотеки были забиты диссертациями, написанными чуть ли не по каждой фразе их учений.

А ведь появись подобные им светочи мысли сегодня, как пить дать, остались бы  незамеченными. В лучшем случае какой-нибудь захудалый доцент с ироничным безразличием проскроллил бы мышкой на экране монитора пару страниц. Те же Эрик Фромм с Карлом Густавом, который Юнг, моментально утонули бы в океане рекламных объявлений из серии «как продлить коитус».

Оказывается, нынче самый дефицитный товар — внимание. Так что, ау, дорогие мои мимопроходители и глазамипробегатели! Тут вот я стараюсь всякими штучкамидрючками, подмигиванием, приговорочками, картинками, а кое-где даже отбиванием чечѐтки замаскировать под публицистику свои поверенные здравым смыслом догадки. Эх, только бы донести, не расплѐскивая...

Короче. Автор выражает признательность высокочтимому, терпеливому,  категорически несогласному с моими изысканиями Станиславу Лещенко, в задушевных беседах с которым, мой текст становился всѐ более и более членораздельным.  

...и кто умножает познание, умножает скорбь. Екклесиаст, 1:18

ДВИЖУХА
Маамар

Вступление 
(с еврейским акцентом)

Есть слово, настолько часто упоминаемо в Первоисточнике (Тора или «Пятикнижие Моисеево»), что даже стало именем собственным. Хаим. 

Корень слова — «ха-». На иврите — «жизнь». А частица «-им» — окончание, присущее существительным во множественном числе.

Фигурирует это «ха-» и в слове имеющем в нынешнем обиходе чуть ли не противоположное значение — «хаос». Хотя, в первоначальном значении в досократовской философии, хаос — это как раз начало всякого бытия. То есть, опять таки жизнь. Да и имя первой женщины, согласно тому же Первоисточнику, вовсе не Ева: «И назвал человек свою жену именем Хава, потому что она была матерью всего живущего».

Глагольная форма образуется с помощью окончания «-й». И восклицание «Народ Израиля, живи!» звучит: «Ам Исраэль хай!». Интересно, что этот же «хай» раздаѐтся и на других языках. Вот: «Хай живе Україна!». И это ещѐ усиливают частицей «не-». И тогда, «Нехай живе Україна!». В Минске и окрестностях произносят «Няхай жыве Беларусь!». Давайте не будем замечать, что подряд стоят два одинаковых по сути слова — «хай» и «живѐт», что, несомненно, говорит о древнем интернационализме. 

Вроде бы, со словом «хаим» ясно. Только одна закавыка. Почему всѐ же «-им»? Почему множественное число? Ведь тогда получается «жизни»...

  — Да, ладно! — скажут мне.
Нет уж! У евреев никогда не бывает просто так. Вон, в Торе важный момент —  удвоение букв в именах АврААм и СаРРа. А тут не менее загадочнее: вместо единственного числа — множественное... 

Короче. Я, с именем, понятное дело, Хаим, унаследовавший от далѐких предков манию к поиску тайных смыслов, толкованию слов и даже отдельных буковок, смею предложить вашему вниманию текст в жанре «маамар» (на идише маймор), что на иврите означает «сказанное», а на латыни зовѐтся трактат. Обычно это обсуждение какого-либо вопроса. Часто полемически заострѐнное. Например, Маамар Рабби Бер Дова из Межерича (преемника основателя хасидизма Бааль Шем Това) на тему «Кто является слабоумным».


Владимир Любаров, «Цимес мит Компот»

Система

Предмет исследования — продукт слияния женской и мужской половых клеток. Отдельный представитель человеческого рода. Особь. Личность. Причѐм, чисто конкретно. То есть, ни тебе заглавной буквы «Л», ни тебе всяческих придыханий, ни антонима «не-личность».

А если более наукообразно, то речь пойдѐт о системе «Конкретный Индивидуум». В дальнейшем будем пользоваться аббревиатурой — КИ. Система эта состоит из (как там, в марксизме — «Три составные части...»):

  1. Собственно сам организм. Тело.
  2. Индивидуальный идентификатор. ИИ. Имя, фамилия, отчество, раса, национальность, год и место рождения, родители и всякое такое (см. любую анкету). 
  3. Память. Интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия индивидуума с действительностью, обеспечивающее ему самоосознанность.

Ну, с ИИ понятно. Это то, что сопровождает КИ с момента появления его на этот свет (свидетельство о рождении) и до момента ухода с этого света (свидетельство о смерти, солдатский медальон, надпись на надгробном камне и пр.). В ранних цивилизациях идентификатор был куда короче: имя, а то и прозвище. При этом у одного и того же КИ могло быть несколько имѐн, каждое из которых он приобретал в разные периоды жизни. И это сегодня, между прочим, серьѐзная головная боль для историков, роющихся в летописях и хрониках. Позже был задействован ещѐ один параметр — принадлежность субъекта: сын такого-то, дочь такого-то. Или — из рода такого-то.

В отличие от дактилоскопии или ДНК и РНК, которыми ныне пользуются при идентификации, но на самом примитивном уровне (ох, не скоро мы узнаем — для чего и впрямь существуют эти штуки), ИИ — характеристика системы «Конкретный Индивидуум» сугубо формальная. Старательно навязываемая социумом. Этакая этикетка на «изделии». Чтобы сподручнее было обществу употреблять этого самого КИ. Так что идентификаторы вовсю используют в военкоматах, загсах, судах, тюрьмах, моргах, в системах налогообложения и, конечно, при селекции на «наши» и «не наши».

— Все еѐ зовут Елена Юрьевна. А на самом деле Рахиль Юдовна. Человеку имя в паспорте записывают. Зачем? Чтобы его с другим человеком не перепутать, чтобы его, в случае чего, по имени всегда можно было найти. А вы, как шпионы, себе имена меняете. 

Андрей Платонов

Короче, к самой сути индивидуума идентификатор непосредственного отношения не имеет. А раз так, то вполне заслуживает выноса за скобки наших рассуждений. А с ним заодно давайте унесѐм туда же всяческие глупости всяческих отделов кадров: послужные списки с размерами заработной платы, служебные характеристики и почѐтные грамоты. Да и остальные бессмысленные подробности, вплоть до: рост, вес, размер обуви, цвет кожи и волос, разрез глаз. И обязательно всѐ-всѐ из подраздела визуальной идентификации: фото для паспорта 3 × 4 с уголком, а также без уголка для всяких удостоверений, семейные фотоальбомы, портреты на доске почѐта и картины маслом типа:


Франсиско Гойя, «Портрет семьи испанского короля Карла IV»

Тут я не могу удержаться от анекдота № 1041200025:

Падает самолет. Пассажиры в жуткой панике. Командир корабля просит стюардессу попытаться как-нибудь успокоить пассажиров. Стюардесса входит в салон и говорит:

— Прошу всех достать свои паспорта! Пассажиры успокаиваются и начинают искать паспорта. Стюардесса:

— Все нашли? Теперь вырвите страницу с фамилией, сверните в трубочку и  вставьте себе в жопу, а то в прошлый раз такая неразбериха с трупами была!

Итак, у нас с вами для исследования КИ, как системы, остаются две составляющие. В первую очередь приглядимся к организму с приданными ему половыми признаками. Как первичными, так и вторичными. 

На первый взгляд это совершенно стабильный материальный объект, имеющий кучу параметров, доступных для фиксации всевозможными приборами и устройствами. Но, ой! Боюсь, что худо-бедно установить какие-нибудь закономерности взаимодействия отдельных элементов системы «Конкретный Индивидуум», облокотившись на эту, можно сказать, глыбу, не получится.

Почему? Да, потому как в соответствии с представлениями современной науки о мире, в частности о принципе ежемгновенности изменений в нѐм, всѐ-всѐ, начиная со звѐзд, планет, народов и вплоть до каждого атома, находится в движухе (слово из современного сленга, прекрасно передающее энтропичность мировых глобальных процессов). И, понятное дело, элементы человеческого организма, вплоть до распоследней клетки подвержены изменениям в виде непрекращающегося обновления.

Кожа. Клетки эпидермиса обновляются каждые две-три недели. В среднем за 60-80 дней происходит полный цикл обновления кожи. За год организм вырабатывает около двух миллиардов новых клеток кожи.

Клетки эпителия, покрывающего желудок и кишечник, обновляются каждые три-пять дней. Скорость обновления клеток слизистой оболочки языка десятьчетырнадцать дней.

Лѐгкие и бронхи. Две-три недели необходимо организму для полного обновления тканей лѐгких.

Волосы. Растут в среднем на один-два сантиметра в месяц. Жизненный цикл ресниц и бровей три-шесть месяцев.

Ногти. Полностью обновляются за 150 дней.

Кости. Полное замещение клеток занимает около 10 лет.

Печень. Даже при потере 75 % клеток (в случае оперативного вмешательства), печень способна полностью восстановиться полностью за пять-шесть месяцев.

Почки и селезѐнка. Их клетки обновляются за 300-500 дней.

Сердечные мышцы. Полное обновление происходит приблизительно за 20 лет. Загадка, что зубы обновлению не подлежат. Всего два комплекта выдаѐтся на всю жизнь — молочные и постоянные.

Да и хрусталик глаза совершенно не обновляется. Зато восстанавливаются и обновляются клетки роговицы. Цикл обновления достаточно быстр — семь-десять дней. При повреждениях роговица способна восстановится всего за сутки. 

Кровь. Ежедневно в теле среднестатистического человека замещается около триллиона различных клеток крови. Между прочим, современные учѐные, изучая состав крови научными методами, подтверждают то, о чѐм говорили и писали их коллеги в давние времена: от крови человека зависят не только его здоровье и самоѐ жизнь, но с ней напрямую связаны его привычки и даже характер.

  Не правда ли, всѐ вышеперечисленное пугает? Но дальше ведь ещѐ страшнее. Внимание! Прошу барабанную дробь! Оказывается, и все клетки мозга каждые двое суток обновляются. Полностью!

А если к тому же допустить, что тело состоит из энергетических полей, то можно представить, какие засухи, ливни и ураганы творятся в тех полях при такой-то движухе.

В конце концов, фиг с ним, с телом. Отдадим это увесистое на откуп практической медицине. Чтоб там всякие клизмы, мази, аспирин... 

Займѐмся ужасом, который в этих условиях творится с психикой несчастного конкретного индивидуума. Потому как, все эти количественные изменения обязательно должны переходить в качественные. То есть, что-то обязательно должно случаться с сущностью этого КИ. С осознанием самого себя.

Вот, к примеру, мой друг детства Петька. Теперь уже Петр Исаакович. Таки да, волосы выпали. Опять же, был жизнерадостным сангвиником, а теперь, вот те на, уже флегматик, И дрейфует в меланхолики. Психотип сменился. Поступки у него пошли неожиданные. Непривычные. Другое мировоззрение, другие реакции на мир, самооценка, круг интересов и всякое такое...

А вот эта... Была просто очаровашка, голову парням сносила на раз, одним взглядом, а тут, гляди, стала мымрой.

Согласитесь, вы в 25 лет и вы же в 35... Разные люди! Оглядываясь, удивляешься  — да я ли это, если даже почерк изменился.

...Он поседел. Он сгорбился. Пополнел. Бостоновый костюм с большими старомодными лацканами, галстучек в голубых разводах, велюровая шляпа, в руках авоська с каким-то пакетом — окончательно отдаляли его от того щеголеватого, стройного комбата, перетянутого в талии так, что и полушубок не полнил его. Ах, как он был красив — фуражка набекрень, смуглый нежный румянец, — наш комбат, насмешливый, молчаливый, бесстрашный... 

Даниил Гранин

А взять этот миф — усладу поэтов и старых дев — про «любовь на всю жизнь»... Оказывается, влюблѐнность проходит за три года. Потому что смена нейромедиаторов и гормонов, обеспечивающих победу эмоций над разумом, происходит в организме в течение именно такого отрезка времени. Движуха-с, дамы и господа!

Обратим внимание на личности, наследившие в истории человечества. Не будем тревожить тени всяческих Диогенов, Сократов, а также Плиниев (что Старшего, что Младшего). Вот поближе и похрестоматийней — Лев Николаевич, который Толстой. Шустрый поручик, бабник и бонвиван, начинающий писатель, грозившийся подстрелить Тургенева. Затем назначен обществом в столпы литературы. В титаны, в мыслители, в просветители... Потом, батюшки-светы, старец с патриархальными учениями о любви, прощении, непротивлении, идеолог архаичных сельских общин. А на излѐте и вовсе странник, бегущий из дому. Ну, чисто тебе «зеркало русской революции».

Так вот, оказывается, мемуары лиц, имевших удовольствие знаться с графом, как, впрочем, и свидетельства современников тех самых греков, римлян и всяких-разных неупомянутых нами знаковых фигур, бытие которых в мировой истории числится под грифом «жизнь замечательных людей» (учитываем весь спектр понятия «замечательный» — от «прекрасный» до «ужасный»), зафиксировали некоторую общую закономерность. Уж больно непоследовательными оказывались все эти «замечательные» в своих проявлениях в разные отрезки жизни. В том числе даже в обыденных реакциях и поступках. Ну, просто таки, разные личности внутри одного конкретного имярек!

Конечно, всѐ можно списать на причуды. Дескать, что с них взять — они же через одного гении. Но ведь, если оглядеться вокруг, окажется, что та же дискретность свойственна вообще всем людям. Которые как бы вовсе и не гении. Следовательно, есть основания утверждать, что в течение жизни каждого отдельного КИ в нѐм на постое пребывают последовательно даже не две-три, а гораздо больше разных самостей.

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой. Нельзя и сказать: не люблю. Ты сказал, а оно другое.

Лев Толстой  

Бдительные учѐные, приметив эту, мягко говоря, чехарду, выдвинули теорию, что жизнь человека от бирки на руке до бирки на ноге — это калейдоскоп разнообразных психических состояний, как то: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д. (Интересно, а входит ли в перечисленное ПМС — предменструальный синдром?).

Но, почему же эти славные учѐные не сделали следующий шаг и не осознали, что вышеозначенные кратковременные изменения состояний весьма легковесное объяснение сложных процессов, происходящих в психике человека. И что на самом деле надо признать наличие череды самостоятельных субъектов, каждый из которых обладает своими психическими свойствами и личностными характеристиками. И, следовательно, конкретный индивидуум как бы проживает несколько жизней. Недаром в Израиле, в отличие от других стран, где отделы кадров требуют автобиографию, спрашивают «корот хаим» ( ים קוֹרוֹת ִיַ , )ח что дословно переводится — «описания жизнЕЙ».  

Короче, формулирую...
 
Постулат Первый:
 
Представление об индивидууме в течение цикла проживания — от рождения до смерти, — как о непрерывной личности, является заблуждением. На самом деле — это череда существований неких самостоятельных субъектов, каждый из которых имеет свой психический облик, то есть, свои внутренние мотивации, свой уровень психической активности. И даже свой характер.

Воевал не я. Воевал юноша с моими именем и фамилией. Он был романтичен, как,  впрочем, и большинство его сверстников, он был сыном врагов народа, и это его ранило и побуждало идти на фронт, чтобы доказать всем, чтобы все видели, что значит для него его прекрасная, единственная, неповторимая отчизна.

Булат Окуджава

А вот самое что ни на есть конкретное подтверждение постулата! Александр Галич (Гинзбург). Сосед Булата Окуджавы по Пантеону Славы и соратник по поэтическому цеху. Баловень судьбы. Сибарит, пижон, богатей, завсегдатай московских ресторанов, любимец публики. Как писал о нѐм Юрий Нагибин, «был он внешний человек, с блеском и обаянием, актер до мозга костей, эстрадник». Член всяческих творческих союзов. Это его слащавая пьеса «Вас вызывает Таймыр» шла во всех театрах страны. Это его, не менее опасный по части диабета, чемпион кинопроката (более 30 миллионов зрителей за первый год) фильм «Верные друзья». Всѐ славно. Жизнь удалась. И тут, на тебе... В возрасте пятидесяти лет такой вдруг шарах. «В Абакан плывут облака»! А ведь ничто не предвещало! Исследователи его жизни изощряются в поисках причин столь кардинальной перемены участи. Чего только не городят вплоть до «совесть взяла верх над инстинктом самосохранения». Наивно! Ведь на самом деле, в конкретном индивидууме внезапно для него самого (и это проступает в поведении и высказываниях Галича) активизировался новый субъект. Да такой неудержимый, что нелюдям, дабы его остановить, пришлось Александра Аркадьевича убить. Такие дела.
 
Ипостасие
 
Для дальнейших рассуждений не мешало бы определиться с наименованием этих самых психологических субъектов. «Сущность»? Нет, уж больно слово свистящее. И опять же попахивает Блаватской и Шамбалой. Оккультизмом типа: «что есть сущность и что есть сущность сущности»? Вроде, может подойти ивритское слово «ха»! Но тут как бы сионизмом отдаѐт. О! Простенько и со вкусом — Ипостась. Тем более что в этом слове просматривается установка на временность, на сменяемость. На движуху. В дальнейшем будем пользоваться и самим термином, и его сокращением — ИПО.

Итак, картина маслом. Имеется конкретный индивидуум, так сказать, владелец жилплощади (ответственный квартиросъемщик) и сменяющие один другого жильцы. А вот как часто они заселяются? Апологеты пересменок психических состояний наработали достаточно много теорий о циклах. Суть их заключается в том, что каждому возрасту соответствует свой психологический кризис личности. У одних авторов эти циклы семилетние. У других пятилетние. Ну, я бы не доверял этой страсти к систематизированию всего и вся. Кардинальный просчѐт в том, что личности в этих теориях традиционно рассматриваются как неделимые и непрерывные. Закоренелые «циклисты» никак не учитывают всеобъемлющую движуху, обеспечивающую неисповедимость в изменениях личности и некое задушевное безумие в круговерти возникающих и исчезающих ипостасей. Между прочим, товарищи буддисты в этом вопросе выражают полное единодушие со мной (или я с ними): «Каждое мгновение вы становитесь кем-то другим, ибо нет никакого постоянного „Я―. Оно существует лишь в настоящем...».

Так что все эти циклы и таблицы — шаманство. Гадание на кофейной гуще, вчерашней заварке, бульонных кубиках. Как по мне, никакой закономерности вообще быть не может. Все изменения в психике КИ в результате смены одной ИПО на другую (существование которой может длиться десятилетиями, а может схлопнуться за год, за два) случаются спонтанно. И переходы — «из» и «в» — могут быть мгновенными. Как бы скачком. А могут, наоборот, плавным вытеснением.

И что интересно, логики ведь в чередовании ипостасей нет. Ни, чтобы там строго по восходящей — от примитива к мудрецу, ни, наоборот, по нисходящей к примитиву. Вот, вполне может случиться, что со следующей ипостасью придѐт к индивидууму просветление. И пробудится в нѐм духовность и станет он жить просто-таки как святой. Вот мой друг. Был успешным учѐным. Атеистом. Теперь раввин. Да ещѐ и в Иерусалиме.

А может такая ИПО набежать — ну, просто брызги шампанского! Толпы приятелей, шумное весѐлое гуляние по жизни, радостное общение (даже с роднѐй). А если ко всему этому он окажется азартным, да ещѐ и удачливым игроком... Ну, тут уж вокруг красавицы, яхты-шмахты, пиры горой. А потом, упс, на смену вползѐт пустоватая ипостась... Тупое проживание, серое. В стиле нежити. Вата. Унылое отбывание жизненной повинности. И тут, бац, в семьдесят лет в ипостаси № 6 — страстный (на весь остаток сил) влюблѐнный. Поэт, философ. Правда, обидно! Нет, чтобы такая ИПО, да в молодости подвернулась, когда и сил немерено, и масса времени в запасе.

Попутно, про институт брака. Вот, говорят, «разлюбил». Или поджимают губу «мы стали чужими людьми». Это же, какие дрова наламываются, какие разборки устраиваются! А ведь супругам просто невдомѐк, что они проживают жизнь вовсе не по формуле «один единственный с одной единственной». На самом деле, это разные ИПО во взаимодействии с другими разными ИПО. Такой себе неосознаваемый разврат-развратыч.

А если взять шире — папа, мама, сестрички, братики, дяди, тѐти. Мы, воспитанные в пиетете к понятию «семья», твѐрдо уверены, что эти люди должны желать своим близким только добра. Мол, родная кровь... 

Помнится крик души моей сослуживицы:
— Мама стала вампиром! Отсасывает энергию! И мы с братом главные доноры. Но как бежать от собственной мамы?! Она такая старенькая... Жалко еѐ.

Тут, как мне кажется, ключевое слово — «стала». И старушку бросать не стоит.  Просто надо осознать — это не мать. То есть, номинально — да. А на самом деле это тот самый «чужой», что по капельке отсасывает ваши жизненные силы.

А что, разве КИ, предоставивший вам возможность появиться на свет, не  застрахован от смены ипостаси? И тут вполне может оказаться, что очередная ИПО — вампир? А почему нет. Ведь, если чѐрные дыры во Вселенной глотают что ни попадя, то почему бы на Земле не цвести буйным цветом энергетическому людоедству. Ведь это такое милое дело — вампирить родню. Они-то ведь подпускают вплотную, позволяют в душу залезть Мол, мы же близкие люди.

Предвижу возгласы:
— Позвольте, позвольте! Как же так! Вы замахиваетесь на самое святое...

Простите великодушно, но уж позвольте вам не позволить. В конце концов, давайте сознаемся, что во всех этих выстраиваниях родословных, рисовании генеалогических древ нас ведь интересует не столько житьѐ-бытьѐ наших предков, а как долго жил дядя и что со зрением было у тѐти. Да и, не было ли, случаем, у дедушки паранойи. Причѐм, фиг с ними-то самими. И с дядями, и с тѐтями, и с дедушками. Тут бы понять, что там валяется в генах. Каковы параметры долголетия в роду и что за наследственные заболевания могут на нас свалиться. Вон, тот же алкоголизм.

Прошу отметить, я ведь толкую про среднестатистического КИ, обитателя стран Европы, Америки и т. п. Без не знакомых мне Африки и Арктики. Хотя, думаю, что и бербер в пустыне, и эскимос на льдине тоже худо-бедно, но проживают свои цепочки ипостасей.

Первая пертурбация с ИПО случается при переходе из детства в отрочество. Это когда, сами понимаете, в период от 7 до 13 лет заявляет о себе главный наш гормон. Явление это было замечено задолго до появления письменности и с тех же пор канонизировано всеми культами и религиями в виде обрядов инициации. Вот и сейчас у католиков дети в возрасте 7—10 лет принимают первое причастие. В иудаизме бар-мицвы у мальчиков (в 13 лет) и бат-мицвы (в 12 лет) у девочек. В исламе в этих же временны́х границах совершают обряд обрезания подростков мужского и, увы, часто женского пола.

Для детской психики эта первая смена ипостаси, несущая кардинальное изменение взаимоотношений в системе «ребѐнок — родители», сравнима разве что с землетрясением. Недаром ведь всплѐскивают руками: «Ну, подменили ребѐнка, ну, не узнать! Такой стал...». А ведь это только начало. Причѐм с непредсказуемыми для каждого, вступающего в жизнь КИ, последствиями.

А уже на подходе следующая ИПО. А потом ещѐ. И ещѐ. И ещѐ. «Пост сдал! Пост  принял!» (см. «Устав гарнизонной и караульной службы»). 

Менять вот так же состоянье духа, Как пенни выменял бы я на шиллинг...

Кристофер Лог

Знания и навыки, которые приобретает конкретный индивидуум в период проживания в нѐм каждой ипостаси, понятное дело, аккумулируются. Все-все. Читать, писать, плавать, иностранные языки, варить кашу, стрелять, вышивать крестиком, различать грибы, брать интеграл от дроби, открывать бутылку вина без штопора и т. д. Другое дело, что́ именно из всего этого будет востребовано следующими ИПО. Например, умение играть на балалайке, простимулированное одной из прожитых ипостасей, может быть, вдруг и пригодится.

Определить водораздел смены ипостасей несложно. Достаточно уловить момент перемен в кругу друзей и появление новых врагов. Увы, бывает, что индивидуум отмечает случившийся переход в новую ипостась под мерный звук кардиомонитора, очнувшись после клинической смерти. Хотя, лучше бы без такой жѐсткой оплеухи от жизни... А просто, почуяв шестым чувством момент прощания с отбывающей ипостасью, например, № 3 и заступлением на пост ипостаси № 4, устроить под водочку, селѐдочку и гитарные переборы — и проводы, и встречу одновременно.

Вполне резонно напрашивается вопрос: а возможно ли прожитие всей жизни с одной ипостасью? Думаю, во времена, предположим, среднего палеолита такое часто случалось. Уж весьма лаконичной была жизнь отдельного Homo sapiens. Не успеешь оглянуться, мамонт наступит или к саблезубому тигру на зуб пожалуйте. А то и сосед каменным топором тюкнет. Ему кормить семью чем-то же надо. Зато при нынешней продолжительности жизни, позволяющей разгуляться с количеством ИПО, отсуществование всего с одной ипостасью навевает грустную мысль — а не идиот ли данный КИ? 

Соответственно, может возникнуть и вопрос наоборот: а бывает ли, что ипостасей в индивидууме одновременно несколько? Ответ: бывает. Вон, в психиатрии сейчас широко обсуждается теория мультиперсональности. Дескать, эта «мульти» способствует творческой активности. Сами понимаете, что она скорее имеет отношение к шизофрении. И что те, в ком это «мультяшка» наблюдается, — готовая клиентура для психушек. Так что, граждане, то бишь, ипостаси, не толпитесь! Давайте по одной! В порядке живой очереди!

Спусковым крючком, импульсом для смены ипостаси может быть что угодно. Реплика в метро или эсэмэска прилетела... Начальник наорал... Обсчитали в магазине... Особенно стимулируют возникновение новых ипостасей переезды, смена рода деятельности. Например, прохождение воинской службы. И уж совсем однозначно — эмиграция со всеми еѐ стадиями!

Неужели не я, освещенный тремя фонарями, Столько лет в темноте по осколкам бежал пустырями, И сиянье небес у подъемного крана клубилось? Неужели не я?..

Иосиф Бродский

Но весьма опрометчиво утверждать, что причиной возникновения каждой следующей ипостаси является социум. Да и вообще, соображение, что смена ипостаси это такой способ выживания КИ в окружающей среде попахивает вульгарной социологией. Что поделаешь, мы с детства загипнотизированы высказыванием Ленина (явно им краденое, как и всѐ остальное в его «трудах»): «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

В том-то и дело, что ипостась это активное самопознающее начало. Отдельный субъект с автономной психикой. Своя спонтанность, своя креативность, своѐ восприятие окружающего мира. Даже трудно предугадать, что может любая ИПО сама себе навыдумывать! Тем самым, между прочим, подводя под монастырь конкретного индивидуума, в котором она на тот момент проживает. Вплоть до разрушения всех чаяний социума по отношению к этому КИ.

Вполне возможно, что пролет в эмиграцию Льва Давыдовича Троцкого случился как раз потому, что тогда, в 1929 году, в нѐм сменилась ипостась. И на смену прежней, допустим, № 5 — «стреляный волк», пришла, облегчив задачу Сталину, ипостась № 6 — «зайчик-побегайчик». А на большой дороге из Шарлеруа, близ деревушки Ватерлоо союзники, скорее всего, имели дело со свеженабежавшей ипостасью Наполеона. Уже не гениальный и непобедимый то ли полубог, то ли Антихрист, а, предположим, агроном. Ведь это же он распорядился культивировать свѐклу и невольно стал отцом-основателем европейской сахарной промышленности. 

А вот как бы недавние события...

Несгибаемый солдат. Жѐсткий генерал, ставший премьер-министром. И вдруг уступка за уступкой, которые каждый раз ставили страну на грань краха.

Все разводили руками:
— Как же так! Что это с ним?

А это у КИ, что числился под индивидуальным идентификатором «Ариэль Шарон», сменилась ипостась. И получилось то, что, увы, получилось.

Вообще, взаимодействие свежеиспечѐнных ипостасей с социумом может быть темой множества исследований. Например, вот такой вариант — ипостась принимает к исполнению заказ общества. Жил-был КИ с наличием в нѐм ипостаси, предположим, № 2 — неприкаянный демобилизованный солдатик (пардон, ефрейтор), мечтающий стать художником. Бац! Обзавѐлся новой ипостасью № 3, которая приняла на себя реализацию ожидания социальной среды — обиженной в Первой мировой войне Германии. И ведь кандидатов на место фюрера было много. Стояли, миленькие, в очереди, дышали друг другу в затылок. Но тут уж по Пушкину: «И Случай, Б-г, изобретатель»... Просоответствовал этот, с усиками а-ля Чарли Чаплин. 

А бывает и наоборот. Конкретный индивидуум, а точнее, его квартирантка -ипостась переламывает социальную среду под себя. Вот Рябой, не к ночи будь помянут. Уголовник, бандюга и вдруг... Всемогущий социум, — так сказать, гегемон — думал, что вот дорвался до пользования этим КИ. Ан нет. Не дорвался, а нарвался! Этот конкретный индивидуум почти тридцать лет держал за горло страну со 150-миллионным населением и разросся метастазами по всему миру. За это время в нѐм сменилось как минимум четыре ипостаси: мелкий уголовник на побегушках у политических авантюристов в 10-х, расчѐтливый убийца в 20-х и 30-х годах, маньяк, зацикленный на идее мировой войны в 40-х и параноидальный старик с манией преследования в последней своей ипостаси в 50-х годы... Медсестра, обмывавшая труп Сталина, рассказывала поэту Твардовскому: «И вдруг стало мне его так жалко — вспухший животик, тоненькие ручки, тоненькие ножки — паучок, да и только».

А вот если ИПО и не встраивается в социум, и не перестраивает его под себя? То есть, ни то, ни другое. О! Тут мы с вами набредаем на базовый конфликт в жизни человеков, старательно отражаемый на протяжении столетий всеми средствами искусства. Противостояние КИ и общества. Нежелание (или неспособность) индивидуума, а точнее, проживаемой в этот момент в нѐм ипостаси, соответствовать требованиям социума.

Масштабы этого конфликта могут быть разные. От разборки на коммунальной кухне до полей мировых войн. При этом механизм конфликта один и тот же. Какой-то период КИ с наличествующей в нѐм ипостасью прекрасно сосуществует с обществом. Тихо-мирно плывѐт по течению, старательно принимая участие в социальных играх. Но вот проклѐвывается следующая ипостась. И она, в силу каких-то своих особенностей, так или иначе (поведением или резким поступком) чѐтко заявляет своѐ несогласие с запросами социальной среды. И тут уж как пойдѐт. Насколько будет агрессивен социум. Сможет ли он потерпеть или стряхнѐт КИ с его свежеиспечѐнной ипостасью с беговой дорожки. Такой себе улѐт с арены цирка под названием «жизнь» (см. «Гамлет» или «Палата № 6»).

Ну, а теперь рявкнем: «Стой! Кто идѐт!» (см. «Устав гарнизонной и караульной службы»). То есть, приглядимся к генезису ипостаси. Ведь, понятное дело, что каждая очередная ИПО не приносится извне каким-нибудь космическим ветром, а созревает внутри КИ. Где-то там, в глубинах нервной системы с еѐ нейронами, синапсами, клетками нейроглии и другими клетками, образующими неврилемму.

Из чего она формируется — свежая ипостась? Каковы они, ингредиенты этого активного самопознающего начала? Ведь кто знает, как, при тотальной движухе в организме, срабатывают гены. И опять же, что могут натворить те самые первичные и вторичные половые признаки, которые я недаром упомянул как базовый элемент организма КИ. О! На что только ни способен половой гормон! Недаром сам термин «гормон» означает именно «побуждать». И в результате индивидуум, существовавший с какой-то вялой серой монотонной ипостасью, может при смене на новую — заполучить весьма сексуально озабоченную ипостась... Влететь в состояние такого «амока» (одержимость, в украинском языке красивее — навіженість), что мама дорогая!

Вообще, если конкретный индивидуум как бы сосуд, в котором зарождаются и зреют ипостаси, то почему бы не представить себе этакую кастрюльку, в которой каждый раз закипает непростой супчик (см. «Книга о вкусной и здоровой пище»). И какой он получится, в немалой степени зависит от того, что из менталитета индивидуума будет доминировать в виде специи в этом бульоне — украинская наивность, русская ксенофобия, еврейская ироничность, польский гонор, немецкая дотошность, английская чопорность, французская болтливость...

Таки да, я вынужден признать, что социум всѐ-таки, пусть и весьма опосредованно, но принимает участие в приготовлении блюда. Ведь, наверняка, при формировании ИПО учитывается ещѐ и множество корректировок на микроуровне: «что пили?» — тройной одеколон или «Агдам»? А может коньяк «Курвуазье»? Что ели? С кем дружили и с кем ссорились, какое кино смотрели, какие книги были доступны. И уж обязательно заветная щепоточка, добавляемая в варево напоследок, — оброненное кем-то невзначай слово, что запало в душу... Короче, темна вода во облацех... Может случиться огненное харчо, жидкие рахитичные вчерашний щи с кислой капустой или добродушный борщ. А может вскипеть жутко наваристый йеменский суп из бычьих хвостов. Кстати, «суп» на иврите «марак». Как бы, мрак... Вари, горшочек, вари!  

А потом настаѐт торжественный момент и новенькая, с пылу с жара, ипостась заступает на дежурство. Здравствуйте, я ваша тѐтя... и буду у вас жить.

В ту ночь я умер и я возродился... Другое существо, абсолютно новое, начало существовать...

Индийский мистик Ошо

Теперь не мешало бы определиться со скоростью сменяемости ИПО. Тут, скорее всего, темп задают процессы, протекающие в организме. В детстве, в юности всѐ несѐтся ну просто таки курьерским поездом. Болеют быстро, выздоравливают быстро. Влюбляются — вжик, страдают — вжик... Поэтому в эти периоды ипостаси сменяются довольно часто.

Потом к зрелости физиологические процессы замедляются. Всѐ притупляется — вкус, зрение, обоняние, слух, боль, либидо, память, ненависть, любовь... Болезни протекают медленно. Даже депрессии и те случаются какие-то вялые, скучные и неубедительные.

- Доктор, мне холодно. Я замерзаю...

- Нет, вы остываете

И горшочек, в котором варятся ипостаси, уже еле побулькивает. К тому же скудеет набор специй, и учащаются случаи недопоставки полового гормона. Да и другие гормоны тоже приутихают. Доминировать начинают гены. Недаром индивидуум к старости моторикой и психикой становится похожим на родителей да и на бабушек с дедушками. И остаѐтся лицам так называемого золотого возраста лишь меланхоличное перелистывание случившихся по жизни ипостасей... Был глуп. Ну, просто таки, дурак дураком. Или, наоборот, умѐн, молодец молодцом. Играл в шахматы (а вот напрочь разучился), писал стихи, рисовал удивительно. Так много понимал (или совсем ничего), столько хорошего (или плохого) сделал.

Тут самое время объявиться сердобольным читателям, которые озаботившись участью сменившихся с поста ипостасей, могут предъявить таки печальный вопрос: А что с ними-то, так сказать, демобилизованными, потом делается? Куда они деваются? Воспаряют или сливаются в какую-то бездну? И должны ли эти, хоть и схлопнувшиеся, но заслуженные, продолжать нас интересовать?

Увы, этот топик выходит за рамки данного трактата. Но позволю себе надеяться, что тема утилизации ипостасей-«дембелей» окажется среди других предметов исследования для тех, кто будет дальше развивать мою теорию.

Вообще, дорогой читатель, признайтесь, что эта катавасия с ипостасями — придумка шикарная. И не столько для полчищ адвокатов, заполучающих в таком случае отличную отмазку, чтобы отвести меч Фемиды от своих клиентов, сколько для нас с вами, грешных КИ. Ведь это удобнейшее оправдание всем неудачам, всем нашим оплошностям, спотыканиям, бредовым метаниям, нереализованным возможностям... Можно списать всѐ нелепое — проступки, вину, грехи, неправедно содеянное... Можно с облегчением развести руками, мол, что поделаешь:

— Был я ипостась № 3, а нынче начал проживать себе в ипостаси № 4. Так что взятки с меня гладки... Проехали. 

Э, нет, дорогие вы мои. Не проехали. Ведь к ответу всегда призывается личность. О ней судят и еѐ судят. Именно ей предъявляют все претензии. И не только окружающими, но и самим индивидуумом. И тут совершенно закономерно всплывает вопрос: а скудова (любимое слово М. А. Булгакова) она берѐтся — личность? Да, есть куча ипостасей. Да, они последовательно, не пересекаясь, квартируют на территории, обозначаемой как конкретный индивидуум. Но что делает эту, в принципе, разношѐрстную компанию, совокупностью? Единой личностью? Ну, уж точно не организм КИ, который, при сплошной движухе, постоянной структурой никак не является. Так что же тогда?!

There are more things in heaven and earth, Horatio, Than are dreamt of in your philosophy.

В переводе М. Вронченко это звучит:

Есть многое в природе, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам.

Бабах! «Пушки с берега палят, кораблю пристать велят». А это мы в хлябях выплываем к славной горе типа Арарат — единственной тверди в пространстве, залитом Всемирным потопом движухи. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских». Так что скажем дружно «нет» релятивизму! Потому что, таки да, существует непоколебимая константа! Этакая радикальная штуковина, которая скрепляет все наши ипостаси в одно целое, обеспечивает законность наследования каждой следующей, и позволяет осмысливать всѐ проживаемое КИ, как нечто единое. Как личность.

Про что же это я? А про ту самую третью составляющую системы, обозначенной как «Конкретный Индивидуум». Причѐм, что интересно, эта составляющая уж никак не объективная реальность, данная нам в ощущениях... Ну, просто-таки напрочь не материальная!

Только давайте без придыханий. Не про душу речь. Тем более что по слухам, в стандартном комплекте КИ душа не числится. То есть, часто бывает, что индивидуум имеется, и всякое такое при нѐм, а вот душа не наблюдается. Вовсе.
 
Память
 
Постулат Второй:
 
Память есть единственная константа, которая в хаосе тотальной движухи, удерживает систему «Конкретный Индивидуум» в рамках самоидентификации, обеспечивая еѐ чувством собственного «Я».

у толи цель была нажраться чтоб все заботы позабыть но то ли водки было мало а то ли память хороша

Мария Лесникова


Рене Магритт, «Память»

Не будем отбирать хлеб у учѐных, безуспешно пытающихся объяснить природу Памяти всякими фотонами-бутонами, кварками-шкварками и прочими гештальтами. С памятью, как с электричеством. Все им пользуются, а вот что это такое...

Вот, учѐные университета Ратгерс, Нью-Джерси, додумались до того, что, память вообще не имеет объѐма. И что любое воспоминание — лишь набор нейронных связей внутри мозга, и что эти нейронные связи каждый раз собираются заново. Мол, психотерапевт, уложив клиента на кушетку, легко переворошит эти нейронные цепочки, и тем самым избавит его от тяжѐлых воспоминаний. Понятно, что такая чепуха, как и много других чепухов, придумана только для обеспечения заработком уймы выпускников краткосрочных курсов психотерапии.

Короче, не стоит заморачиваться. Мы ведь не учѐные и не лекари какие, а рядовые пользователи. Поэтому стоит бесхитростно воспринимать наличие памяти просто по самому факту еѐ наличия и согласиться с общепринятыми на сегодня канонами:
 
Память — запас информации с функциями накопления, хранения и многократного воспроизведения индивидуумом его прошлого опыта.

Подразделяется на:

Кратковременная память. Она же, согласно айтишной терминологии,  оперативная. Обеспечивает временное хранение информации и манипулирование ею. Обслуживает повседневные нужды индивидуума. Типа: зарядил ли телефон, выключил ли чайник, закрыл ли входную дверь... Жаль, но к старости этот вид памяти ослабевает.

Долговременная память. Накопитель получаемой конкретным индивидуумом информации, пользование которой открыто для него в течение всей его жизни.

«Коллективное Бессознательное». Согласно основоположнику аналитической  психологии Карлу Юнгу, опыт отдельной личности не утрачивается после смерти. Каждый человек появляется на свет уже с присутствующей в его подсознании суммой всех человеческих опытов, начиная чуть ли не с палеолита. И именно эти архетипы побуждают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определѐнным образом. При этом вполне допустимо, что в этом «Коллективное» наличествует некоторая дифференциация: опыт близких родственников, опыт дальних, опыт рода, племени, и, наконец, всехний опыт.


Аусеклис Баушкениекс, «Новый»

На первый взгляд это «Коллективное Бессознательное» — нонсенс, жуть, какой-то гигантский исторический предрассудок. Ну, как это можно помнить то, чего не было в непосредственном жизненном опыте, в житейской практике! Но вот серьѐзные учѐные, правда, с извиняющейся интонацией и оговоркой «гипотетическое явление», соглашаются с существованием этого самого «Бессознательное», и его активным влиянием на КИ. Как говаривал почтенный Карл Густав Юнг: «Все, что не проявляется как Сознание, возвращается как Судьба».

Какие-то фильтры не пропускают протуберанцы этого «Коллективное», и они зависают на уровне подкорки, донося инфу не на языке сознания, а на языке эмоций. Разве что в снах, когда глушилки здравого смысла отключаются, всѐ-таки возникают картинки, звучат обрывки фраз.

Когда судьба по следу шла за нами, Как сумасшедший с бритвою в руке.

Арсений Тарковский

А ещѐ гипнозом удаѐтся выцарапать кое-чего, но, увы, в виде намѐков, по которым трудно судить о целом. Правда, как это ни странно, разные маги, потомственные целительницы, сниматели порч и сглазов, загоняя подопытных в транс, переводят, как они утверждают, это «нечто» на понятный для них язык. И, представьте себе, у них наблюдается положительная динамика в лечении неврозов. 

О, нет! Это уже серой попахивает, и у поганых болот чьи-то тени встают... Так что оставим паранормальников в покое. Вернѐмся к материализму с его эмпириокритицизмом.

Кстати, вполне можно предположить (только не шейте мне мизантропию), что множество людей, живших раньше, да и живущих сегодня, как обходились одной лишь кратковременной памятью, так ею и обходятся, Что, в принципе, весьма эргономично. А о существовании долговременной памяти они понятия не имели и не имеют. Как и о том, что творит с ними «Коллективное Бессознательное», навязывая не только поведенческие паттерны, но даже, что вообще загадочно, грехи и проступки предков. И тому в истории человечества масса свидетельств (гугл вам в помощь!).

...Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тети разные, праотцы, ну, и праматери, угу. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлебывай их прошлое...

Евгений Шварц

Короче. Да здравствует единственная константа в системе КИ, с которой-то и работают психиатрия, психоаналитика и всякие другие «пси...»! ПАМЯТЬ. Имеются, правда, ещѐ папиллярные линии. И ДНК с РНК тоже как бы константы. Хотя уже нет! Геном, который ещѐ совсем недавно числился неизменной наследственной субстанцией, таки да, оказывается, подвержен движухе. Как и нуклеиновые кислоты. И получается, что постоянство хранят только папиллярные линии. Во всяком случае, пока. Да, к тому же, пользуются ими только следователи и прокуроры. Как элементом идентификации. А мы ведь, помнится, этот самый ИИ вывели за скобки исследования. Так что:

- На что жалуетесь?
- На память, доктор.
- Все забываете?
- Увы, все помню

Именно память даѐт понимание, что, например, эта крикливая неряшливая старуха  — твоя мать. А этот лысый толстяк в коротковатых брюках — твой отец. А это — дядя. Это — брат. А вот эта, когда-то «загадочная, с ноткой нежности и необъяснимой грусти в глазах...» некая особа, храпящая рядом по ночам, оказывается, законная супруга. Вечно недовольная, вечно голова болит. Да и самой этой храпящей особе понятно, что такое вот этот обезьян, все 24 часа требующий пожрать и предоставлять ему ласки. А писклявая девица-подросток, тянущая на одной ноте слово «хочу», оказывается, их дочь. И этот малолетний урод с ломающимся баском и серьгой в ухе... Ба, да это же родимый сынуля!

То есть, без участия памяти (правда, хрен его знает, как это получается) не сформируется ни одна из ипостасей, и не сложится весь пазл, именуемый «жизнью личности», «жизнью индивидуума», в котором есть и воспоминания детства (ипостась № 1), и «Как свежи были розы», и «Что пролепетала девушка там, под дождѐм» (ипостась № 2), и «Млечный путь на черном бархате ночи» (ипостась № 3), и так далее.

Она любила его без памяти. Была бы у неѐ память, она бы его не любила.

Роман Надирян

А теперь попытаемся догадаться — а на какой жилплощади весь массив памяти прописан. В теле? Да ну, ладно! Неужели где-то там может отыскаться этакий сейф, способный служить хранилищем столь огромного объѐма сознательного и бессознательного. Тем более, что масса хранимой Долговременной памятью информации по мере проживания субъектом жизненного цикла всѐ время увеличивается.

Причѐм, понятное дело, на момент рождения индивидуума на полочке личной памяти ещѐ пусто (разве что уже поступило на хранение первое воспоминание — момент выхода из утробы). Зато полным-полно должно быть в отсеках под названием «Коллективное Бессознательное». Вот только совсем непонятно — каким ветром в момент слияния сперматозоида с яйцеклеткой заносится эта запредельная по размерам инфа? И куда именно? В почки, в печень или таки в уважаемый мозг?

Есть такой нейробиолог, профессор биохимии Колумбийского университета в США Эрик Кандель (Eric Richard Kandel), посвятивший жизнь поиску биологических основ человеческой памяти. Он долго возился с ферментами с мудреным названием «протеинкиназы», твердил про вентролатеральную префронтальную кору мозга, изучал гипоталамус, миндалевидное тело... И всем рассказывал, что хранитель памяти — мозг. А недавно спохватился:

— Мне пришлось отказаться от мысли, что мы можем отыскать в мозге место функций, вроде Эго.

Смею и я пропеть в унисон этому, между прочим, нобелевскому лауреату с его столь приятной мне еврейской внешностью, что память (речь, конечно не о Кратковременной, которая как всякая оперативная, много места не требует, а о массиве Долговременной и той, что «Коллективное Бессознательное») не имеет жилплощади внутри тела. Ведь понятно, что при кромешной движухе во всех помещениях организма, несомненно, бедлам творится и на чердаке (нейроны, наночастицы и т. д. и т. п.). Помните: «клетки мозга каждые двое суток полностью обновляются».

Вообще, по мнению прогрессивных психологов новой волны, природа сознания не зависит от неврологической природы мозга. Например, количество извилин совсем не влияет на интеллектуальный уровень. Мозг интеллектуала и мозг идиота выглядят совершенно одинаково. Да и размер тоже ничего не значит. У основоположника микробиологии и иммунологии Луи Пастера после перенесѐнной в детстве болезни вообще осталось действующим только одно полушарие мозга. Нет, конечно, мозг, таки да, содержит миллиарды нейронов, но сам он вовсе не мыслящая материя. Как шутит профессор Университета Северной Каролины Джулиан Кейт, «мозг — трехфунтовая ѐмкость заполненная липидами, белками и соленой водой». А нобелевский лауреат Джон Экклс (первооткрыватель ионных механизмов возбуждения и торможения в нервных клетках) всерьѐз уверен, что мозг не производит мысли, а лишь воспринимает их. То есть, он всего лишь приѐмное устройство, терминал для доступа сознания извне.

Извне!

И значит, всѐ, что откопала нейробиология в человеческом организме, никак не хранилище информации. Это не более чем архиватор файлов. Упаковщик и распаковщик. И нет там места ни для разума, ни для сознания.

— Куда деваются наши мечты, наши желания, наша любовь? — Они где-то остаются. — Где? В глубинах? — В небесном архиве. — Даже небо не вместило бы такого архива... 

Исаак Башевис Зингер

Итак, Постулат Третий:
 
Память индивидуума находится вне его тела и является частицей информационного поля Вселенной.
 
По аналогии с интернетом, в котором данные хранятся на многочисленных серверах (cloud storage), долговременные памяти всех живущих в настоящее время индивидуумов и опять же «Коллективное Бессознательное» Человечества, находится гдето там... В ебенях! А! Неправда ли, удачное название для обозначения местонахождения. Ведь всегда лучше родное, посконное, сермяжное, и вроде бы, доморощенное. Тем более что слово-то действительно вкусное.

Ебеня — имя существительное, неодушевлѐнное, мужской род, 2-е склонение (тип склонения мн. <м2b(1)> по классификации академика А. А. Зализняка); формы ед. ч. не используются. Корень: -еб-; суффикс: -ен; окончание: -я). Значение слова — экспрессивное обозначение локации. При этом данный термин не несет в себе информации об удаленности места от наблюдателя.

Смешно, но это слово, на самом деле, не доморощенное, а, как множество других русских слов, позаимствовано в начале XVIII века из немецкого языка: Ebene — местность, равнина, плоскость, уровень и даже плата. В силу созвучия корня слова с праславянским названием сексуального контакта, «ебеня» в России попало в набор ненормативной лексики. Но при этом сохранило свой основной смысл — обозначение места. В английском языке аналог — Fuckville (is an expression that means the middle or ass end of nowhere. An expression used to describe a place which is inaccessible).

- Пап, а куда летит эта стая птиц? На юг?
- К  ебеням... Все летит к ебеням, сына...

А раз уж существует склад, то должны наличествовать соответствующие складская и транспортная логистики, то бишь системы хранения, постоянного обновления, сортировки и доставки единиц хранения потребителю и обратно.

Понятно, что должен трудиться, не покладая рук, какой-нибудь провайдер (вот только как зовут админа?) и, конечно, функционировать система проверки «свой/чужой». И у каждого КИ свой ресивер, а к нему IP address, Pin Code, логин, пароль и тому подобное. И все эти прибамбасы зазипаны (ZIP) и приаттачены как раз к этим загадочным ДНК, РНК и генам. Которые, скорее всего, исходная базовая настройка изделия с названием «Конкретный Индивидуум». Как формулируют заслуженные айтишники — «ейный BIOS». Тот самый, что несомненно играет огромную роль в наследовании организмом биологической информации: внешность, группа крови, тип метаболизма и некоторые заболевания, но к системе «Память» имеет лишь косвенное отношение.

Вполне можно допустить, что как всякая сложная система, эта тоже может взять и заглючить. Вот, например, часты в народе упрѐки в адрес некоторых КИ. Дескать, бесчувственные, чѐрствые люди. Тут обделяешь себя, жертвуешь своим временем, своими силами, да и связями, чтобы помочь, творишь добро, а он  — неблагодарный, делает вид, что не помнит. Так ведь, может, данный КИ, всѐ-таки совестливый. И никакого вида не делает. Просто какое-то реле в сети не сработало, и инфа попала на хранение не в те ячейки. Это ведь раньше трафик был простеньким. Ну, что в Средние века, могло крутиться в обменном буфере? А сегодня там гуляет такое количество терабайт спама, что коммуникативные каналы могут и не справиться с перегрузкой. Вот тут-то психушки и пополняются новыми клиентами.

ирина потеряла память а николай еѐ нашѐл теперь он помнит секс с ириной одновременно с двух сторон

Ростислав Чебыкин

Но в целом, что-то убеждает меня, что эта, как-никак, испытанная в тысячелетиях система уже отлажена, оттестирована, отъюстирована так, что все еѐ компоненты работают корректно. Думаю, что предусмотрены всякие фильтры и даже механизмы, оптимизирующие процесс принятия решений путѐм отсева ненужной информации. Например, деменция:

— О, а что это за смешной карапуз?
— Да это же твой внучек! — переглядывается между собой родня и шепчет, — ну, старик, вообще, из ума выжил. 

Нет, дед не обестолковел. Просто включилось устройство спасительного отсечения ненужных в «стадии доживания» подробностей. Чтобы без перегруза... А то ведь обрушится на КИ осознание, что прожил он жизнь олухом. А до некой «она» дойдѐт что, оказывается, просуществовала отведенное ей время истеричной дурой, профукавшей не только всяческие ништяки, но и своих детей.

Между прочим, если хранение памяти находится в ведении аутсорсинга, то почему бы не допустить, что где-то вне тела находится и сознание КИ и его разум. Центр, так сказать, управления полѐтами индивидуума, то бишь его жизнью. Действительно, пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин?

Опыты американского нейробиолога Бенджамена Либета, подтверждѐнные другими исследователями, показывают, что физическое действие человек начинает совершать ещѐ до того, как его мозг принимает решение действовать. Величина запаздывания мысли — целых 0,15 секунды!

Э-э-э! Да, так мы можем договориться до беспросветного детерминизма. Лишаем, понимаете, конкретного индивидуума свободы выбора и прочих самостоятельностей. Так что стоп! Явно, не туда заносит. Выруливаем обратно — к теме «Память».

Кстати, самоуверенные человеки во все времена предпринимали, да и сегодня продолжают предпринимать попытки обустроить подобие хранилища Памяти в этом материальном мире.

Но дело в том, что имеющиеся во всяких собраниях летописи, документы и тому подобное, вплоть до манускриптов загадочной библиотеки Ватикана, никак не подлинники. Все они многократно в угоду каждому очередному правителю подвергались редактированию и, несомненно, переписывались. Часто не очень грамотными писцами. И чем дольше продержался текст в столетиях, тем больше редакций он пережил. Потому что не надо забывать, что сотни тысяч других текстов подвергались цензуре категорической —  просто-напросто сжигались. Да и с высеченными в камне царскими анналами, которые, казалось бы, уж на века, тоже не сильно заморачивались. Раз, и в щебень!

Так что, всѐ это разношѐрстное, кое-как каталогизированное (а, сколько ещѐ не описано и не находится в обороте) множество дошедших до нашего времени письменных свидетельств, исполненных хоть тебе клинописью, хоть иероглифами, хоть латынью, хоть узелковым письмом крайне опрометчиво называть с придыханием — «подлинные источники», а места их складирования — «Хранилищами Памяти» (с больших букв «Х» и «П»). А если ещѐ учесть наличие толп посредников между архивами и человеческим сообществом. Этих филистеров и начѐтчиков, зашоренных, а часто и просто тупых, но всегда кем-то ангажированных так называемых исследователей и толкователей текстов. Ну, о какой аутентичности свидетельств может идти речь!

Что же до потуг всякого конкретного индивидуума оставить свидетельства своего существовании... Все эти эвересты лживых мемуаров, многопудие семейных фотоальбомов, всякие «здесь был Вася», фонограммы, кинохроника, телевидение и интернет выглядят весьма трогательно. Как и эпидемия «сэлфи». Всѐ это ведь один истошный крик: «Я жив! Я жил!». Этакие царапины на тающем льду.

Вот и получается, что вся надежда только на всемирный агрегатор. На ебеня, в которых, несомненно, вся Память человечества во всех еѐ подробностях без каких-либо флуктуаций, аберраций, дериваций и прочих «аций» накапливается, постоянно прирастая выходящими из обращения Долговременными памятями, завершивших своѐ земное существование индивидуумов.

— Как же так? — должны огорчиться мы, — значит, ничего после нас не остаѐтся?

Ой, боюсь, что таки да. И все эти возгласы: «Ах, наш Боренька весь пошѐл в дедушку Боруха!» чистый волюнтаризм. Ни мечты наши, ни желания, ни сомнения, ни переживания не наследуются. Ну, никак! Да, и честно говоря, кому оно всѐ нужно? Вот, пожалуйста, прямо сейчас спросите у ближайших своих. У тех же деток. Ну и что они говорят? Вот то-то же!

Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну...

Марина Цветаева

Смею к массе известных в мире описаний Смерти предложить ещѐ одно, вполне  имеющее право на существование... Ну, просто-таки, в ногу с научно-техническим прогрессом:
 
Передатчик Памяти, закреплѐнный за конкретным индивидуумом, продолжает слать сигналы. «А помнишь, а помнишь...». А приѐмник, то бишь, сам КИ, уже того... Не фурычит. Дескать, «душа отлетает». А это значит  — отстыковывается тот самый ZIP где IP address, Pin Code, логин, пароль и тому подобное...

А передатчик всѐ шлѐт и шлѐт инфу. Какие-то еѐ обрывки залетают в чужие каналы связи, снятся и видятся другим людям. И те мучаются в догадках. Мол, что это? Какой-то намѐк? Подсказка по жизни? А это просто заблудившийся чужой привет. Из ебеней.
 
Инсайт

Па-ба-ба-бам! (Людвиг ван Бетховен, симфония № 5 до минор, опус 67, «Тема Судьбы»).

Вот она — вишенка на торте! Речь о прозрениях, неожиданных прорывах, обзываемых нами «интуиция», о проникновениях в суть явлений, ведущих к открытиям в науке, технике и искусстве.
 
Постулат Четвѐртый:
 
Наблюдаемые в жизни общества и отдельных индивидуумов инсайты генерируются вне тела человека.
 
Мы жутко недооцениваем жизнеполагающие каналы информации, эту пуповину, что связывает нас с ебенями. Ведь весь этот напряжѐнный трафик заполнен не только и не столько файлами памяти, как всем (о-го-го!) тем, что обеспечивает развитие Человечества в широком диапазоне: от рационализаторского предложения по усовершенствованию шпульки в швейной машинке до первого колеса и расщепления атома, от «Колобка» до «Гамлета» и от звуков дудочки пастушонка до «Кармина Бурана».

Всѐ это поступало и поступает в наш мир при посредничестве индивидуумов, которые в обществе числятся по разряду «Одарѐнные». А там уже по категориям: Рационализаторы, Таланты, Гении. 

Причѐм Рационализаторы имеют место быть, как в технике, так и в литературе и искусстве. Просто в этих областях их призвание — оптимизация процессов воздействия на умы и эмоции sapiens. К примеру, совершенствование техники жонглирования эпитетами, метафорами, рифмами и всякими ля-бемолями (марш «Сегодня мы не на параде. Мы к коммунизму на пути»). Или изыскание резервов в приѐмах размазывания красок (Никас Степанович Сафронов или Илья Сергеевич Глазунов) и постукивания долота по мрамору (Евгений Вучетич или Зураб Церетели). Могут ли числиться в «Одарѐнных» по разряду Рационализаторов тьмы эпигонов Бредбери, Лема, братьев Стругацких, Агаты Кристи, Конан Дойла и т. д.? А почему бы и нет? Довольно таки оптимальный способ популяризации гуляющих по миру чужих мудрых мыслей.

Талант, он как чирей: на любом заду вскочить может.

Фаина Раневская 

Только давайте не будем рассаживаться рядочками с распростѐртыми для даров руками, с открытыми ртами и даже приотворѐнными черепными коробками. Вот, мол, сейчас на нас, раз, и свалится из ебеней нечто. Обойдѐмся без фантастики и без майс геверет Шехерезады. Тут ведь, хотите или нет, но, как минимум, надо иметь какойникакой, а бэкграунд: степень образования, интеллектуальный уровень, жизненный и профессиональный опыт. А то представьте себе, спустили в мир формулу, ныне названную по имени индивидуума с ИИ «Макс Планк», а гражданин получатель в арифметике даже до дробей не добрался. Или вот шлют «Белеет парус одинокий», а человек просто буков не знает, не говоря о том, чтобы отличить четырѐхстопный ямб от четырехстопного же, но хорея.

Короче, сами понимаете, что на песке пшеница не вырастет. Так что если кому снизошла мелодия, то он хотя бы слухом обладать должен. И кому-то положено знать, что такое курковый ударно-спусковой механизм в автомате, а иначе окажется он индивидуумом с идентификатором «Калашников»...

Вот, знаменитая американская актриса и просто красавица с ИИ «Хеди Ламарр», ко дню рождения которой приурочен День изобретателя в Австрии, Германии и Швейцарии, неожиданно соответствующий бэкграунд имела. Именно с нею связывают изобретения GPS, Bluetooth, Wi-Fi и CDMA

Как по мне, всѐ дело, в том, что весь инсайт, вся информация приходит не готовая сразу к употреблению, а такими полуфабрикатами а-ля кубики LEGO или груды пазлов. А то ещѐ и в виде бессознательного: охов-вздохов, колыханий портьер, внутреннего голоса и вещих снов. И уж на долю конкретного индивидуума, избранного для выполнения миссии, выпадает задача всѐ правильно сложить.

Вот тут определяющую роль играют не только накопленные КИ базовые знания и навыки, но и его психическое состояние на момент получения посылочки. Другими словами — попадѐт ли посланный сигнал в резонанс с настроем ипостаси, на данный момент командующей в индивидууме парадом. В здравом ли она расположении духа. А что если ипостась подвернѐтся этакая изнервлѐнная, истеричная. Не только не склонная к предстоящему творческому акту, а даже к приѐму сигнала. Зато если ипостась окажется не просто толковым техническим посредником в сеансе связи конкретного индивидуума с ебенями, но и добавит в этот инсайт что-нибудь от своего внутреннего, сокровенного... О, да! Именно такая ИПО и есть тем самым, кого в обиходе величают «Муза», хотя традиционно вдохновителем Одарѐнного принято считать субстанцию, которая витает как бы где-то вне его. Кстати, такой немаловажный для процесса творения фактор, обозначаемый словом «вдохновение» (его произносят обычно с придыханием и трепетом) на самом деле есть наличие устойчивого приѐма сигналов.

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут...

Александр Пушкин

Ведь это счастье, что, ЧУ, не оказалась ленивой ипостась конкретного индивидуума с идентификатором «Альберт Эйнштейн». И мы с вами, таки да, имеем E = mc2. На славу потрудились и ипостаси индивидуумов из чудного сообщества с идентификатором «Вильям Шекспир». И опять же, неимоверно прекрасно, что не откосила ипостась, царствующая в многоуважаемом индивидууме с ИИ «Людвиг ван Бетховен». А ведь всѐ могло быть. Дескать, извините великодушно, глух аки пень. Да и прилежными, работящими оказались в нужный момент ипостаси «Джефферсон со товарищи». Старательно ими было перенесено на бумагу: «Все люди сотворены равными и все они наделены...». А если бы нет? Вот поэтому, понимая, что с адресатами не всѐ просто, сеются семена веером. По всем городам и весям. Чтобы таки дошло до человечества. И желательно, вовремя.

Конечно, среди избранных, много скромно осознающих, что они, уж простите великодушно, лишь стенографы, а всѐ, что пишется, лепится, рисуется, открывается или изобретается, на самом деле ниспослано им. Извините за кощунство, а предчувствовала ли ипостась индивидуума с идентификатором «А. С. Пушкин» за пять секунд ДО, что в нем вот-вот зазвучит «Я помню чудное мгновенье»? Кстати, сэр Пол Маккартни честно признавался, что мелодия песни Yesterday явилась ему во сне. Но попадаются наглые, самоуверенные граждане с заявлениями: «Я создал! Я открыл! Я!.. Я!.. Я!..». Ау, парень! Это ж не с бухты-барахты приключилось. Это просто на твой приѐмник, тщеславный ты наш, было сброшено.

Но это всѐ как бы с позиций интереса отправителей. А вот каково получателю, на которого свалился дар? Ведь все эти адресаты, эти успешные тюнеры, таки да, удостаиваются в этом мире права числиться авторами полученного (я, между прочим, со своим маамаром, тоже на это надеюсь). Другое дело, что тяжек путь Одарѐнных, в отличие от тех, кто оказался этим бонусом обделѐн. Да, рукоплещут им и ближние, и дальние. Да, венчают лавровыми венками. Но ведь движуха, она движуха. И закономерно, что на смену былой ипостаси приходит новая. И тут «Хьюстон, у нас проблемы!». Потому как заступившая на службу ИПО, оказывается, не соответствует высокому призванию.

Я щас взорвусь, как триста тонн тротила,
Во мне заряд нетворческого зла.
Меня сегодня Муза посетила,
Посетила, так, немного посидела и ушла.

Владимир Высоцкий

То есть, связь по части памяти сохраняется. Устойчивая. А вот по части даров и откровений канал начинает глючить. Ну, там ещѐ на излѐте пара-тройка гостинцев от передатчика к приѐмнику проскочит... А дальше тишина. Это как обладать голосом на семь октав, а потом вдруг осипнуть. Навсегда.

И если для рядового индивидуума смена ипостаси — это обыденность (хотя нельзя отрицать и некоторый драматизм), то в случае КИ с довесочком в виде Одарѐнности, смена ИПО чаще всего оборачивается трагедией. И чем ярче было прожитое озарение, тем большей бедой оборачивается. Это же какая жуть — побывать творцом, светочем, а потом... Мол, при ипостаси № 2 (или № 3) были мы Эйнштейнами, Достоевскими и Паблами Пикассами... Как обозначают этот диагноз на своѐм ехидном идише не совсем древние евреи — «азохэн вэй». Что значит: «Нельзя всѐ время оставаться спелым бананом». Такие дела.


Пабло Пикассо - автопортреты в хронологическом порядке

Что остаѐтся тогда делать КИ? Держаться. И ждать. Авось... Вот, к примеру: «Душевная и умственная тупость, слабость, литературное бесплодие всѐ продолжается». Это из дневниковых записей 1916 года индивидуума с идентификатором «Иван Бунин». А потом спустя долгих двадцать лет подвернулась ему в череде ипостасей ещѐ одна, сопрягаемая по резонансу с передатчиком. Вот и сподобился Иван Алексеевич. Случились у него «Тѐмные аллеи».

А Джером Дэвид Сэлинджер, судя по всему, не сподобился. Но прожил жизнь достойно. В то же время у большинства Одарѐнных несоответствие легендарного прошлого с нынешним прозябанием вносит в ослабленные движухой мозги чувство вины, уныние и депрессию. И тут уж некоторые творцы, сжигают свои произведения. Боттичелли. Гоголь. Жорж Руо. Нет, вполне можно допустить, что с пришедшей на смену новой ипостасью, они, наоборот, поднялись на небывалый уровень просветления. А, предав свой труд огню, лишили человечество больших откровений. Но что тут поделаешь, если сам КИ отчаялся. Если пришло к нему понимание, что вот и всѐ. Абзац. Сдохла батарейка. И виноватит он себя из всех сил. Мол, не сберѐг дар, не удержал, разменял по мелочам. А ведь это просто движуха неумолима. И надо понять,

Что нас поток уж не несѐт И что другие есть призванья, Другие вызваны вперѐд...

Фѐдор Тютчев

Увы, некоторые даже ухи себе отрезают. А то и спиваются, травятся, стреляются, вешаются... Хотя, в то же время есть множество других человеков. Тех, кто спокойно, более того, нахально и даже нагло, со своими новыми ИПО типа «постные щи», продолжает низенько барражировать, используя наработанные навыки. При этом, стараясь соответствовать навешенным на них социумом ярлыкам, они ныряют в бурную общественную деятельность. Сколько блистательных учѐных, порадовавших мир открытиями, потом потихонечку переквалифицируются в администраторов от науки, во всяческих референтов. То же самое происходит в мире искусства и литературы. А общество, чтобы не выглядеть несуразно, всѐ это аккуратно обставляет всякими приличиями. Исследователи и последователи стараются отыскать в жалких почеркушках былых властителей дум проявление каких-либо проблесков прежних доблестей. И кричат «Годы не властны, годы не властны!». Властны! Движуха есть движуха. Она издевательски неумолима. Недаром же «ха» в конце слова.

И в завершение темы инсайта. Очень важный момент. Ну, очень.

«Толпа жадно читает исповеди, записки, etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой подлости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы; он и мал и мерзок не так, как вы, — и́наче».

из письма А. С. Пушкина к П. А. Вяземскому

«И́ наче», говорите? Это как?! При всѐм моѐм невыносимо безусловном пиетете и благоговении пред Поэтом, смею заметить, что, увы, спесив тут и заносчив оказался Александр свет Сергеевич. Ох, никогда нельзя по результату творческого акта  — стихотворению, мелодии, живописному произведению или научному открытию — судить о человеческих качествах сопричастного этому конкретному индивидууму. И наивно рассуждать о каких-то внутренних духовных сокровищах, которые, мол, автор извлекает из себя. А то ведь, увы, может постигнуть жуткое разочарование от несоответствия творения и закреплѐнного за ним имярек. Ведь многие, почитаемые за великих мыслителей, по воспоминаниям современников, в обыденной жизни не отличались ни умом, ни сообразительностью. Туповаты были. Наивны. Да и сварливы до невыносимости. Даже те, уж не взыщите, которые с идентификаторами «Кант» и «Гегель». А другие Осенѐнные? К примеру, Вильгельм Конрад Рентген был легендарный хам. Тот же Рихард Вагнер с его «Евреи – это черви, крысы, трихины, глисты, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы!» (Р. Вагнер. Письмо к Козиме 1849 г.). А эти, с ИИ «Франсуа Вийон» и «Бенвенуто Челлини» просто до убийств доходили.

Обычно, по поводу низкого душевного качества Избранных все пожимают плечами. Дескать, что поделаешь, причуды гениев. Да нет уж. Скорее всего, это причуды ебеней, рекрутирующих почему-то именно таких индивидуумов в свои почтальоны.
 
Заключение


Сальвадор Дали, «Постоянство памяти»

Не правда ли, всѐ мною вышеизложенное выглядит крайне материалистичненько? Ни тебе, тьфу, тьфу, тьфу, каббалы во всѐм разнообразии еѐ толкований, ни тебе всякой прочей мистики. Всѐ, как и должно быть — в простоте. Потому как, даже Конец Света, тот самый Апокалипсис, не приведи, конечно, Г-сподь, на самом деле будет элементарным выключением серверов. Wow! Servers shutdown! А по-русски: «п****ц в ебенях!».

Я заканчиваю свой Маамар, он же трактат, заслуживающий, если не Нобелевской, то хотя бы Пулитцеровской премии, и уж, во всяком случае, надеюсь, Доброго Слова моего предка Арье-Лейба, известного, как Шполер Зейде (Дедушка из Шполы, 1725— 1811. Да будет светла память о нѐм, как и о моих родителях!).

И заканчиваю я его чистосердечным признанием, что категорически не понимаю, зачем я написал всѐ это. Зачем устраиваю этот хай. Я ведь не претендую ни на новое слово в науке, ни на то, что, вообще, это кто-то прочитает. Хотя, честно говоря, надеюсь, что текст найдѐт своего читателя. А то, может, даже двух-трѐх.

Так каково тогда предназначение мною вышеизложенного?

Один мой, ещѐ по Москве, лукавый приятель говаривал, что есть теории, которые приносят людям счастье, а есть, которые, наоборот, бывают полезными.

Так вот, может, всѐ-таки не мешало бы знать нам про ИПО смолоду. Чтобы, хотя бы начать смутно догадываться. А там, глядишь, пришло бы понимание дискретности своего существования. И это знание наследовалось бы всеми последующими поколениями. Но, увы...

...По совокупности добра и зла, что людям нанесли...

Павел Антокольский

Беда наша в том, что в этом обезумевшем мире, охваченном тотальной движухой, начиная с далѐких звѐзд и заканчивая клетками организма, есть одна, будь она неладна, единственная константа. Память. И пока мы живы... О, пока мы живы! Именно она остаѐтся источником всех наших душевных терзаний, всех мучений от осознания грехов, ошибок, потерь, накопленных в мельтешении ипостасей... 

...Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток...
А. С. Пушкин

И ничего с этим свитком не делается, чѐрт побери! И вычѐркиванию, увы, ни одна запятая из него не подлежит. Мы с вами больны своим прошлым. Больны безмерно!

Вот твердим же всѐ время:

— Не было этого, не было этого! 
— Было! — отвечает блядская наша память... НАША! 

Так может быть, то, что мы считаем бедой, — потерю индивидуумом памяти (болезнь Альцгеймера, авария, контузия...) — на самом деле Благодать?

Заметьте, я не туманился рассуждениями про судьбу. А ещѐ я старательно не затрагивал тему Б-га. Но не получается без Него. Без Провидения Г-споднего! 

И без упоминания Страшного Суда не получается. А с ним-то ведь, оказывается, всѐ просто. Это когда, ушедшие в небытие, восстанут из праха. И, воспользовавшись сохранившимся бэкапом, залогинятся. Как положено: IP address, Pin Code... Заработают их приѐмники памяти. И они, воскресшие, всѐ вспомнив, посмотрят нам в глаза... Вот это и будет Страшный Суд!

Вот уж, действительно, больше всего, дамы и господа, везѐт тем, у кого начинается склероз. Это ведь на самом деле Б-г, наконец-то, жалеет их. И говорит:

— Ладно, Я прощаю. Забудьте...

Ефим Гальперин